Церковные праздники: даты, объяснения и традиции. Какие церковные праздники самые главные 12 основных церковных праздников

Подписаться
Вступай в сообщество «savico.ru»!
ВКонтакте:

1 мая

Преподобного Иоанна, ученика Преподобного Григория Декаполита (820-850)

Мучеников Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303)

Святого Космы исп., епископа Халкидонского, и Преподобного Авксентия (815-820)

Мученика Иоанна Нового из Янины (1526)

Священномученика Виссариона Селинина пресвитера (1918)

Преподобномученицы Тамары Сатси (1942)

Максимовской иконы Божией Матери (1299)

День постный

2 мая

Преподобного Иоанна Ветхопещерника (VIII)

Блаженной Матроны Московской (1952)

Мучеников Феоны, Христофора и Антонина (303)

Священномученика Пафнутия, епископа Иерусалимского

Святого Георгия исп., епископа Антиохии Писидийской (813-820)

Святого Трифона, патриарха Константинопольского (933)

Преподобного Никифора игумена

Святого Виктора исп., епископа Глазовского (1934)

3 мая

Преподобного Феодора Трихины

Преподобного Александра Ошевенского (1479)

Мученика младенца Гавриила Белостокского (1690)

Святых Григория (593) и Анастасия Синаита (599), патриархов Антиохийских

Преподобного Анастасия, игумена Синайской горы (685)

Святого Николая Велимировича, епископа Охридского и Жичского (1956) (Серб.)

Святого Феодосия исп., епископа Коломенского (1937)

Кипрской иконы Божией Матери (392)

Приметы дня 3 мая:

  • На Федора покойники тоскуют по земле.
  • В этот день посещали кладбища: причитали или окликали родителей на погосте.
  • На Феодоров день земля открывается и вылетают души ушедших от нас на Божий свет.

4 мая

Священномученика Ианнуария епископа и с ним Мучеников Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305)

Мученика Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппии, Диоскора, Сократа и Дионисия (II)

Обретение мощей Преподобного Феодора Санаксарского (1999)

Праведного Алексия Бортсурманского (1848)

Мучеников Исакия, Аполлоса и Кодрата (303)

Святого Максимиана, патриарха Константинопольского (434)

Священномученика Иоанна Пригоровского пресвитера (1918)

Святого Николая Писаревского исп., пресвитера (1933)

Священномученика Алексия Протопопова пресвитера (1938)

5 мая

Преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского (613)

Перенесение мощей благоверного князя Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского (1834)

Аппостолов Нафанаила, Луки и Климента (I)

Преподобного Виталия (609-620)

Священномученика Платона, епископа Банялукского (1941) (Серб.)

Священномученика Евстафия Малаховского пресвитера (1918)

Мученика Димитрия Власенкова (1942)

Приметы дня 5 мая:

  • На Луку высаживают лук.
  • Теплый май весну снаряжает.
  • Ночью заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов на все лето, пока хлеб в поле стоит.

6 мая

Великомученика Георгия Победоносца (303) - весенний Юрьев день

Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012)

Мученицы царицы Александры (303)

Мучеников Анатолия и Протолеона (303)

Преподобной Софии (1974)

Священномученика Иоанна Ансерова пресвитера (1940)

Приметы дня на Юрия, 6 мая:

  • Юрий на порог весну приволок.
  • Егорий землю отмыкает.
  • Пришел Егорий - и весне не уйти.
  • Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает.
  • Коли весенний Егорий с кормом (появится трава), то зимний Никола (19 декабря) будет с мостом (зима установится, будет хороший санный путь).
  • На Юрья снег - урожай на гречу, на Юрья дождь - гречи недород.
  • С Георгия начинают садить свеклу, сеять морковь и рассаду.

День постный

7 мая

Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272)

Преподобного Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII)

Преподобного Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII)

Мучеников Пасикрата и Валентина (228)

Мучеников Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303) - Евсеев день

Преподобного Фомы юродивого (546-560)

Преподобного Елисаветы чудотворицы (V)

Священномученика Бранко пресвитера (1941) (Серб.)

Мученика Сергия Архангельского (1938)

Молченской иконы Божией Матери (1405)

Приметы дня 7 мая:

  • Пришел Евсей - овсы отсей.
  • Когда на дороге грязь, тогда овес - князь.
  • Сей рожь хоть на часок в пепелок, а овес хоть в воду, да в пору.
  • Овес должно сеять дня за два после или до наступления полнолуния и никогда во время затмения.

8 мая

Апостола и евангелиста Марка (63) - День Марка-ключника

Преподобного Сильвестра Обнорского (1379)

Преподобного Василия Поляномерульского (1767) (Румын.)

Священномученика Сергия Рохлецова пресвитера (1938)

Цареградской иконы Божией Матери (1071)

Приметы дня 8 мая:

  • Марк владеет ключами от дождей.
  • Марк отмыкал небесную высь, созывал влагу, просил ее сойти на землю.
  • Если выпадет после Марка три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных.

День постный

9 мая

Поминовение усопших воинов

Священномученика Василия, епископа Амасийского (ок. 322)

Святого Стефана, епископа Великопермского (1396)

Праведной Глафиры девы (322) - День Глафиры-горошницы

Преподобного Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.)

Священномученика Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его Мучеников Николая и Петра (1918)

Приметы дня 9 мая:

  • Большая роса или ясный день на Горошницу - к урожаю огурцов.
  • Коли на северном ветре сеять горох - будет он жидок, коли на западном - будет мелок, коли при южном - будет он гнил и червив; сеять горох надобно при восточном ветре.

