Феноменальная память случай шерешевского. Феноменальная память и история Ш

Подписаться
Вступай в сообщество «savico.ru»!
ВКонтакте:

Соломон Вениаминович Шерешевский (1886-1958) - обладатель феноменальной памяти, профессиональный мнемонист.

Биография

Родился в городе Торжок Тверской губернии. Его отец был владельцем книжного магазина, мать, хотя и не получила образования, но была начитанной и культурной женщиной. Все его многочисленные братья и сестры - обычные, уравновешенные, иногда одаренные люди, никаких душевных заболеваний в семье не наблюдалось.

Соломон окончил начальную школу, затем у него обнаружились способности к музыке. Он поступил в музыкальное училище, хотел стать скрипачом, но после болезни уха слух его снизился, и он понял, что вряд ли сможет быть музыкантом. Некоторое время искал, чем бы заняться, и случай привел его работать репортёром в газете. Редактор газеты первым обратил внимание на необычные способности молодого журналиста и посоветовал обратиться к специалистам. Так его знаменитую «цветную» память начали исследовать психолог Александр Лурия и учёный-физиолог академик Леон Орбели.

В дальнейшем Соломон Шерешевский стал работать в цирке мнемонистом, поражая зрителей феноменальной способностью запоминать слова, цифры, фразы. Он мог безошибочно вспомнить те же самые слова, цифры, фразы через 15-25 лет. Память Шерешевского была построена прежде всего на спонтанных синестетических ассоциациях. Соломон Шерешевский написал книгу «Записки мнемониста».

При некоторых опытах Лурия с Шерешевским присутствовал С. М. Эйзенштейн, который впоследствии упоминал Шерешевского в своих трудах.

Александр Лурия описал жизнь Шерешевского под именем «Ш» в книге «Маленькая книжка о большой памяти». Фильм Кристофера Дойла «Прочь слова!» во многом вдохновлён этим описанием.

Примечания

  1. Сергей Эйзенштейн Избранные произведения
  2. Журнальный зал | НЛО, 2007 N88 | ОКСАНА БУЛГАКОВА - Теория как утопический проект

Ссылки

  • Лурия А. Р. «Маленькая книжка о большой памяти»
  • Анохин К. В. Видеолекция с рассказом о Шерешевском.
  • Соломон Шерешевский. Документальный фильм из цикла «Гении и злодеи». Россия-Культура. 15.01.2017.
  • 5 уроков памяти Соломона Шерешевского на powermemory.ru

Соломон Вениаминович Шерешевский - обладатель феноменальной памяти, профессиональный мнемонист . Существенной особенностью памяти Шерешевского была присущая ему синестезия . Память Шерешевского известна благодаря исследованиям Александра Лурии , в частности, его «Маленькой книжке о большой памяти», где Шерешевский указан под инициалом «Ш.»

Биография

В дальнейшем Соломон Шерешевский стал работать на эстраде мнемонистом, поражая зрителей своей памятью. Он обладал феноменальной способностью запоминать ряды слов, таблицы цифр, длинные бессмысленные формулы, фразы незнакомого языка. В большинстве случаев мог безошибочно вспомнить те же самые ряды слов, формулы, фразы через несколько лет . Пределы его памяти по объёму и длительности не прослеживались . Память Шерешевского была построена прежде всего на спонтанных синестетических ассоциациях. Слова для него были образами с добавлением различных вкусовых, зрительных и осязательных ощущений . Кроме синестезии Шерешевский для запоминания использовал и мнемотехнику . Так, запоминая ряд слов, их образы Шерешевский мысленно расставлял вдоль хорошо знакомой улицы Москвы или родного Торжка, как бы прогуливаясь по ней

Что такое синестезия ? Это совместное возникновение ощущений различных модальностей при воздействии раздражителя только одной из них. Имеет ли синестезия объективную (физиологическую) основу? Это весьма вероятно, поскольку в последние годы обнаружено вещество - этимозол, обеспечивающее искусственное установление связей между участками мозга и зонами памяти, которые в естественных условиях до того не были связаны. Из этого следует, что в особых условиях такие связи могут быть установлены.

Феномен Шерешевского

Немного подробнее остановимся на случае, описанном А. Р. Лурия - феномене Шерешевского . Он мог повторить без ошибок последовательность из 400 слов через 20 лет. Один из секретов его памяти состоял в том, что у него восприятие было комплексным, синестетическим. Образы - зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные - сливались для него в единое целое. Шерешевский слышал свет и видел звук, он воспринимал на вкус слово и цвет. «У вac такой желтый и рассыпчатый голос », - говорил он. Синестезия отмечалась у Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, Н. К. Чюрлениса. У всех у них зрение было связано со слухом. Римский-Корсаков считал, что «ми-мажор» - синий, «ми-минор» - сиреневый, «фа-минор» - серовато-зеленый, «ля-мажор» - розовый. У Скрябина звук порождал переживание цвета, света, вкуса и даже прикосновения. У. Диаманди, обладавший уникальными способностями к счету, также считал, что запоминать цифры и оперировать ими помогает их цвет, а процесс вычисления представлялся в виде бесконечных симфоний цвета.

