Раннее детство охватывает период. Значение периода раннего детства

Подписаться
Вступай в сообщество «savico.ru»!
ВКонтакте:

Пивовар В.А., воспитатель детского сада №17
г. Алексеевки Белгородской области

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году) , усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.

Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200-300, а к трем - до 1500 слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма - низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии - они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления - важные задачи педагогики раннего детства.

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни, - сосательный - на положение для кормления. Раннее образование условных рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать) , так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.) . Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание - дело крайне сложное и вредное для деятельности нервной системы. Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание.

Результаты целенаправленного воспитания проявляются уже в два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает потребность в еде в строго определенное время; выспавшийся и сытый, он спокоен, при общении со взрослыми проявляет радость.

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей - их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

  • соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;
  • правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;
  • проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;
  • создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.

Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Но содержание, приёмы и методы реализации этих задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста.

Они определяются возрастными особенностями малышей.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

Раннее детство!

Все детство от рождения до 18 лет делится на ряд возрастных периодов, каждый из них имеет качественные особенности. Разные исследователи предлагают различную классификацию. В СССР большинство физиологов, психологов и педагогов (Н. М. Щелованов, Ю. А. Аршавский, Д. А. Эльконин, А. А. Люблинская, С. М. Громбах и др.) выделяют первые три года жизни в особый период, называемый периодом раннего детства. Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, требующих создания для детей этого возраста специальных условий окружающей среды, всего уклада жизни, питания . Отличны также содержание и методы воспитания.

Анатомо-физиологические особенности раннего детства

На втором году жизни сохраняется еще достаточно быстрый темп физического развития ребенка. Это проявляется в интенсивном росте и увеличении массы тела, хотя и не таком значительном, как на первом году жизни. В первом полугодии длина тела увеличивается на 6-7 см, масса – на 1-1,5 кг. Продолжается созревание различных функциональных систем организма. Растет грудная клетка, опускается диафрагма. Ребра принимают косое положение, мышцы диафрагмы становятся крепче. Одновременно с грудной клеткой развиваются и легкие, совершенствуется их функция, частота дыхания уменьшается за счет увеличения дыхательного объема. Продолжается интенсивное развитие иммунной системы, относительно велики аденоиды и миндалины. Растет сердце, совершенствуется его работа. Повышен обмен веществ, органы пищеварения приобретают способность переваривать самую разнообразную пищу. Сохраняется высокая ранимость организма ребенка, его подверженность различным заболеваниям. Относительная слабость и малая подвижность нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга приводят к быстрому утомлению. В первом полугодии второго года жизни ребенка совершенствуются его двигательные навыки. Он уже может подолгу ходить, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится), может перешагнуть через невысокое препятствие. Может есть ложкой сначала густую, а к 1,5 годам и жидкую пищу.

Во втором полугодии второго года жизни ощутимо повышается сопротивляемость организма неблагоприятным условиям внешней среды. Более совершенной становится система терморегуляции, иммунная система надежнее защищает организм от инфекции. Повышается работоспособность нервной системы: если ребенок в начале второго года, не отвлекаясь, может заниматься с картинкой всего 1–2 мин., то к концу второго года это время увеличивается до 7–8 мин. Быстро развивается речь, увеличивается запас слов. К концу второго года заметно меняются пропорции тела малыша, особенно за счет длины рук и ног, объем груди становится больше объема головы. Совершенствуется координация движений, ребенок более ловок, может пройти по доске шириной 15-29 см, приподнятой над полом на 15-20 см, перешагивая через препятствия чередующимся шагом. Заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. В этот период дети начинают контролировать акт дефекации, а иногда и мочеиспускания, становится возможным привитие ребенку гигиенических навыков.

За второй год жизни ребенок увеличивает массу тела приблизительно на 2-2,5 кг, длину – на 12-13 см.

На третьем году жизни ребенок по-прежнему быстро растет: его вес увеличивается на 1,5-2 кг, рост – на 8-11 см. Несовершенство нейрогуморальной регуляции, незрелость кровеносной, дыхательной, пищеварительной систем в сочетании с быстрым ростом, интенсивным развитием, активной деятельностью делают детский организм в этом возрасте очень уязвимым. К тому же на третьем году, как правило, расширяется круг общения малыша, он больше передвигается, более самостоятельно исследует окружающий мир, в связи с чем резко возрастает вероятность инфицирования, травм, отравлений. Ребенок любознателен, активен, контактен – это прекрасно, это необходимо для его развития, но полагаться на его самостоятельность нельзя ни в коем случае.

Продолжает активно созревать нервная система ребенка. Она более вынослива, чем у двухлетнего малыша, но если созревание клеток коры головного мозга уже заканчивается, то продолговатый мозг, отвечающий за регуляцию жизненно важных функций, еще далек от совершенства. Повышенная возбудимость подкорковых отделов, несовершенство и слабость регулирующей функции коры ведут к тому, что реакции ребенка сопровождаются сильными эмоциями. На третьем году жизни начинает функционировать долгосрочная память, причем особенности ее таковы, что события раннего детства фиксируются в ней наиболее прочно, сохраняясь во взрослом возрасте часто в подсознании, вновь «выплывая» и исчезая последними в старости. Активно идет развитие второй сигнальной системы: у ребенка расширяется словарный запас, малыш лучше понимает речь взрослого. К концу года свободное владение речью достигает степени автоматизма. Как показали специальные исследования, развитие речи тесно связано с развитием двигательного анализатора: дети, хорошо владеющие речью, более активны, легче включаются в игры, четко связывают слово с движением. Особенно важно на третьем году развитие мелких точных движений кистей и пальцев рук, которые оказывают непосредственное стимулирующее действие на развитие речевого центра и артикуляционного аппарата.