10 мая

Апостола и Священномученика Симеона, сродника Господня (107)

Преподобного Стефана, игумена Печерского, епископа Владимиро-Волынского (1094)

Праведного Евлогия странноприимца (IV)

Священномучеников Павла Светозарова и Иоанна Рождественского пресвитеров, Мучеников Петра Языкова, Николая Малкова, Авксентия Калашникова, Сергия Мефодиева и Мученицы Анастасии (1922)

Преподобномученицы Марии Носовой (1938)

Священномученика Иоанна Спасского пресвитера (1941)

Приметы дня 10 мая:

  • Утром трава сухая - к ночи ожидай дождя.
  • Сова кричит - на холод.
  • Ненастная погода окончится, если к вечеру появляется туман в низких местах.
  • Заморозок возможен, если утром стоит ясная погода, а к полудню появляются кучевые облака, которые к вечеру снова исчезают.

11 мая

Аппостолов от 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших (I)

Мучеников Дады, Максима и Квинтилиана (286)

Святого Кирилла, епископа Туровского (1183)

Мучеников Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Мурина, Зинона, Евсевия, Неона и Виталия (ок. 63)

Мученицы Анны Шашкиной (1940)

Приметы дня 11 мая:

  • Знахари на Максима лечили затяжные лихорадки: солнечный день считался верным знаком того, что болезни отпустят человека.

В этот день нельзя:

  • Стричь младенцам ногти и волосы.
  • Прокалывать себе уши - будете хуже слышать.
  • Планировать помолвку - брак будет недолговечен.
  • Белить стены или потолок - можно расстаться с удачей и здоровьем.

12 мая

Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (286-299)

Преподобного Мемнона чудотворца

Преподобного Нектария Оптинского (1928)

Преподобного Амфилохия Почаевского (1970)

Мучеников Диодора и Родопиана диакона (284-305)

Святого Василия Острожского (1671) (Серб.)

Трехсот мучеников, в горах Дудиквати и Папати (Турция) пострадавших (XVII-XVIII) (Груз.)

Приметы дня 12 мая:

  • В этот день знахари продолжали лечить больных лихорадкой, обращаясь с прошением к девяти мученикам.

13 мая

Апостола Иакова Зеведеева (44) - Якова-апостола

Обретение мощей Святого Никиты, епископа Новгородского (1558)

Святого Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского (1867)

Святого Доната, епископа Еврии (ок. 387)

Обретение мощей Священномученика Василия, епископа Амасийского (IV)

Мученика Максима

Приметы дня 13 мая:

  • Если восход на Якова ясный, то и все лето будет солнечным, а если с утра на дворе пасмурная погода, то измучают летом дожди-сеногнои.
  • Если вечером взойдут звезды и подует с юга теплый ветер - лето будет теплое, с изобильным плодородием.

День постный

14 мая

Пророка Иеремии (VI в. до Р. Х.)

  • Крестьяне считали, что Иеремия 14 мая запрягает небесную колесницу и помогает земледельцам.

Преподобного Пафнутия Боровского (1477)

Священномученика Макария, митрополита Киевского (1497)

Преподобного Герасима Болдинского (1554)

Преподобномученика Ваты Персянина (IV)

Благоверной Тамары, царицы Грузинской (1213)

Преподобномучеников Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816)

Мученицы Нины Кузнецовой (1938)

Царевококшайской, или Мироносицкой (1647), Андрониковской и именуемой «Нечаянная Радость» икон Божией Матери

Приметы дня 14 мая:

  • Если солнце взошло ясно, то быть и всему лету ясным.
  • Коли на Еремея погоже - уборка хлеба пригоже.
  • На Еремея непогода - всю зиму промаешься (будет суровая зима).
  • Пала роса с вечера - к ясному дню.
  • Раннее яровое сей, когда вода сольет, а позднее - когда цвет калины будет в кругу.
  • Сей неделю после Егория (6 мая), да другую после Еремея.

15 мая

Святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (373)

Перенесение мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115)

  • Младшие сыновья святого равноапостольного князя Владимира были первыми святыми, которых канонизировали и Русская, и Константинопольская православные церкви. Другие названия праздника - Борисов день (Борис-день, Борис и Глеб - сеятели, барыш-день, соловьиный праздник, соловьиный день, свистозарник, свистуньи, свистопляски).

Святого Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца (1654)

Мучеников Еспера и Зои и чад их Кириака и Феодула (II)

Благоверного и равноапостольного царя Бориса, во Святом Крещении Михаила (907), принявшего Крещение со своим народом в IX веке (Болг.)

Путивльской иконы Божией Матери (1635)

Приметы дня 15 мая:

  • На Бориса и Глеба знахари заговаривают людей, страдающих маетой - нервными расстройствами.
  • Читают заговор над молоком, которым потом должен умываться больной.

День постный

16 мая

Мучеников Тимофея и Мавры (ок. 286) - День Марфы-молочницы

Преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074)

Преподобного Петра чудотворца, епископа Аргосского (X)

Преподобного Иулиании (1393) и Евпраксии (1394), Московских Святого Феофана Перифеорийского (после 1353)

Священномученика Николая Беневоленского пресвитера (1941)

Икон Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда (1073), Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием) (1085) и Свенской (Печерской) (1288)

Приметы дня 16 мая:

  • Начинали высаживать рассаду капусты и засевать огороды.
  • Запели соловьи перед Маврой - весна зацветает дружно.
  • Трогаются в рост побеги ели.
  • Цвет черемухи приносит холод.

17 мая

Мученицы Пелагии, девы Тарсийской (ок. 290)

  • Пелагея - воронья заступница. Оберегает молодых воронят, учит их уму-разуму.

Преподобного Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде (XIV-XV)

Священномученика Еразма, епископа Формийского (303)

Священномученика Альвиана, епископа Анейского, и учеников его (304)

Священномученика Сильвана, епископа Газского, и с ним 40 мучеников (311)

Священномученика Иоанна Васильева пресвитера (1942)

Священномученика Николая Тохтуева диакона (1943)

Старорусской иконы Божией Матери (1570)

18 мая

Великомученицы Ирины (I-II) - День Ирины-рассадницы

Обретение мощей Преподобного Иакова Железноборовского

Преподобного Варлаама Серпуховского (1377)

Преподобномученика Ефрема Нового (1426)

Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878)

Приметы дня 18 мая:

  • В этот день сажали капусту.
  • Рано утром, хозяйки выходили в огород и в полном одиночестве, чтобы никто не сглазил, и сажали рассаду.
  • На Ирину-Рассадницу нельзя есть хлеб, иначе куры поклюют урожай.
  • Если рассада пьет много воды - к сухому покосу, а не вбирает воду - покос будет мокрым.
  • На Ирину выжигали поля, покосы и луга.