Видео о Феномене Шерешевского, в котором Вы найдете много интереснейших фактов о памяти и ее работе:

Имеет ли синесезия объективную основу? Э. Церковер предложил эксперимент на определение совместимости ряда псевдослов с изображениями фантастических существ. Надо было определить, кто есть кто. Обработка материалов показала, что существует корреляция между зрительным образом и акустическим, т. е. синестезия имеет объективную основу. Создается впечатление, что основа эта - в тесных, подсознательных связях образов с эмоциями. В них зрительный эффект увязывается в подсознании с положительными эмоциями, так же как температурный эффект.

В многолетнем исследовании А. Р. Лурия выявил как сильные стороны, так и слабости интеллектуальной деятельности Шерешевского, вытекающие из особенностей организации его памяти. С одной стороны, Шерешевский мог произвольно и точно вспомнить все, что ему предъявлялось для запоминания много лет назад. Помогало ему в этом умение ярко, зрительно представить себе каждое запоминаемое слово (например, цифру 7 он воспринимал как человека с усами), но это же создавало для него и особые затруднения при чтении, поскольку каждое слово порождало яркий образ, а это мешало пониманию читаемого. Кроме того, его восприятие было очень конкретным, слова, выражавшие абстрактные понятия, например «вечность», «ничто», представляли для него особые трудности, так как их сложно сопоставлять со зрительным образом.

Помимо этого у него было сильно затруднено обобщение. Вот пример, демонстрирующий слабые стороны его феноменальной памяти. В большой аудитории Шерешевскому прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился безукоризненно. Затем его спросили, было ли в ряду слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие в аудитории зрители с обыкновенной памятью мгновенно вспомнили это слово (тиф), а Шерешевскому потребовалось целых две минуты чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение этого времени он перебирал в уме по порядку все заданные списком слова, что свидетельствовало о слабости обобщения в его памяти.

Запоминание у Шерешевского подчинялось скорее законам восприятия и внимания, чем законам памяти: он не воспроизводил слово, если плохо видел его. Припоминание зависело от освещенности и размера образа, от его расположения, от того, не затемнился ли образ пятном, возникшим от постороннего голоса. Чтение было пыткой для Шеришевского. Он с трудом пробирался через зрительные образы, которые помимо его воли вырастали вокруг каждого слова, что очень утомляло его. Необходимо также отметить, что у Шеришевского были большие трудности с забыванием. Ему приходилось изобретать специальные приемы, чтобы забывать. Понимание сложных и отвлеченных логико-грамматических структур часто протекало у него не легче, а значительно труднее, чем у людей, не обладавших столь сильной наглядно образной памятью.

Мы затронули очень любопытную и мало изученную проблему свойств той формы долговременной памяти, к которой, как правило, нет произвольного доступа. У нас создается впечатление, что известные случаи феноменальной памяти и уникальных счетных, способностей связаны как раз с осуществлением доступа к этому типу памяти. Гипотеза основана отчасти на сходстве некоторых характеристик указанной памяти и особенностей запоминания а удержания информации у людей с феноменальными способностями. В чем это сходство?

Информация восстанавливается после продолжительного хранения (десятилетия) в том же виде и с теми же подробностями, как в тот день, когда она была воспринята. Это свидетельствует об отсутствии в такой памяти процессов преобразования и обобщения. Неподверженность следов трансформации при хранении, видимо, связана и с неспособностью к забыванию. Ярко выраженная синестезия у лиц с феноменальной памятью позволяет допустить существование у них и морфологических особенностей структуры памяти. Возникает вопрос, как же использует эту особую форму памяти подавляющее большинство людей, не обладающее описанными феноменальными способностями? Пока определенного ответа нет, можно лишь предположить, что долговременная память без произвольного доступа служит базой нашей интуиции.

Его называли человеком, который помнил всё. Благодаря своему невероятному дару он прославился и сделал карьеру эстрадного мнемониста. То, как запоминал Шерешевский, очень похоже на современные приёмы мнемотехники.

Вот только ему не нужно было ничего тренировать, мозг сам формировал связи между образами - естественно и непринужденно. Единственная проблема, которая волновала Соломона Вениаминовича, как научиться забывать.