Правильно организованная внешняя среда имеет для ребенка в этом возрасте колоссальное значение, особенно неблагоприятными факторами являются отсутствие условий для активной деятельности и ограничение сенсорных впечатлений. Ограничение в движениях препятствует физическому развитию малыша, снижает познавательную активность, недостаток адекватной информации приводит к снижению возбудимости и восприимчивости ребенка, и то и другое вместе – к отставанию в развитии. В связи с интенсивной ходьбой, лазаньем, другими активными движениями развиваются скелет и мускулатура малыша. К трем годам появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника, хотя постоянство шейной и поясничной кривизны установится значительно позже. Позвоночник отличается большой гибкостью, неблагоприятные воздействия легко способствуют формированию неправильной осанки. Развитие мышечной системы идет параллельно с костной. На третьем году объем мышц увеличивается, количество жировой ткани в них уменьшается, совершенствуется иннервация и кровоснабжение. Ощутимыми становятся половые различия в развитии мышечной системы – у мальчиков мышцы сильнее, объем их больше. Развитие двигательной функции малыша зависит не только от естественного роста и развития мышц, созревания нервной системы, но все большее значение имеет тренированность определенных функций. Это относится не только к развитию и совершенствованию движений, но и к деятельности всех жизнеобеспечивающих систем: дыхательной, кровеносной, пищеварительной.

Нервная система

В раннем и дошкольном возрасте совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы, основные дифференцировки нервных клеток. В процессе взаимодействия с внешней средой у детей формируются умения и навыки, новые, белее сложные условные рефлексы образуются на основе уже имеющихся. Следует учитывать особенность центральной нервной системы ребенка сохранять следы тех процессов, которые в ней происходили. Отсюда понятна способность детей быстро и легко запоминать показанные им движения. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения. Большая возбудимость, реактивность, высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков: ходьбы на лыжах, фигурного катания на коньках, плавания. При¬чем очень важно с самого начала правильно формировать двигательные навыки у дошкольников, так как исправлять их очень трудно.

Опорно-двигательный аппарат

Развитие скелета, суставно-связочного аппарата у детей до 7 лет еще не окончено. По сравнению со взрослыми костная система ребенка богаче хрящевой тканью и содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка, легко поддающиеся искривлению, могут при¬обрести неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних фак¬торов. Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего пе¬риода детства. В это время почти каждая из 206 костей скелета продолжает значительно изменяться по форме, размерам и внутреннему строению. Костная система дошкольников характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника), поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей, за правильным положением тела во время сна, предупреждая возникновение деформаций позвоночника, груд¬ной клетки, костей таза, конечностей. Следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, вызывают искривление костей, и наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения - бег, лазание, прыжки - стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Формирование костного скелета продолжается до периода полового созревания.

Мышечная система

Она развита у детей значительно слабее, чем у взрослых. Общая масса мус¬кулатуры у ребенка дошкольного возраста составляет 20-22% по отношению к массе тела, т.е. в 2 раза меньше, чем у взрослого. Мышцы ребенка имеют волокнистую структуру, и по мере его роста, наряду с удлинением, происходит рост мышц, главным образом, в толщину. Скелетная мускулатура ребенка до 7 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Брюшной пресс развит слабо и не в состоянии выдерживать большие физические напряжения. Происходит расслабление волокон и могут образовываться грыжи (пупочные). У мальчиков 6 лет слабо развито паховое мышечное кольцо, поэтому недопустимы чрезмерные нагрузки (возможно образование паховых грыж). Хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Вот почему уже в этом возрасте необходимо следить за осанкой ребенка. Относительно слабо развиты мелкие мышцы кисти, поэтому дети не обладают точной координацией движений пальцев. Масса мышц нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей, что связано с высокой двигательной активностью ребенка. Несмотря на то что уже к 5 годам значительно увеличивается мышечная масса, возрастает сила и работоспособность мышц, однако дети еще не способны к значительным мы¬шечным напряжениям, к длительным физическим нагрузкам. Систематически тренируя мышечный аппарат, надо помнить: деятельность с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет, чем та, которая требует статических усилий (длительное стояние или сидение). Учитывая быст¬рую утомляемость, необходимо избегать чрезмерных физических усилий при выполнении физических упражнений. Исследования показывают, что в зависимости от состояния центральной нервной системы (сильные уравновешенные нервные процессы, сильные неуравновешенные нервные процессы, слабые нервные процессы и т. д.) дети осваивают движения по-разному и только три движения формируются у всех детей одновременно:

1) поднимание и удерживание головы в вертикальном положении (1-1,5 месяцев);

2) поднимание головы из положения лежа на животе (4-5 месяцев);

3) поднимание туловища с опорой на предплечья (5-6 месяцев).