19 мая

Праведного Иова Многострадального (ок. 2000-1500 гг. до Р. Х.)

Преподобного Михея Радонежского (1385)

Преподобного Иова Почаевского (XVII)

Мучеников Варвара воина, Вакха, Каллимаха и Дионисия (ок. 362)

Мученика Варвара, бывшего разбойника

Приметы дня 19 мая:

  • Выпадающая в этот день роса считалась целебной.
  • Рано утром выходили крестьяне на луга и босиком ходили по траве, а дети катались по земле, «вбирая» в себя силу и здоровье.
  • Знахари на Иова собирали росу на рушники, выжимали их и хранили целебную влагу, которая помогала в лечении многих болезней.
  • Большая роса и ясный день - к хорошему урожаю на огурцы.
  • Отсутствие утренней росы после ее ежедневного появления - к перемене погоды.

20 мая

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351)

Мученика Акакия сотника (303)

Преподобного Нила Сорского (1508)

Преподобного Иоанна Зедазнийского и учеников его: Авива, епископа Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), епископа Цилканского, Иосифа, епископа Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского (VI) (Груз.)

Обретение мощей Преподобного Нила Мироточивого, Афонского (1815)

Любечской (XI) и Жировицкой (1470) икон Божией Матери

  • Начало вечерни, утрени и литургии пасхальное. Окончание и отпуст литургии по пасхальному чину. В греческой Цветной Триоди в этот день дается также чинопоследование, аналогичное последованию служб пасхальной седмицы, с пением пасхальных часов.

Приметы дня 20 мая:

  • Чем раньше начинает цвести черемуха, тем жарче будет лето.
  • Лопнули черемуховые почки - весна в полной силе.
  • Когда у черемухи много цвета, лето будет мокрое.
  • Цветет черемуха - лучшее время посадки картофеля.
  • Если роса не высохнет до полудня - жди ненастья.
  • Если с вечера по небу разбросаны облака мелкими клочьями - жди на следующий день дождя.

День постный

21 мая

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117) - День Ивана Богослова

Преподобного Арсения Великого (449-450) - Арсеньев день

Преподобного Арсения трудолюбивого (XIV) и Пимена постника (XII), Печерских, в Дальних пещерах

Мученика Никифора Зайцева (1942)

Приметы дня 21 мая:

  • Ночные дожди и дневное солнце наполнят кладовые, бочки и бочонки.
  • Красное небо с вечера сулит хорошую погоду, утренняя краснота воду дает.
  • Облака идут вверх - к ясной погоде; идут вниз или в одно место собираются - к дождю.
  • День с дождями - гриб будет полками.

22 мая

Пророка Исаии (VIII в. до Р. Х.)

Мученика Христофора (ок. 250)

Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087) - День Николы Вешнего

Святой Николай покровитель лошадей, праздник конюхов. Первое ночное (выгон лошадей на луга на всю ночь).

Преподобного Иосифа Оптинского (1911)

Преподобного Шио Мгвимского (VI) (Груз.)

Священномученика Димитрия Воскресенского пресвитера (1938)

Священномученика Василия Колосова пресвитера (1939)

Приметы на Николая, 22 мая:

  • В первый день ночного никто не работал.
  • Парни и детвора разжигали на лугах костры, садились у огня кружком, угощались пирогами и пекли в золе картофель.
  • На Николу открывался купальный сезон.
  • До Николы вешнего не следует купаться.

День постный

23 мая

Апостола Симона Зилота (I)

Святого Симона, епископа Владимирского и Суздальского (1226)

Блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (XVI)

Мучеников Алфия, Филадельфа, Киприана, Онисима, Еразма и иных (251)

Мученика Исихия Антиохийского (IV)

Преподобного Исидоры юродивой (IV)

Блаженного Таисии (V)

Киево-Братской иконы Божией Матери (1654)

Приметы дня 23 мая:

  • Пчелы с утра весело летают - будет солнечный день.
  • Если в этот день пойдет дождь, все лето будет дождливое.
  • Сильный ветер во время дождя предвещает хорошую погоду.
  • Холодный и ветреный май полезен для урожая.

24 мая

Священномученика Мокия (ок. 295) - Мокеев день

Равноаппостольных Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских

Равноапостольного Ростислава, князя Великоморавского (870)

Преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII)

Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского (1671)

Святого Никодима, архиепископа Сербского (1325)

Священномученика Михаила Белороссова пресвитера (1920)

Священномученика Александра, архиепископа Харьковского (1940)

Приметы дня 24 мая:

  • Солнечный восход багрян - лето с грозами идет.
  • Если туманно и багровый восход солнца, а днем дождь - будет лето мокрое и грозное.

25 мая

Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (прославление 1913)

Святого Епифания, епископа Кипрского (403) - День Епифана

Святого Германа, патриарха Константинопольского (740)

Преподобного Дионисия Радонежского (1633)

Второе обретение мощей праведного Симеона Верхотурского (1992)

Святых Савина, архиепископа Кипрского (V), и Полувия, епископа Ринокирского (V)

Мученика Иоанна Валаха (1662) (Румын.)

Священномученика Петра Попова пресвитера (1937)

Мученицы Евдокии Мартишкиной (1938)

Приметы дня 25 мая:

  • Если на Епифана утро теплое и солнечное - жди сухого лета.
  • В сухую погоду насекомых у акации не бывает, то же происходит со смородиной, донником и жимолостью.
  • Желтые листки акации раскрываются и выделяют много нектара - к дождю.