Соломон Шерешевский родился в конце XIX века в России. В детстве отличался хорошим слухом и хотел стать скрипачом, однако болезнь уха поставила крест на карьере музыканта. Тогда Соломон перепробовал несколько профессий и устроился работать репортером в газету. Там и заметили его талант. На одной из планерок редактор разозлился, что парень не записывает перечень из адресов и поручений. Когда Соломон заявил, что и так все прекрасно помнит, начальник не поверил и принялся проверять. Убедившись, отправил подчиненного к психологу.

С врачом Шерешевскому повезло. Или врачу повезло с пациентом. Так или иначе, их совместная работа принесла пользу обоим. Обследовал Соломона молодой психолог Александр Лурия - будущий профессор, академик и основатель советской школы нейропсихологии. По итогам своих 30-ти летних наблюдений за Шерешевским Лурия создал «Маленькую книжку о большой памяти», в которой подробно описал, как мыслил и запоминал мнемонист.

Урок №1: мыслить ассоциациями

Феноменальная способность Шерешевского к запоминаю основана на врожденной синестезии. Для него слова и цифры не были просто словами и цифрами. Они могли рождать визуальные, вкусовые или осязательные ассоциации . Шерешевский говорил:

1 - это острое число, независимо от его графического изображения, это что-то законченное, твердое... 5 - полная законченность в виде конуса, башни, фундаментальное, 6 - это первая за "5", беловатая. 8 - невинное, голубовато-молочное, похожее на известь.

Доходило до того, что Соломон выбирал еду по звуку. Жаловался, что не может есть майонез, поскольку «з» портит вкус.

Урок № 2: метод мест

То, что мы сегодня называем методом Цицерона, методом римской комнаты или методом мест, Шерешевский интуитивно использовал еще до начала своей карьеры мнемониста. Суть его в том, чтобы образы, которые нужно запомнить, располагались в воображении в хорошо знакомом месте. Обычно Соломон развешивал свои ассоциации на какой-нибудь дороге. Это могла быть улица его родного города или одна из московских улиц, например, улица Горького. Правда, иногда, мысленно гуляя по ней, он неожиданно возвращался к дому своего детства в Тверской области.

Урок №3: ассоциации должны быть крупными

Шерешевский не всегда припоминал безошибочно. Пробелы в воспроизведении случались. И нередко. Когда Соломон понял, в чем причина, объяснял доктору:

Я поставил "карандаш" около ограды… и вот карандаш слился с этой оградой, и я прошел мимо него... То же было и со словом "яйцо". Оно было поставлено на фоне белой стены и слилось с ней. Как я мог разглядеть белое яйцо на фоне белой стены! "Маленькая книжка о большой памяти"

Естественным выходом из ситуации стало увеличивать объекты-ассоциации и ставить их в воображении на хорошо освещенное место.

Урок №4: сокращение и символизация образов

Мозг Шерешевского выстраивал очень сложные ассоциации. Чтение стихов доставляло муку: слишком много образов громоздилось в сознании, они толпились и мешали друг другу. Такие сложные ассоциации нужно было как-то упростить. Эта проблема встала особенно остро, когда Соломон стал работать эстрадным мнемонистом, показывая «фокусы памяти». Теперь, если ему говорили «всадник», он рисовал в голове лишь ногу со шпорой, а не подробности крестового похода.

Урок №5: научиться забывать

Поначалу необходимость забывать Шеришевского нимало не волновала. Он мог запомнить все. Места в голове хватало и на воспоминания младенчества (он описывал, как воспринимал мать, находясь в колыбельке) и на задания главного редактора. Но когда Соломон стал развлекать публику своим талантом, возникла проблема. Он частенько выступал в одних и тех же залах, писал на одной и той же доске. Иногда по несколько раз на день. В его голове хранилось множество таблиц с цифрами, которые нужно было дополнить по памяти. И дополняя очередную во время выступления, он просто боялся их перепутать. Но Шерешевский нашел ключик к решению и этой проблемы.

"Однажды, - это было 23 апреля - я выступал 3 раза за вечер. Я физически устал и стал думать, как мне провести четвертое выступление. Сейчас вспыхнут таблицы трех первых... Это был для меня ужасный вопрос... Сейчас я посмотрю, вспыхнет ли у меня первая таблица или нет... Я боюсь как бы этого не случилось. Я хочу - я не хочу... И я начинаю думать: доска ведь уже не появляется, - и это понятно почему: ведь я же не хочу! Ага!.. Следовательно, если я не хочу, значит, она не появляется... Значит, нужно было просто это осознать". "Маленькая книжка о большой памяти"

Конечно, случай Шерешевского исключительный. Но если мы можем применить те же приемы мнемотехники , возможно, и нам достаточно осознать потенциал своего мозга. Научитесь его использовать с помощью нашего

«Забыл», «не помню», «из головы вылетело» – как часто нас подводит наша же забывчивость! Как завидуем мы людям, обладающей феноменальной памятью! Но среди этих «уникумов» есть свои «чемпионы». Таким был Соломон Шерешевский, который легко запоминал АБСОЛЮТНО ВСЕ.