Психологические особенности раннего детства

1. Основной особенностью периода раннего детства является наиболее интенсивный темп развития. К 3 годам ребенок овладевает всеми основными движениями (ходьба, бег, лазание, бросание в цель, плясовые движения) и тонкими движениями пальцев. Он приобретает много знаний и представлений об окружающих предметах, ориентируется в форме, цвете, величине предметов. Особенно большое значение в психическом развитии отводится овладению речью: ребенок, не умея при рождении произнести ни одного членораздельного звука, к 1 году употребляет около 10 слов и понимает название многих действий и предметов, а к 3 годам его словарь содержит более 1000 слов. На протяжении 3 лет у ребенка развиваются и все функции речи, а с ней и мышление. Речь становится средством общения с окружающими и средством познания. Речь взрослых является средством воспитания, при помощи речи можно регулировать поведение ребенка, его эмоциональное состояние. У детей развивается мышление: они сравнивают, устанавливают сходство, обобщают, делают элементарные умозаключения. У детей быстро развиваются и такие психические процессы, как внимание, память, а на 3-м году - и воображение. За 3 года в зависимости от условий воспитания быстро формируются различные навыки (как положительные, так и отрицательные). Развиваются многие виды деятельности (детские игры , наблюдение, конструктивная и изобразительная деятельность и др.). Закладывается эмоциональная основа личности: дети по-разному реагируют на все, у них формируется различное отношение к окружающему - одно им нравится, вызывает улыбку, радость, на другое они сердятся, плачут. В поведении ребенка можно видеть проявления многих свойственных человеку эмоций - радость, гнев, страх, смущение, удовлетворение, эстетическое чувство, застенчивость, обида и др. Уже на 1-м году у детей начинают устанавливаться различные взаимоотношения со взрослыми, закладываются основные черты характера и элементарные нравственные качества личности. Таким образом, первые 3 года жизни являются периодом быстрого становления и развития всех особенностей, свойственных человеку. 2. Характерной особенностью периода раннего детства является высокая пластичность всего организма, и в первую очередь пластичность высшей нервной и психической деятельности, легкая обучаемость. Всякое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка. 3. Здоровый ребенок обладает богатыми потенциалами (возможностями) развития. Применяя различные специальные меры, можно получить значительно более высокий уровень той или иной линии развития. Так, например, ребенка значительно раньше можно научить различать все цвета, плавать, читать, выучить наизусть длинное стихотворение и др. Задача воспитания - полнее использовать богатые природные возможности ребенка, но без ущерба для здоровья и их нервной системы, и правильно отобрать наиболее существенное, значимое для данного возраста детей. 4. В первые годы жизни велика взаимозависимость и единство физического и психического развития. Ребенок не может хорошо физически развиваться, если он мало двигается или часто находится в отрицательном эмоциональном состоянии, если отсутствуют условия для его активной деятельности. Крепкий, физически полноценно развивающийся ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и психически лучше развивается, а веселые, подвижные дети лучше развиваются не только психически, но и физически более развиты и выносливы. Вместе с тем даже незначительные нарушения в состоянии здоровья детей вызывают изменения их общего самочувствия - они становятся раздражительными или вялыми, быстро утомляются. И наоборот, любое заболевание легче протекает, если удается поддержать хорошее эмоциональное состояние заболевшего ребенка. 5. Большое значение в развитии и поведении ребенка имеет эмоциональное состояние ребенка и его эмоциональное отношение к окружающему. Все поведение маленького ребенка, его действия, устойчивость внимания, работоспособность зависят в основном от того, нравится это ему, интересно, доставляет удовольствие или нет. Только то, что ребенок воспринимает охотно, с интересом, дает хороший результат. Например, обливание водой принесет пользу для здоровья только в том случае, если ребенок бежит в ванную с удовольствием, и, наоборот, бесполезно обливать ребенка, если он каждый раз при этом плачет. Если проводимое воспитательницей занятие интересно ему, он занимается длительно, внимательно следит за ее действиями и словами, если нет - скучно или непонятно - то дети отвлекаются, не слушают, и такое занятие не приносит пользы. Ведущее значение эмоционального состояния сохраняется на всем протяжении раннего детства - оно одинаково важно как для 3-5-месячного ребенка, так и для 2-3-летнего. Характерной чертой раннего детства является лабильность их эмоционального состояния, изменчивость. В результате самых ничтожных поводов бодрое состояние ребенка может смениться плачем и наоборот, еще не высохли слезы от обиды, как он уже снова улыбается. Очень велика внушаемость и тонкая дифференцировка эмоций окружающих - еще не понимая слов, ребенок уже рано хорошо понимает: сердятся на него или нет. Дети рано улавливают характер взаимоотношений между близкими, чувствуют настроение окружающих и легко им заражаются. Стоит в манеже заплакать одному ребенку, как часто может заплакать другой. Если мать, укладывая ребенка спать, чем-то взволнована, то ее настроение часто передается ребенку, и он дольше не может заснуть. 6. Ребенок рождается с врожденной сенсомоторной потребностью, т. е. с потребностью получать различные (зрительные, слуховые, тактильные и др.) раздражения, и с потребностью в разнообразной двигательной активности. С момента рождения ребенок проявляет активный поиск этих раздражений, ярко выраженный ориентировочный рефлекс «что такое?» (И. П. Павлов) или рефлекс «новизны». На основе этого ориентировочного рефлекса при правильном отношении взрослых позже появляется интерес ко всему окружающему, особенно новому, что затем превращается в специальную ориентировочно-познавательную деятельность, желание узнать «а что?», «а почему?», «а как?», «куда?» и т. д. Очень высока у детей и потребность в двигательной активности. Они много и разнообразно двигаются, различно действуют и почти все время активно что-то делают. Все это является ярко выраженной особенностью маленького ребенка и способствует быстрому физическому и умственному его развитию. Ограничение движений ребенка (гиподинамия), бедность и однообразие впечатлений от окружающего ведут к резкому отставанию в психическом развитии. 7. Очень рано (с первых месяцев) у ребенка формируется потребность в общении со взрослым, которая быстро становится такой же сильной, как и органические потребности. В конце 1-го и на 2-м месяце лицо говорящего взрослого является наиболее сильно действующим раздражителем, вызывающим сначала длительное сосредоточение, а несколько позже и большую радость. Без частого общения со взрослым нельзя обеспечить эмоционально-положительное состояние детей этого возраста, неизбежны нарушения возбудимости, нельзя достигнуть своевременного психического развития и формирования нравственных качеств личности. 8. Отлична в раннем возрасте и роль непосредственных воздействий взрослых на ход развития. Ребенок рождается крайне беспомощным, не имея почти никаких готовых форм поведения. Только после показа взрослого ребенок может складывать пирамиду, ставить кубик на кубик, произносить слова, рисовать, лепить и др. Дети раннего возраста нуждаются в значительно более частом непосредственном обучающем руководстве взрослого. 9. Для детей раннего возраста характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений, навыков. Ребенок 3 лет способен на сравнительную устойчивость внимания, но в то же время он легко отвлекается по самым незначительным поводам (например, приход во время интересного занятия постороннего лица). 10. Неустойчиво и очень лабильно физическое и психическое состояние ребенка. Маленьким детям свойственна физическая и психическая ранимость. Дети этого возраста легко заболевают при незначительных ошибках в уходе и при недостаточном удовлетворении их органических потребностей. Легко нарушается и состояние возбудимости их нервной системы. Хотя на протяжении 3 лет длительность периода непрерывного активного бодрствования значительно увеличивается и к 3 годам достигает 5 1/2-6 ч (т. е. почти так же, как и у дошкольника 6 лет), однако ребенку раннего возраста нужен более частый отдых в течение одного отрезка бодрствования в виде более частой смены разных видов деятельности. Периоды непрерывной продуктивной деятельности у этих детей меньше, они больше утомляются. 11. Процесс развития скачкообразен и неравномерен. Резко, скачкообразно, в 1 год 5 мес - 1 год 6 мес удлиняется работоспособность (удлиняется период бодрствования), так же скачкообразно увеличивается количество слов в этот период. В 2 года 8-10 мес скачкообразен переход к качественно новому виду игры - переход от игры воспроизведения окружающих действий к ролевой игре и др. Темп и значение разных линий развития в различные периоды жизни ребенка неодинаковы. На каждом возрастном этапе есть свои «ведущие» (т.е. наиболее значимые) линии развития. Они имеют наибольшее значение для данного возраста, своевременное развитие их обеспечивает переход на качественно новый этап. Так, например, в возрасте 7-8 мес ведущим движением является ползание, так как оно полезно для общего физического развития и расширяет ориентировку в окружающем. В возрасте 1 года 6 мес - 1 года 9 мес очень важно овладеть способностью обобщать предметы по существенным признакам, так как это будет способствовать дальнейшему развитию мышления, формированию понятий. В 1 год - 1 год 5 мес происходит быстрое развитие понимания речи, но медленнее нарастание активного словаря. Научившись новому, приобретя новое умение, действие, на какой-то период времени оно становится доминирующим в поведении ребенка. Так, например, научившись ходить самостоятельно, ребенок почти перестает играть, а «неудержимо» ходит. Произнеся впервые какое-то слово, он многократно повторяет его в течение дня. На разных возрастных этапах ребенок оказывается особо чувствительным к определенного рода воздействиям. «... При наличии соответствующих педагогических условий наиболее легко развиваются определенные психические процессы и качества, которые очень трудно сформировать на более поздних возрастных этапах» (Л. С. Выготский). 12. Реакция детей раннего возраста имеет более длительный латентный период, т. е. время от начала действия раздражителя до ответной реакции ребенка. Например, когда взрослый задает ребенку 1 года 3 мес - 1 года 5 мес какой-либо вопрос или предлагает произвести какое-то действие, то его ответная реакция наступает не сразу, а лишь через некоторое время.