26 мая

Мученицы Гликерии девы и с нею мученика Лаодикия, стража темничного (ок. 177) - День Лукерьи-комарницы

Праведной Гликерии девы, Новгородской (1522)

Перенесение мощей преподобномученика Макария, архимандрита Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (1688)

Мученика Александра Римского (284-305)

Святого Павсикакия, епископа Синадского (606)

Святых Георгия исп. с супругою Ириною и чадами (IX)

Преподобного Евфимия Иверского (1028) (Груз.)

Священномучеников Василия Соколова, Александра Заозерского и Христофора Надеждина пресвитеров, преподобномученика Макария Телегина и мученика Сергия Тихомирова (1922)

Мучеников Черкасских (XX)

Приметы дня 26 мая:

  • Если комаров много - это к дождю.
  • С Лукерьи-комарницы жди потепления.
  • Появились комары - жди тепла и дождя.
  • Крупный комар - к доброму году.
  • Когда комар не живой, тогда май сухой.
  • Комары вьются - к солнечному дню.
  • Много комаров - готовь под ягоды много коробов, много мошек - готовь по грибы лукошек.

27 мая

Мученика Исидора (251) - День Сидора-огуречника

Блаженного Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца (1474)

Святого Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского (XII)

Мученика Максима (ок. 250)

Преподобного Серапиона Синдонита (V)

Святого Леонтия, патриарха Иерусалимского (1175)

Священномученика Петра Рождествина пресвитера (1939)

Теребенской (1654) и Ярославской (Печерской) (1823) икон Божией Матери

Приметы дня 27 мая:

  • На Сидора сади огурцы и сей лён.
  • Если весь день ясный и тёплый, будет хороший урожай огурцов.
  • Погода нехорошая - огурцы плохи.
  • До Сидора заморозки бывают.

День постный

28 мая

Вознесение Господне

Преподобного Пахомия Великого (ок. 348) - День Пахома Теплого

Святого Исаии, епископа Ростовского, чудотворца (1090)

Благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591) (сына Иоанна Грозного)

Преподобного Исаии Печерского (1115)

Преподобного Пахомия Нерехтского (1384)

Преподобного Евфросина (1481) и ученика его Серапиона, Псковских

Преподобного Ахиллия, епископа Ларисийского (ок. 330)

Приметы дня 28 мая:

  • Пришел Пахом - запахло теплом.
  • Конец заморозков на почве.
  • На Пахома тепло - все лето теплое.
  • Когда осина покроется сережками, на березах проклюнутся молодые листья, а папоротники развернут завитки листьев - начинается первый грибной сезон.

29 мая

Преподобного Феодора Освященного (368) - День Федора-житника

Перенесение мощей Преподобного Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца (1545) (собственноручно выкопал канал из озера Ильмень и подвел его к монастырю)

Преподобного Кассиана (1537) и Лаврентия (1548) Комельских

Священномученика Александра, епископа Иерусалимского (III)

Мучеников Вита, Модеста и Крискентии (ок. 303)

Блаженного отроковицы Музы (V)

Преподобного отцов, в Лавре св. Саввы избиенных (614)

Святого Георгия II, епископа Митиленского (IX)

Мученика Вукашина (1943) (Серб.)

Приметы дня 29 мая:

  • Смотрели в этот день на луну: если она огненно-красная, значит, быть сильному ветру.
  • На Федора взаймы денег не давай - неурожай и у дающего, и у берущего.

День постный

30 мая

Апостола Андроника и святого Иунии (I)

Преподобного Евфросинии, в миру Евдокии, великой княгини Московской (1407) - День Евдокии Свистуньи

Мучеников Солохона, Памфамира и Памфалона воинов (284-305)

Святого Стефана, патриарха Константинопольского (893)

Приметы дня 30 мая:

  • Евдокии день, когда ветры свистят.
  • Какова Евдокия, таково и лето.
  • Народившаяся на дождливую Евдокию луна - к мокрому лету, а если еще и северный ветер дует - лето будет холодным и дождливым.

31 мая

Память святых отцов семи Вселенских Соборов

Мученика Феодота Анкирского и мучениц семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (303) - День Федота-овсянника

Мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Христины (249-251)

Преподобного Макария Алтайского (1847)

Мучеников Симеона, Исаака и Вахтисия (IV)

Мучеников Ираклия, Павлина и Венедима

Мучеников Давида и Таричана (693) (Груз.)

Святого Михаила Виноградова исп., пресвитера (1932)

Священномученика Василия Крылова пресвитера (1942)

Приметы дня 31 мая:

  • Федот - помощник весны.
  • Солнце красное заходит - к ветру, в морок (легкая дымка) - дождь будет, в облако - следующий день выдастся ненастным.
  • Волна бьет навстречу текучей воде - будет дождь.
  • Если кучевые облака к вечеру не рассеиваются, ожидаем ухудшения погоды и дождь.

Праздником праздников называют верующие христиане Пасху. В основе этого главного церковного лежит сказание о чудесном воскрешении Иисуса Христа, распятого на кресте по приговору иудейского суда-синедриона. Идея воскрешения является центральной , поэтому празднику в честь этого события отводится особая роль.

Отмечается Пасха в первое после весеннего равноденствия и полнолуния при условии, что она никогда не должна совпадать с иудейской. Таким образом, Пасха является «кочующим» праздником, каждый год выпадающим на разные числа.

К Пасхе привязаны 3 других важных двунадесятых праздника – Вход Господен в Иерусалим, Вознесение Господне и День Святой Троицы.
Вход Господен в Иерусалим еще называют Вербным воскресенье, отмечается он в последнее воскресенье перед Пасхой. В основе этого праздника лежит евангельская легенда о том, как перед своей мученической и воскресением Иисус Христос прибыл в Иерусалим, где народ, приветствуя его, бросал на дорогу перед Иисусом пальмовые ветви.