Репортер с потрясающей памятью

В начале 20-х годов XX века редактор одной из московских газет проводил планерку. Репортеры строчили в блокноты перечень заданий на день: куда поехать, с кем встретиться, о чем расспросить и на что сделать акцент в репортаже. Только недавно принятый на работу Шерешевский просто смотрел в окно. «Вы почему ничего не записываете?» — «А зачем?», и Шерешевский дословно повторил все, о чем говорил редактор в течение последних 30 минут. Удивленный шеф направил сотрудника к знакомому психологу – пусть посмотрит на этот феномен. Так состоялась первая встреча Соломона Шерешевского с молодым ученым, будущим академиком и основателем отечественной нейропсихологии Александром Лурия.

Память без границ

Чем дольше продолжалась беседа, тем больший интерес вызывал необычный пациент. Он без труда запоминал длинные ряды чисел и слов, без труда повторяя их как в прямом, так и в обратном порядке. Увеличение объема информации не вызывало у него никаких затруднений. Шерешевский с легкостью запоминал целые страницы случайного набора слов и цифр. Была назначена вторая, затем третья встреча.
30 лет Лурия периодически встречался с Шерешевским.

Оказалось, что практически безграничны не только объемы усваиваемой информации, но и сроки ее хранения. Все показанные ему тексты Шерешевский без труда повторял спустя несколько месяцев и даже лет. Прочитанный ему на итальянском языке (которым он не владел) отрывок из «Божественной комедии» Данте Соломон безошибочно повторил через 15 лет, с той же интонацией и выражением.

Помнить каждый день своей жизни

Шерешевский помнил абсолютно все. Он мог без труда буквально по часам вспомнить, как прошел каждый день его жизни, начиная с самого раннего детства. Сам Соломон утверждал, что помнил даже, как ему меняли пеленки. Можно подвергать это сомнению, но Шерешевский без колебаний называл, каким днем недели было определенное число, начиная с 90-х годов XIX века. Причем, для этого он не проводил в уме никаких математических вычислений, он ПОМНИЛ! Стоило перейти к более ранним годам, как Шерешевский отвечал: «Так тогда меня еще на свете не было, как я могу помнить?»

Помогите забыть!

Свой дар Шерешевский воспринимал и как благо и как тяжкое бремя одновременно. Он неоднократно жаловался Лурии, насколько это тягостно – помнить абсолютно все. Кроме воспоминаний, от которых хотелось бы избавиться, в памяти постоянно всплывал абсолютно ненужный груз фактов и событий. Со временем Шерешевский стал демонстрировать свои способности на публике, и невозможность забывать превратилась для него в серьезную проблему. В его мозгу хранились сотни матриц от предыдущих выступлений, накладываясь одна на другую, и Соломону приходилось постоянно перебирать их, чтобы выбрать необходимую.

После нескольких лет экспериментов Соломон разработал оригинальную методику, позволявшую стирать из памяти определенные блоки информации. Счастливый Шерешевский отправил Лурии телеграмму: «Поздравьте меня: я научился забывать!»

XXI век

Весной 2000 года к доктору Дж. МакГоу по электронной почте обратилась Джилл Прайс. Она написала, что с возраста 14 лет с точностью до часа помнит события каждого дня своей жизни. Группа медиков, возглавляемая МакГоу, в течение нескольких лет работала с Джилл. Результаты исследований были систематизированы и опубликованы в 2006 году. В той публикации и был впервые употреблен термин «гипертимезия», ставший уже среди медиков общепризнанным.

К 2014 году группой МакГоу выявлены более 50 человек, неспособных хоть что-либо забыть. Кроме своей потрясающей способности помнить все, они не выделяются какими-либо другими феноменальными способностями. Они не умеют перемножать в уме шестизначные числа, но без труда скажут, где находились в определенный день и час, что ели в тот день на завтрак и какой фильм смотрели по телевизору.

Все они находятся в постоянном контакте с учеными. Исследователи уверены, что наблюдения за этими людьми помогут нам научиться управлять своей памятью, и тогда слова «забыл» и «не помню» исчезнут из нашего лексикона.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «savico.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «savico.ru»