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку
психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно
осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их
полноценного
развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни

характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес

ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции

организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и

третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает

координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи

делает ребенок в овладении

родным языком.

Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12

слов, то к двум годам число их увеличивается до 200-300, а к трем - до 1500

слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как

повышенная ранимость организма - низкая его сопротивляемость заболеваниям.

Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии

детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка

составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического

развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен

заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые,

подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения

в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии - они

становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального

состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их

уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления

Важные задачи педагогики раннего детства.

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них

возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит

ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в

яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип

последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов,

позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе

поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный

условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни,-

сосательный - на положение для кормления. Раннее образование услов­ных

рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством

необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы

могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и

просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и

нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать

на руках взрослого и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с

трудом поддаются изменению.

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие

потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от

непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей - их хорошее,

уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

Педагогика раннего детства, основы которой были разработаны Н. М. Щеловановым,

Н. М. Аксариной и их учениками, намечает конкретные задачи и методы

всестороннего воспитания детей.

следующие разделы:

соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е.

верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна,

кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;

правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;

проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;

создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности

детей.

Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически

обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни

детей.

В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и

эстетическое развитие детей. Но содержание, приёмы и методы реализации этих

задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста.

Они определяются возрастными особенностями малышей".

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет

правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому

учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся

нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство

воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

Темп психического и физического развития детей на втором году жизни менее

интенсивен, чем на первом. Поэтому программа воспитания в детском саду

предусматривает изменение режима дня, задач и методов воспитания не

поквартально (через каждые 3 месяца), а по полугодиям.

Для развития координации движений ног и рук необходимо иметь набор игрушек,

которые дети могли бы переносить в руках (крупные мягкие игрушечные животные,

куклы, мячи, корзинки, ведра, мешочки и др.), возить за тесьму (машины,

коляски и т. п.) возить подталкивая вперед (каталки, крупные игрушки на

колесах и пр.).

Воспитатель, руководя самостоятельной деятельностью детей, обязан следить

чтобы все они были активны, деятельны. Важно обеспечивать смену движений у

детей, предупреждая возможное утомление при однообразных манипуляциях.

Регуляция двигательной активности, побуждение к тому, чтобы дети не только

ходили, но и выполняли другие движения (присаживание, вхождение на горку и

т. д.), - важное условие их физического развития. Предупреждая утомление

разбегавшихся детей, нужно усаживать некоторых из них за столы для спокойных

игр.

Обязательным является проведение подвижных игр, которые имеют большую

педагогическую ценность. Эмоции удивления, радости, испытываемые детьми во

время подвижных игр, содействуют лучшему усвоению движений. Так, в играх в

прятки дети, отыскивая спрятанные игрушки, выполняют самые разнообразные

движения: встают на носочки, чтобы заглянуть на полочку, под­вешенную к

стене, нагибаются и смотрят под мебель и т. д. При организации подвижных игр

не следует обязывать детей ходить парами или строем. Уровень развития

произвольных движений у них еще низок, и они не могут двигаться

организованно, например, взявшись за руки, идти в одном направлении.

Значительную ценность для о&щего развития детей имеют подвижные игры с

музыкальным сопровождением: притопывания, приседания и т. п. в такт музыке

содействуют воспитанию чувства ритма, гармонии движений.

Важную роль в формировании двигательной активности ребенка второго года

жизни играют занятия гимнастикой. Они проводятся с применением специального

оборудования (лесенок-стремянок для влезания, скамеек для ходьбы и пр.). Это

оборудование применяется только на занятиях и не предоставляется детям для

самостоятельного использования.

Учитывая большую потребность в движениях у детей второго года жизни и

организуя для этого специальную обстановку, следует помнить, что

двигательная активность не должна мешать формированию сосредоточенности,

умения спокойно заниматься игрушками. Важно следить за правильным

чередованием движений и спокойных занятий. Надо удовлетворять потребность

детей в движениях, но так, чтобы это не шло в ущерб другим видам их

деятельности.

На втором году жизни большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками,

кубиками, вкладышами), а также орудийным действиям - умениям пользоваться

несложными предметами-орудиями: палкой, чтобы приблизить к себе отдаленный

предмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек, совком и лопаткой в игре

с песком и снегом.

Во время бодрствования детей дидактические игрушки нужно располагать на

столах так, чтобы на каждом из них помещался один вид дидактической игры.

Важно следить, чтобы за столами играли небольшие группы - по 2-3 ребенка, при

этом каждому из них следует давать аналогичный комплект дидактических

игрушек. Неумение детей этого возраста играть вместе и повышенный интерес к

новизне может привести к конфликтам, если игровая ситуация не будет

продумана воспитателем.