На 40 день после Пасхи отмечается Вознесение Господне. Его основу составляет евангельская легенда о вознесении Иисуса Христа на небо в присутствии его учеников.

На Руси Троица слилась со славянским праздником семик, посвященным духам растительности. Отсюда пошел обычай украшать на Троицу дома зеленью и водить вокруг березы хороводы.

В основе праздника Святой Троицы лежит рассказ о сошествии Святого Духа на апостолов на 50 день после Пасхи. Этому событию православная церковь придает особое значение и толкует его, как завет Иисуса нести весть о христианстве всем народам.

Непереходящие двунадесятые праздники

По объекту прославления православные праздники подразделяются на Господни (связанные с Иисусом Христом) и Богородичные (посвященные Пресвятой Богородице), также христианской церковью отмечаются праздники в честь святых.

Всего не переходящих, а закрепленных за конкретными датами, двунадесятых праздников 9. К ним относятся Рождество Христово, отмечаемое православной церковью 7 января; Крещение Господне, празднование которого приходится на 19 января; 15 февраля отмечается Сретение; 7 апреля – Благовещение; 19 августа празднуется Преображение Господне; 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы, а 21 сентября – Рождество Богоматери; на 27 сентября выпадает Воздвижение Креста Господня, а на 4 декабря – Вход во храм Пресвятой Богородицы.

Самым главным из них является, конечно же, Светлая Пасха, Воскресение Христово . В этот день Церковь вспоминает о том, как распятый Спаситель воскрес из мертвых, разрушив оковы ада и дав тем самым надежду на будущее бессмертие каждому человеку.

Следом идут двенадцать праздников, именуемых великими или двунадесятыми. Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Первые из них каждый год отмечаются в один и тот же день. Даты вторых связаны с передвижением даты Пасхи.

Также читайте: Православный календарь на 2020 год

Непереходящие двунадесятые праздники

Рождество Христово 7 января по новому стилю – это самый известный христианский праздник посвящен рождению Господа Иисуса Христа, началу новой эры в жизни человечества.

Вознесение Господне - на 40-й день после Пасхи празднуется вознесение воскресшего Господа Иисуса Христа в Царство Отца Своего Небесного, которое произошло на горе Елеон, в присутствии апостолов и Божией Матери.

День Святой Троицы, Пятидесятница - в воскресенье, на 50-й день после Пасхи вспоминается сошествие на святых апостолов и Божию Матерь Святого Духа в виде огненных языков. Этот праздник считается днем рождения христианской Церкви.

Даты переходящих двунадесятых праздников по годам

Вербное Воскресенье - дата по годам

  • Вербное Воскресенье в 2015 году - 5 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2016 году - 24 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2017 году - 9 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2018 году - 1 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2019 году - 21 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2020 году - 12 апреля

Даты Пасхи по годам

  • Пасха, Воскресение Господне в 2015 году - 12 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2016 году - 1 мая.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2017 году - 16 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2018 году - 8 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2019 году - 28 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2020 году - 19 апреля.

Вознесение Господне - даты по годам

  • Вознесение Господне в 2015 году - 21 мая.
  • Вознесение Господне в 2016 году - 9 июня.
  • Вознесение Господне в 2017 году - 25 мая.
  • Вознесение Господне в 2018 году - 17 мая.
  • Вознесение Господне в 2019 году - 6 июня.
  • Вознесение Господне в 2020 году - 28 мая.

День Святой Троицы (Пятидесятница) даты по годам

  • Троица в 2015 году - 31 мая.
  • Троица в 2016 году - 19 июня.
  • Троица в 2017 году - 4 июня.
  • Троица в 2018 году - 27 мая.
  • Троица в 2019 году - 16 июня.
  • Троица в 2020 году - 7 июня.

Христианство, как и любая религия, в определенные дни календаря чтит святых или отмечает события в жизни церкви. Христианские праздники коренятся в древние обрядовые традиции, связанные с конкретными этапами, видами хозяйственной деятельности, годовым астрономическим или календарным циклом. Условно их разделяют на всехристиянські (признанные православной, католической, большинством протестантских церквей) и конфессиональные (отмечаются только отдельными конфессиями). Важнейшие из них относятся к двунадесятых праздников - двенадцати важнейших после Пасхи праздников, которые церковь отмечает торжественными богослужениями.

Рождество Христово. Это один из основных праздников христианства, связанное с рождением Иисуса Христа. В католицизме оно отмечается 25 декабря, в православии (относится к двунадесятых праздников) 7 января. Утверждаясь в разных странах, этот праздник вобрал в себя обряды и обычаи других религий, народных праздников, приобретая новые черты, которые соответствовали христианским догмам.

Сама традиция Рождества своими источниками достигает в первобытные культовые действия. Главную роль в его догматическом смысле церковь отводит учению о рождении Иисуса Христа, который появился, чтобы искупить грехи людей, указать человечеству путь к спасению. Ведь в Древнем Египте, например, 6 января праздновали день рождения бога воды, растительности, обладателя загробного мира Осириса. В Древней Греции того же дня праздновали рождение Диониса. В Иране 25 декабря отмечали рождение бога солнца, чистоты и правды - Митры.

В Киевской Руси праздник Рождества Христова пришло вместе с христианством в X веке. и слилось с зимним древнеславянским праздником - святками (длились на протяжении 12 дней - с 25 декабря (7 января) до 6 (19) января). Православная церковь всячески пыталась заменить их праздником Рождества Христова, но существующие у восточных славян праздники и обычаи укоренились настолько глубоко, что она вынуждена была совмещать церковные праздники с народными. Так, колядки церковь соединила с евангельским повествованием о вифлеемскую звезду, которая возвещала о рождении Христа. "Языческих" колядки превратились в хождение христославів со звездой по домам. К прославлению Христа широко привлекали детей. Верующие благодарили им подарками.

С 1990 года. день Рождества Христова является официальным праздничным днем на территории Украины.