Обучение новым действиям, их усложнение, переключение на другие виды

деятельности - основные моменты организации воспитателем предметной

деятельности детей".

Второй год жизни - ответственный период речевого развития. На базе речевых

умений у годовалого ребенка в ходе обучения и воспитания развиваются

понимание речи взрослых и активная речь. Темп развития этих сторон речевой

деятельности различен. В первом полугодии наиболее интенсивно развивается

понимание речи, во втором (точнее, в последней четверти года) - активная

Речь.

В начале второго года жизни дети еще много лепечут. Лепет их разнообразен, эмоционально

выразителен и сопровождает почти все действия. Подражание звукам и

звукосочетаниям в этом возрасте совершенствуется, что способствует

постепенному увеличению словаря. По принятым в нашей стране показателям

развития детей, к полутора годам активный словарь составляет 30, а к двум -

200-300 слов. На развитии активного словаря отражаются индивидуальные

особенности и условия воспитания.

К двум годам облегченные слова заменяются обычными. В речи детей появляются

слова, обозначающие не только предметы и действия, но и доступные их

пониманию качества и отношения между предметами (например, наречия). Личными

местоимениями к концу второго года жизни ребенок пользуется без особого

труда.

Первые детские предложения состоят обычно из одного слова. Включенное в

предметную ситуацию, оно заменяет предложение. Возглас “мама!” в одном

случае означает “возьми меня на руки”, в другом - “дай мяч”. Словом “бах”

малыш сопровождает падение игрушки и, обращаясь к взрослому, жалуется, когда

падает сам. В конце второго года в предложениях может быть до 3-4 слов. Дети

начинают изменять слова в числе, роде и некоторых падежах, хотя делают еще

много ошибок.

Для развития активной речи необходимо совершенствовать у ребенка способность

подражать слышимым звукам, словам. Надо воспитывать у него умение слушать и

воспроизводить слышимое. Для этого следует, как и на первом году,

поддерживать лепет ребенка, устраивая с ним перекличку звуками, вызывать его

на подражание легким звукосочетаниям (“топ-топ”) и на подговаривание (“шш-уу,

полетели”, “гуси-гуси-га-га-га”), учить его по просьбе взрослого отвечать:

“Как тикают часы? Тик-так. Скажи: “Тик-так”. Чтобы вызвать у ребенка

подражание словам, можно давать ему образцы облегченных слов, но произносить

их в сопровождении правильных, например: “Спи, ляля, бай-бай”. Когда ребенок

сможет подражать, (примерно с 1 года 3-4 мес.), надо перейти к обычной

правильной речи. К ребенку после полутора лет нужно обращаться с поручениями,

давая образец для подражания: “Пойди позови Галю, скажи: “Галя, иди гулять”.

Во второй группе раннего возраста (от 1 года до 2 лет) занятия планируются

раздельно для двух возрастных подгрупп. В первом полугодии проводится каждый

день по одному занятию и в основном индивидуально или с небольшим числом

детей (5- 6 человек); во втором - занятия планируются по подгруппам с учетом

пятидневной недели по два в день.

Число детей, участвующих в занятии, зависит от ряда условий. Вся возрастная

подгруппа детей (6-12 человек) может участвовать в занятии при непринужденной

форме его организации (экскурсия по группе); в случае, когда действия детей

основаны на подражании (музыкальные), а также если ведущая деятельность -

зрительное восприятие (инсценировки с игрушками, организованное наблюдение

за окружающим). Обучение детей предметной деятельности, речевые занятия

(рассматривание картинок), занятия с физкультурными пособиями, где есть

момент ожидания, проводятся с половиной каждой возрастной подгруп­пы (3-6

детей).

Длительность занятий также зависит от их содержания. Занятия со сменой видов

деятельности могут продолжаться до 10- 15 мин; требующие же сосредоточенного

внимания-от 5 до 8 мин.

Уровень развития детей, объединенных в одну подгруппу должен быть примерно одинаковым. Вновь поступивших малышей к занятиям привлекают постепенно. Кроме специфических задач, во всех видах занятий ставится цель - научить детей заниматься: слушать, отвечать, сохранять рабочую позу.

В конце второго года жизни в действиях детей можно подметить элементы сюжетной

игры. Они выполняют игровые действия в логической последовательности;

общаясь друг с другом, воспроизводят действия, которые обычно проделывает с

ними взрослый: кормят, лечат, причесывают. В игре начинают исполь­зовать не

только игрушки, но и заменители реальных предметов (кубик вместо мыла).

Руководя самостоятельной деятельностью детей, надо стараться формировать у

них потребность по разным поводам обращаться к воспитателю: попросить помочь

в игре, дать нужную игрушку, привлечь внимание к чему-то интересному. Кроме

того, следует приучать детей выполнять требования взрослых, прави­ла

поведения: не отнимать игрушку у другого ребенка, уметь подождать, пока

другой поиграет.

При нормальном нервно-психическом развитии и установившейся форме общения со

взрослыми у детей начинает формироваться потребность в общении друг с

другом.

В начале второго года жизни у малышей, не овладевших активной речью,

продолжает доминировать эмоциональное общение, которое выражается в радости

от присутствия других детей. Они подходят друг к другу, дотрагиваются до

одежды, заглядывают в лицо, смех и плач одного быстро заражает других.

Элементы общительности проявляются прежде всего в практической деятельности

детей. Они любят наблюдать за движениями сверстников и пытаются подражать

друг другу. Например, если один ребенок видит, что другой катит мяч, он

стремится проделать это сам и именно с данной игрушкой. Для создания у

малышей положительного отношения друг к другу следует пре­дупреждать

возникновение конфликтов. Конфликты довольно часто возникают между детьми потому, что у них плохо развита речь, они не могут объяснить свое желание, а игрушка в руках другого ребенка всегда привлекательна. Иногда отрицательное отношение к сверстнику является

следствием интереса к его деятельности и вместе с тем неумения действовать

вместе.

При правильной организации бодрствования детей в группе можно избежать

подобных конфликтов. В частности, мебель должна быть расставлена так, чтобы

малыши не собирались в одном месте. Лучше, если дети (два-три ребенка) будут

заниматься одним видом деятельности, например нанизыванием колец на

пирамидки. Полезно специально организовать наблюдение одних детей за

действиями других. Во избежание ссоры детям до полутора лет следует давать

одинаковые предметы. Необходимо также, чтобы они знали места для хранения

игрушек и в случае необходимости могли их легко найти. Следует помнить, что

привычка отнимать у других игрушки закрепляется и переходит в драчливость. В

таком случае вместо доброжелательного отношения друг к другу дети испытывают

озлобленность и гнев.

Воспитание общительности, взаимопонимания должно осуществляться в бытовой,

предметно-игровой, речевой и других видах деятельности малыша. Надо учить их

проявлению нежности, сочувствия, сострадания: погладить по головке, пожалеть

ребенка, испытавшего боль при падении, предложить робкому новичку лакомство,

игрушку. При таком воспитании малыши к двум годам выполняют эти действия не

только по подсказке взрослого, но и самостоятельно, научившись понимать

состояние другого и правильно реагировать (помочь, утешить и пр.). Детям,

овладевшим речевым общением, надо предлагать словесно выражать свои чувства,

симпатии: “хороший”, “молодец” и т. д. В этом возрасте ребенок уже может по-

своему заступиться за обиженного, оказать помощь товарищу (подуть на пальчик,

помочь подняться после падения и др.).

Игра таит в себе большие возможности для развития у детей коллективизма. В

процессе игры они общаются, следуя чувствам симпатии друг к другу. Например,

ребенок складывает в машину кубики, а другой, потянув за бечевку, пытается

перевезти груз. Правда, при этом могут возникнуть ссоры, потому что,

включаясь в игру соседа, ребенок пытается иногда навязать свои требования,

способы действия. В подобных ситуациях воспитатели должны разрешить детские

споры, обратив внимание одного из них на новые игрушки, занятия.

А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. М. Аксарина отмечали, что игра - первая

школа воспитания общественного поведения. Дети могут самостоятельно вступить

в контакт друг с другом и испытывают при этом радость.

А. П Усова" отмечала несколько форм взаимодействия детей

" См.: Усова А. П. Роль игры в воспитании детей/ Под ред. А. В. За­порожца.

Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития.

Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым, что в свою очередь ведет к формированию новой социальной ситуации развития, которая заключается в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной. Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т. е. взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать. Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет. Убедиться в этом можно, наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, стул, кукла, ложка и т. д. Может возникнуть ощущение, что ему ничего больше не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Но это не так, поскольку без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов.

Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности. Иными словами, оно происходит в момент объяснения правильности употребления того или иного предмета. Общение развивается интенсивно и становится речевым, потому что овладение предметами с использованием только эмоциональной окраски не может быть эффективным.

6.2. Развитие познавательной сферы ребенка

В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.

Развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями (целостностью воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений: звуковых, световых, вкусовых, тактильных, обонятельных) и действиями соотнесения. Иначе говоря, процесс восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, признаков, свойств; составлении на их основе определенного образа; соотнесении данных образов-эталонов с предметами окружающего мира. Так ребенок учиться делить предметы на классы: куклы, машины, мячи, ложки и т. д.

С года начинает активно развиваться процесс познания окружающего мира. Ребенок в возрасте от одного года до двух лет для выполнения одного и того же действия использует различные варианты, а с полутора до двух лет у него появляется способность решать проблему путем догадки (инсайта), т. е. ребенок внезапно находит решение данной проблемы, избегая метода проб и ошибок.

Со второго года жизни восприятие ребенка меняется. Научившись воздействовать одним предметом на другой, он оказывается способным предвидеть исход ситуации, например, возможность протаскивания шарика через отверстие, перемещения одного предмета при помощи другого и т. д. Ребенок может различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник; цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Благодаря развитию восприятия к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, в установлении связи между предметами путем экспериментирования, запоминании их и использовании при решении проблем. Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения объекта, место расположения знакомого предмета, преодолевать препятствия на пути достижения желаемой цели. А после полутора лет появляется реакция выбора объекта по наиболее ярким и простым признакам: форме и цвету.

В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т. е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами. Внутреннее развитие мышления идет таким образом: развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия.

Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и остается ведущим до 3,5–4 лет. Сначала ребенок может абстрагироваться и выделять форму и цвет, поэтому при группировке предметов в первую очередь обращает внимание на размер и цвет предмета. В возрасте около двух лет он выделяет предметы, основываясь на существенных и несущественных признаках. В 2,5 года ребенок выделяет предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина.

Особенностью мышления в раннем детстве является синкретизм. Синкретизм означает нерасчлененность: ребенок, решая задачу, не выделяет в ней отдельных параметров, воспринимая ситуацию как целостную картину. Роль взрослого в данном случае заключается в выделении из ситуации и анализе отдельных деталей, из которых ребенок потом выделит главные и второстепенные.

Наглядно-образное мышление возникает в 2,5–3 года и остается ведущим до 6–6,5 лет. Формирование этого мышления связано со становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции, сопровождаемой развитым воображением.

Развитие памяти. К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад.

Развитие речи. До года ребенок уже может называть вещи своими именами. Он имеет богатый опыт познания окружающего мира, у него сложилось представление о родителях, пище, об окружающей обстановке, игрушках. И все же из множества качеств, заключенных в слове как в понятии, ребенок сначала усваивает только отдельные свойства, характерные для того предмета, с которым первоначально это слово оказалось связанным в его восприятии.

Годовалый ребенок реагирует на слова как на ситуацию в целом. Слово оказывается связанным с обстановкой, а не с представляющим ее предметом. Ребенок внимательно наблюдает за мимикой, жестами говорящего взрослого, улавливая по ним смысл того, что говорится.

С 11 месяцев начинается переход от дофонемной речи к фонемной и становление фонематического слуха, который заканчивается к двум годам, когда ребенок может различать слова, отличающиеся друг от друга одной фонемой. Переход от дофонемной к фонемной речи продолжается 3 года и заканчивается на четвертом году жизни. В 3 года ребенок научается правильно применять падежи, начинает пользоваться сначала однословными предложениями, затем, в возрасте от 1,5 до 2,5 лет, может комбинировать слова, объединяя их в двух-трехсловные фразы или предложения из двух слов, где есть и подлежащее и сказуемое. Потом благодаря развитию грамматической структуры речи он овладевает всеми падежами и способен с помощью служебных слов строить сложные предложения. В это же время возникает сознательный контроль за правильностью произношения речевых высказываний.