Крещение Господне (Водохрища, Водосвятие, Богоявление). Оно является одним из главных праздников в христианстве. В православии принадлежит к двунадесятых праздников. Католики отмечают 6-го, православные - 19 января. Введено оно в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Его еще называют Богоявлением, поскольку, согласно Евангелию, во время крещения на Иисуса сошел с небес Бог-Дух Святой в виде голубя.

В христианстве оно было введено во 2-й половине II ст., и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым. В IV ст. этот день начали праздновать отдельно. Церковь рассматривает его как "праздник просвещения" народов, поскольку, согласно учению, именно с крещения Иисус начал просвещать их светом евангельской истины.

Этот праздник всегда отмечали очень торжественно. Главный его обряд-это освящение воды в церкви и в проруби. К проруби отправлялся крестный ход, звучали торжественные молебны. Освящение воды в храмах совершается и в наши дни.

Окропление водой существовало во многих дохристианских религиях. Одухотворюючи явления природы, люди одухотворяли и воду как важный источник жизни. Христианство на ранних стадиях своего развития не знало обряда крещения, оно его заимствовало несколько позднее из древних культов, которые обряда "очистки" человека от любой "скверны", "нечисти" с помощью воды отводили важную роль. Согласно древним верованиям вода очищала людей от "нечистой силы", "демонов". Поэтому у древних народов существовал обычай окроплювати водой новорожденных.

Сретение. Отмечают его как один из двунадесятых праздников 15 февраля по случаю встречи (сретения) праведника Симеона с младенцем Иисусом, которого родители принесли в Иерусалимский храм на сороковой день после рождения для представления Богу. Именно тогда Симеон предсказал Иисусу его посланницьку миссию Спасителя людей. Об этом говорится в Евангелии от. Луки. Вводя праздник, церковь заботилась не только о распространении идей христианства, но и о "правды фактам" биографии Христа, подчеркивания обязанности верующих приносить в храм младенцев в течение 40 дней после рождения. Кроме того, церковь пыталась оградить христиан от древних культов, поскольку римляне в феврале отбывали "очищение", покаяние, соблюдали пост, считая, что перед началом весенних полевых работ необходимо "очиститься от грехов" и "нечистой силы" жертвоприношениями духам и богам. Главный очистительный обряд приходился на 15 февраля, когда люди с факелами в руках изгоняли злых духов зимних холодов и болезней.

Сторонники православия длительное время не признавали Сретение. Позже они придали ему значение праздника очищения. Именно таким оно предстало на Руси, утвердившись, в основном, как церковный праздник. В народном сознании Сретение знаменовало конец зимы и начало весенних хозяйственных забот, о чем свидетельствует и народное поверье: "на Сретенье зима с летом встречается".

Вход Господень в Иерусалим. Это дванадесяте праздник отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой. Бытовая его название Вербное воскресенье, перед днем страстной недели, приуроченного "упоминаниям о страданиях Христа".

По календарю оно непосредственно примыкает к Пасхе и не имеет постоянной даты. Введено оно в IV ст. как важный этап подготовки к Пасхе. В основе библейская легенда о въезде Иисуса Христа с апостолами в Иерусалим, сопровождаемый творением чудес. Народ радостно приветствовал Сына Божьего пальмовыми ветвями.

На Руси ритуальное значение пальмовых ветвей перенесено на ветки вербы, которые распускаются в это время, и, согласно народному поверью, защищают от злых духов. Празднование входа Господня в Иерусалим призвано побудить верующих открыть свои сердца для учения Христа о воскресении и вечное спасение, как это сделали жители Древнего Иерусалима.

Вознесение Господне. Отмечают его на сороковой день после Пасхи. А сам момент вознесения на небо воскресшего после казни Христа завершает его земную биографию. В быту очень распространено и осталось сугубо церковным. Своим содержанием порождает у верующих мысль о бренности земной жизни и нацеливает их на христианское подвижничество ради достижения "вечной".

Христианская теология утверждает, что вознесение Христа открывает праведникам путь на небо, в воскресение после смерти. Эта идея существовала еще задолго до возникновения христианства. Верования в вознесении на небеса людей, героев и богов были распространены среди финикийцев, иудеев и других народов.

Троица (Пятидесятница). Праздник, установленный в честь сошествия Святого Духа на учеников Христа в пятидесятый день после его воскресения, вследствие чего они заговорили на разных языках, которых прежде не знали. Призвано сосредоточить внимание верующих на голосе церкви, которая несет "Божье слово", привлечь их к проповедованию христианства другими "язык", то есть другим народам. Отмечается на пятидесятый день после Пасхи. В православии принадлежит к двунадесятых праздников.

Представление о божественной троице существовали задолго до христианства. В процессе становления христианской религии возникла необходимость связать ее со сказаниями Ветхого Завета. Поэтому в новозаветных книгах Христа представлено как сына древнееврейского бога Яхве, как ипостась единого Бога, что засвидетельствовал шаг христианства от политеизма к монотеизму. Соответственно христианство позаимствовало много иудейских праздников, в том числе праздник Пятидесятницы. У древних евреев оно возникло с переходом их к земледелию и было связано с завершением жатвы, которые продолжались "семь седмин", то есть семь недель, сопровождалось приношением хлеба из нового урожая местным полевым духам и божествам. Христианство дало ему новое обоснование.

В большинстве восточных славян праздник Троицы слился с местным праздником семиком (другое название - "троицу"), позаимствовав его бытовой смысл. Древние славяне семик связывали с завершением весенних работ, пытаясь задобрить духов растительности в период цветения и жатвы. Важным элементом православного праздника Троицы поминовение духов умерших родственников (поминальная суббота). В Украине с 1990 года. Троица является официальным праздничным днем.

Спас. Это один из трех праздников, посвященных Спасителю Иисусу Христу. В его основе евангельское повествование о преображении Христа, который в конце своей земной жизни привел своих учеников (Петра, Иакова, Иоанна) на гору и во время молитвы полностью изменился: лицо его засияло, одежда его стал белым, блестящим, а голос с неба подтвердил его божественное происхождение. Христианское учение утверждает, что Иисус хотел закрепить в учениках веру и доказать им, что он действительно Сын Божий.