После 1,5 лет отмечается активность самостоятельной речи и речевого общения. Ребенок начинает сам спрашивать названия интересующих его предметов или явлений. Вначале он пользуется языком жестов, мимики и пантомимики или указующим жестом, а потом к жесту добавляется вопрос, выраженный в словесной форме. Ребенок научается при помощи речи управлять поведением других людей. Но ребенок в возрасте от 2,5 до 3 лет не может следовать инструкциям взрослых, особенно тогда, когда надо выбирать одно действие из нескольких; он сумеет сделать данный выбор только ближе к 4 годам.

В течение второго года жизни ребенок начинает усваивать словесное обозначение окружающих предметов, а затем имен взрослых, названия игрушек и только потом – частей тела, т. е. существительных, а к двум годам при нормальном развитии понимает значение практически всех слов, относящимся к окружающей действительности. Этому способствует развитие семантической функции детской речи, т. е. определение смысла слова, его дифференциация, уточнение и присвоение словам обобщенных значений, которые с ними связываются в языке.

К 2 годам дети имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены. Они понимают общие вопросы, требующие ответа типа «да» или «нет».

Около 3 лет ребенок начинает внимательно слушать, о чем говорят взрослые, любит, когда ему читают рассказы, сказки, стихи.

До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их редко. К 2 годам он знает 300 слов, а к 3 – 1200–1500 слов.

В развитии речи были выделены следующие этапы:

1) слоги (вместо слов);

2) слова-предложения;

3) двухсловные предложения (например, «мама сюда»);

4) предложения из трех или более слов;

5) правильная речь (грамматически согласованные предложения).

Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста таковы.

Пассивная речь в развитии опережает активную.

Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название.

На границе 2-го и 3-го года жизни ребенок как бы интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой.

Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям, построенным на основе практических действий.

Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить.

Осуществляется овладение синтаксическим строем языка.

Развиваются функции речи, происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи.

6.3. Личностные образования

В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослыми, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка. Таким образом, наблюдение за поведением людей и подражание им становится одним из основных источников личностной социализации ребенка. В развитии личности немаловажную роль играет и чувство привязанности, которое формируется у ребенка к концу первого года жизни и продолжает развиваться в раннем детстве. Причина привязанности, возможно, кроется в том, что взрослые удовлетворяют основные потребности ребенка, снижают их тревожность, обеспечивают безопасные условия существования и активного изучения окружающей действительности, формируют основу для нормальных взаимоотношений с людьми в более зрелом возрасте.

Когда мать находится рядом с ребенком, он более активен и склонен к изучению окружающей среды. Положительная оценка поступков и личных качеств ребенка родителем формирует у него чувство уверенности в себе, веру в свои способности и возможности. Если ребенок привязан к своим родителям и они платят ему тем же, то он более послушен и дисциплинирован. Если родители доброжелательны, внимательны и стремятся удовлетворять потребности ребенка, то у него вырабатывается личная, персональная привязанность.

Если ребенок лишен постоянного положительного эмоционального контакта с матерью или близкими людьми, то у него в дальнейшем возникнут проблемы в установлении нормальных, доверительных отношений с другими.

В раннем детстве происходит становление самосознания. Развитие самосознания введет к формированию самооценки (подробно об этом см. 3.6). Отмечается развитие самостоятельности. Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность.

В этом возрасте у многих детей проявляется непослушание. Когда им говорят, что так делать нельзя, те продолжают делать по-своему. Зачастую это происходит из-за стремления детей как можно быстрее познать окружающий мир.

С 1,5 лет ребенок начинает осознавать свои возможности и собственные качества личности. Двухлетний ребенок понимает, что может оказывать влияние на людей и добиваться желаемой цели.

У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д.

У ребенка появляется потребность в достижении успеха. Эта потребность формируется поэтапно. Сначала ребенок начинает осознавать свои успехи и неудачи, затем может объяснить успехи и неудачи других людей, потом он приобретает способность различать задания по степени трудности и оценивать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения данного задания, и, наконец, может оценивать свои способности и прилагаемые усилия.

Таблица 5

Основные достижения в психическом развитии ребенка от 1 до 3 лет

В табл. 5 приведены достижения психического развития ребенка, с которыми он подходит к кризису трех лет.

6.4. Кризис трех лет

Кризис трех лет характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они, например: «Когда я вырасту большой, буду сам чистить зубы».

В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. Эти характеристики описал Л.С. Выготский. Он считал, что возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании.

Негативизм проявляется в негативной реакции на требование или просьбу взрослого, а не на само действие. Например, ребенок игнорирует требования одного члена семьи или воспитательницы, а других слушается. Было замечено также, что негативизм в основном проявляется во взаимоотношениях с родными, а не с посторонними людьми. Возможно, подсознательно ребенок чувствует, что такое поведение по отношению к родным не принесет ему серьезного ущерба. Поэтому надо помнить, что негативизм и непослушание – разные вещи.

Еще одна характеристика кризиса трех лет – упрямство. Его причина не в стремлении ребенка во что бы то ни стало получить желаемое или требуемое, а в том, чтобы с его мнением считались. Ребенку неважно, получит он эту вещь или нет, ему необходимо утвердиться в своей «взрослости», в том, что его мнение тоже что-то значит. Поэтому упрямый ребенок будет настаивать на своем даже в том случае, если данная вещь не очень ему нужна.

Следующая характеристика – обесценивание – присуща всем кризисам. Проявляется оно в том, что начинают обесцениваться все привычки и ценности, которые раньше были дороги. Например, ребенок может бросить и даже сломать любимую в прошлом игрушку, отказывается соблюдать ранее принятые правила поведения, теперь считая их неразумными, и т. д.

Строптивость направлена против принятых норм поведения в семье и схожа с негативизмом и упрямством. Например, если в семье принято вместе ужинать, то ребенок начинает отказываться есть именно в это время, а затем у него появляется аппетит.

Своеволие выражается в стремлении ребенка делать все самому. Если в младенчестве он стремился к физической самостоятельности, то сейчас его поведение направлено на самостоятельность намерений и замыслов. Такое поведение проявляется не только в предлагаемых взрослым действиях, например: «Сделай это сам», «Ты уже большой и можешь это сделать» и т. д., но и в упорном стремлении поступать так, а не иначе. Это чувство до такой степени захватывает ребенка, что он открыто противопоставляет свои желания ожиданиям других. Проявление самостоятельности отражается на взаимоотношениях со взрослыми. Когда ребенок осознает, что может что-то сделать сам, помощь взрослых ему не нужна. Они должны понимать это и стараться избегать негативных высказываний по данному поводу, не критиковать ребенка, а позволять ему проявлять самостоятельность.

Протест-бунт выражается в частых ссорах детей с родителями. По утверждению Л.С. Выготского, «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними» (Выготский Л.С., 1991).

Проявления деспотизма таковы: ребенок начинает диктовать всем окружающим, как себя вести, и стремится, чтобы его слушались и поступали так, как он говорит. Подобное поведение может отмечаться тогда, когда ребенок один в семье или последний по счету.

6.5. Ведущий вид деятельности в раннем детстве

В раннем детстве ведущей становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми.

В младенчестве деятельность носит манипулятивный характер: ребенок может повторить действия, показанные взрослым, перенести усвоенное действие на другой предмет, освоить некоторые собственные действия. Но, манипулируя, ребенок использует только внешние свойства и отношения предметов. В раннем детстве предметы становятся для ребенка не просто объектом, а вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Ребенок старается овладеть все новыми и новыми действиями предмета, а роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.

Совершая манипуляции с предметом в конце младенческого возраста и в начале раннего детства, ребенок никогда не сможет понять его функции. Например, он может бесконечное число раз открывать и закрывать дверцу шкафа, но никогда не поймет ее функционального назначения. Объяснить, для чего нужна та или иная вещь, может только взрослый.

Усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать. Например, узнав, что карандаши нужны для письма и рисования, ребенок тем не менее может катать их по столу или что-нибудь строить из них.

Сначала действие и предмет в понимании ребенка тесно связаны между собой. Примером тому может служить следующий факт: он не может причесаться палочкой или попить из кубика. Но со временем происходит отделение предмета от действия.

Выделяют три фазы развития связи действия с предметом:

1) с предметом могут выполняться любые действия;

2) предмет употребляется только по назначению;

3) свободное употребление предмета возможно, но только в том случае, когда известно его истинное назначение.

Д.Б. Эльконин выделил два направления развития предметной деятельности:

1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения.

Путь развития действия от совместного к самостоятельному был исследован И.А. Соколянским и А.И. Мещеряковым. Они показали, что сначала ориентация, исполнение и оценка действия находятся в ведении взрослого. Проявляется это, например, в том, что взрослый берет ручки ребенка и производит ими действия. Потом выполняется частичное или совместное действие, т. е. взрослый начинает его, а ребенок продолжает. Затем действие исполняется на основе показа и, наконец, на основе речевого указания.

2. Развитие средств и способов ориентации ребенка в условиях осуществления действия. Она проходит несколько этапов. Первый этап состоит:

а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами);

б) использовании предмета, когда еще не сформированы способы его применения, например, ребенок понимает, для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко;

в) овладении специфическим способом употребления.

Второй этап наступает, когда ребенок начинает производить действия в неадекватной ситуации. Иными словами, происходит перенос действия с одного предмета на другой, например, ребенок, научившись пить из кружки, пьет из стакана. Отмечается также перенос действия по ситуации, например, научившись обувать ботинки, ребенок старается натянуть их на мячик.

Третий этап сопровождается возникновением игрового действия. Здесь взрослый не говорит ребенку, что ему делать, как надо играть или употреблять предмет.

Постепенно ребенок начинает соотносить свойства предметов с операциями, т. е. учится определять, что предметом лучше всего можно делать, какие операции больше всего подходят к конкретному предмету.

Этапы формирования таких закреплений были выявлены П.Я. Гальпериным. Он считал, что на первой стадии ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он хочет достать нужный ему предмет, а из свойств самого предмета. Данную стадию он назвал «целенаправленные пробы». На второй стадии – «подстерегание» – ребенок находит эффективный способ действия с предметом и пытается повторить его. На третьей стадии – «стадии навязчивого вмешательства» – он старается воспроизвести эффективный способ воздействия и овладеть им, на четвертой стадии открывает способы регулирования и изменения действия, учитывая условия, в которых его придется выполнять.

Значимыми для психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия.

Соотносящие действия состоят в приведении нескольких предметов в определенные пространственные взаимодействия – это, например, складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек и т. д.

Орудийные действия – это действия, в которых один предмет употребляется при воздействии на другие предметы. Орудийными действиями ребенок овладевает в процессе обучения под руководством взрослого.

Было установлено, что орудийные действия могут являться показателем интеллектуального развития детей, а предметные указывают на степень их обучения, широту контактов со взрослыми.

К концу раннего детства в предметно-орудийной деятельности зарождаются игра и продуктивные виды деятельности.


Книга приведена с некоторыми сокращениями

Ранний возраст

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.
Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200-300, а к трем - до 1500 слов.
Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма - низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве. В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии - они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.
В раннем возрасте дети отличаются большой неустойчивостью эмоционального состояния: казалось бы, по ничтожной причине часто плачут и долго не могут успокоиться; и наоборот, не успевают высохнуть слезы, как на смену им появляется улыбка. Хорошее настроение детей поддерживается правильной организацией их жизни,- активной деятельностью, интересными впечатлениями и главным образом разумно организованным общением со взрослыми.
Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления - важные задачи педагогики раннего детства.
При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.
Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни, - сосательный - на положение для кормления. Раннее образование условных рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.
Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание - дело крайне сложное и вредное для деятельности нервной системы. Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание.
Результаты целенаправленного воспитания проявляются уже в два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает потребность в еде в строго определенное время; выспавшийся и сытый, он спокоен, при общении со взрослыми проявляет радость.
Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.
Педагогика раннего детства, основы которой были разработаны Н. М. Щеловановым, Н. М. Аксариной и их учениками, намечает конкретные задачи и методы всестороннего воспитания детей.
В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят следующие разделы:
соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;
правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;
проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;
создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.
Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «savico.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «savico.ru»