Именно с этим событием связан праздник Преображения ("яблочный" спас), который отмечают 19 августа. В этот день не только славят Иисуса Христа, но и освящают яблоки, другие фрукты (по народному обычаю, с тех пор их можно потреблять).

Важная особенность Спаса, как и многих других праздников, заключается в сочетании христианского пафоса с календарной обрядностью и обычаями очищения от злых духов. Например, во время празднования "медовый" спасу ("маковея"), которое происходит 14 августа, в церкви освящают свежий мед. Установлен в 1164 г. в честь победы византийцев над мусульманами. Особенно почитаем этот день в отечественном православии, поскольку считается, что именно 14 августа крестился великий киевский князь Владимир. Третий - "хлебный" спас отмечают 29 августа, приурочивая его к окончанию жатвы и начала озимого сева. Христианство связывает его с чествованием нерукотворного образа Христа, запечатленного на полотенце и переданного им Авгарю, царю Эдессы.

Во многих приходах Спасу праздника есть и престольными (храмовыми).

Воздвижения Креста Господня. Один из двунадесятых праздников, посвященных культу Креста как символа христианской веры. С крестом церковь связывает несколько событий. По преданию, римский император Константин перед одним из крупнейших своих сражений имел видение: на небе осиянный крест с надписью "Этим побеждай!". Той же ночью императору явился во сне сам Иисус Христос и посоветовал взять в сражение знамя с изображением креста. Константин так и сделал, кроме того, приказал своим легионерам нарисовать знак креста на щитах. В битве Константин одержал победу и с тех пор уверовал в чудодейственную силу креста, хотя исторические факты свидетельствуют, что в ознаменование победы Константин повелел отчеканить монеты с изображением языческих богов, которые, как он верил, помогали ему в битве с врагами.

Церковь установила этот праздник в память о получении матерью римского императора Еленой в IV ст. креста, на котором был распят Иисус Христос. Чтобы его видел народ, крест подняли (воздвигли) на горе Голгофе, где Христос был казнен, а на месте, где крест был найден, построили храм, освящение которого состоялось 13 сентября 335 г.

Воздвижение Креста Господня торжественно отмечается 27 сентября. Оно сопровождается пышными ритуалами. Во время богослужения выносят украшенный цветами крест и устанавливают его посередине храма. Церемония сопровождается звоном, церковными песнопениями.

Верующие почитают крест как символ христианства как символ искупления, страдания и спасения, считая, что каждый человек, как и Христос, должен преодолеть свой "крестный путь".

Богородичные праздники. Они охватывают праздника в честь Девы Марии - матери Иисуса Христа (Богородицы). Это Рождество Богородицы, Введение в храм Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, праздник Успения, Покрова (первые четыре относят к двунадесятых) и много праздников в честь "чудотворных" икон Богородицы.

В чествовании Марии Богородицы имеющиеся следы почитания древними народами богини земли, которая родила спасителя, божьего сына - бога растительности. На создание образа христианской Богородицы оказали представления древних египтян о богине Ізіду. Христианство изображает Богородицу "царицей небесной", крылатой небожителькою, "окутанной в солнце". На голове у нее венок из двенадцати звезд. Древнеегипетскую богиню Ізіду также изображали царицей небесной, считая, что она родила божественного сына, спасителя Гора. Христианская Богородица имеет общие черты с богиней сирийцев и финикиян Астартой.

Древние народы поклонялись этим богиням, считая их божествами плодородия земли и скота, заступницями земледелия.

Из дохристианских религий позаимствовала церковь и идею непорочного зачатия. Согласно мифам народов Древнего Востока от непорочных матерей родились Митра, Будда, Заратуштра. Именно эти мифы и послужили к созданию христианской легенды о "непорочное зачатие" Девы Марии.

Рождество Богородицы (Малая Пречистая). Церковь связывает его с древними земледельческими осенними праздниками, приуроченными к завершению уборки урожая. В этот день подчеркивается, что Божия Матерь является большой праведницей, помощницей и заступницей людей, покровительницей сельского хозяйства, которая "рождением Христа" сделала первый шаг к их "вечного спасения". Празднуют 21 сентября.

Введение во Храм Богородицы. Связано с преданием трехлетней Марии на воспитание в Иерусалимский храм. Устанавливая этот праздник, церковь преследовала прежде всего цель убедить родителей в необходимости приводить в церковь ребенка в раннем возрасте. Празднуют 4 декабря.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Празднуют его по случаю получения Марией вести от архангела Гавриила, что она родит ребенка от Святого Духа. На Руси этот праздник церковь связывала с началом весенне-полевых работ ("освящение" семена и пр.) и приметами о будущем урожае. Празднуют 7 апреля.

Первая Пречистая. Церковь отмечает его как день памяти Божьей Матери. Церковное толкование этого праздника много чем напоминает давньосирійське сказания о смерти Кибелы - богини плодородия. На Руси праздник Успения слилось с древнеславянским языческим праздником сбора урожая и принесение хлеба и плодов в жертву духам. Празднуют 28 августа.

Покрова Богородицы. Это праздник связан с видением Богородицы, которое якобы появилось в 910 г. во Влахернском храме Богородицы в Константинополе. Во время ночного богослужения юродивый Андрей, принят к лику святых, и его ученик Епифаний якобы видели, как Богоматерь, которую обступили ангелы и святые, появилась над ними, помолилась о спасении мира от бед и страданий, распростершееся над всеми белое покрывало.

На Русь праздник пришел вместе с православием, церковь использовала его для вытеснения осенних языческих праздников, что устраивались по окончании полевых работ. Отмечают его 14 октября.

В Украине праздник Покровы очень уважаемое, оно впитало традиционное почитание женщины, матери, женского начала в целом, олицетворяемого в образе земли-матери. Особым было отношение к этому празднику украинского казачества.

Пасха (Пасха). Это одно из самых значимых христианских религиозных праздников. Установлен он первыми христианами в память о страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа.

Исторически праздник происходит от обычая некоторых древних народов Ближнего Востока (вавилонян, египтян, евреев), которые занимались скотоводством, приносить во время весеннего праздника в жертву духам ягнят, телят с первого приплода. Они верили, что этим задабривают злых духов, и те уже не будут уничтожать скот и насылать на нее болезни. С переходом к земледелию как искупительную жертву духам приносили испеченные из зерна нового урожая хлеб, лепешки, фрукты и тому подобное. Эти земледельческие праздники слились с скотарською Пасхой и переняли ее название. их объединяло надежду на чудодейственную добрую силу божеств, которые умирают и воскресают.

Христианство позаимствовало эту традицию, воплотив ее в учении о жертвенной смерти Иисуса Христа. Но основная идея - самопожертвование Бога ради людей сохранилась. Религиозная суть обряда осталась такой, как и тысячелетия назад: принесением жертвы очистить людей от зла, болезней, несчастий и трагедий.

Идея спасения, хотя бы после смерти, получила значительное распространение, особенно среди простонародья. Образ Христа, который добровольно принял мученическую смерть, словно призывает терпеть земные страдания. Утверждаясь и развиваясь, христианское учение разработало церемонию празднования Пасхи, и с II ст. этот праздник стал одним из главных.

Неделя перед Пасхой называется Великим, или Страстной, поскольку его дни связанные со Страстями Господними. Особенно важные дни наступают с четверга, который называют "чистым". Он связан с Тайной Вечерей Иисуса Христа с апостолами.

Материальным воплощением воскресения являются пасхальные яйца (в Украине - крашенки, писанки) символ жизни, весны, солнца, в христианстве символ искупления греха человека.

В Киевской Руси празднование Пасхи было введено в X веке. Здесь оно слилось с местными славянскими весенними праздниками. Древние славяне весной перед началом сельскохозяйственных работ устраивали праздник солнца, что "воскресает". В те дни они приносили жертвы духам и божествам растительности, стремились удовлетворить духов умерших предков. Христианская Пасха впитала в себя многие из древнеславянских религиозных обрядов, в том числе общественные семейные трапезы, в которых готовили хлеб, сыр, яйца, копченое мясо и тому подобное.

Поскольку в раннем христианстве празднование воскресения Христа совпадало с иудейской Пасхой, на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) соборах было решено праздновать Пасху в первое воскресенье после полнолуния, которая наступала или в день весеннего равноденствия (21 марта), или после него. Но обязательным было празднование Пасхи в другой день, чем у иудеев. По лунному календарю весеннее полнолуние приходится на одно и то же число, за солнечным на разные числа и даже в разные дни недели. Поэтому Пасха не имеет точно установленного календаря. Отмечают его в пределах 35 дней.

Для более точного определения даты празднования Пасхи на каждый год были сделаны соответствующие вычисления, которые называют пасхалиям. В православии они остались неизменными до сих пор. В католицизме формула этих вычислений претерпела некоторые изменения, поэтому не всегда обе церкви празднуют Пасху одного и того же дня.

Благовещение Пресвятой Богородицы - праздник, связанный с христианским преданием о том, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии «благую весть» о грядущем рождении у Неё Божественного Младенца. Отмечается 25 марта (7 апреля).

Введение во храм Пресвятой Богородицы - праздник в память вступления трёхлетней Марии в Иерусалимский храм, куда Она была отдана родителями на воспитание. Отмечается 21 ноября (4 декабря).

Вознесение - праздник в честь вознесения Христа на небо. Празднуется на 40-й день после Пасхи.

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) - праздник в честь въезда Христа в Иерусалим. Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой.

Крестовоздвижение - праздник посвящен событиям IV в., когда святая Елена нашла в Иерусалиме Крест Господень. Отмечается 14 (27) сентября.

Крещение Господне (Богоявление) - праздник в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в реке Иордан. Отмечается 6 (19) января.

Пасха - главный христианский праздник в честь воскресения распятого на кресте Христа. Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому стилю.

Покров Пресвятой Богородицы - праздник в память явления в X в. во Влахернском храме в Константинополе Богородицы, которая распростёрла своё покрывало над христианами, тем самым благословив их на победный бой с сарацинами. Отмечается 1 (14) октября.

Преображение Господне - праздник в честь преображения Иисуса Христа, явившего ученикам незадолго до Голгофских страданий свою Божественную природу. Отмечается 6 (19) августа.

Рождество Пресвятой Богородицы - праздник в честь рождения Девы Марии, матери Христа. Отмечается 8 (21) сентября.

Рождество Христово - один из главных христианских праздников, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря, православные церкви отмечают этот праздник 7 января (по григорианскому стилю).

Сретение Господне - праздник в честь встречи (сретения) пра-иедником Симеоном Мессии - ребёнка-Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2 (15) февраля.

Троица (русское название дня Пятидесятницы) - праздник в честь сошествия Святого Духа на апостолов. Отмечается на пятидесятый день после Пасхи.

Основные христианские посты

Пост - воздержание на определённый срок от всякой пищи или её отдельных видов (особенно мяса). Каждый православный должен поститься по средам и пятницам в течение всего года, в крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоанна Крестителя, в праздник Воздвижения Креста Господня. Также существуют 4 многодневных поста

Весенний (Великий) - начинается с первого понедельника после Масленицы и продолжается вплоть до Пасхи.

Летний (Петров) - начинается в первый понедельник после Духового дня и оканчивается 29 июня (12 июля), в день святых апостолов Петра и Павла.

Осенний (Успенский) - 15 дней перед праздником Успения.

Зимний (Рождественский или Филиппов) - начинается с 15 (28) ноября и длится 40 дней перед Рождеством Христовым.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «savico.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «savico.ru»