Как научить ребенка читать? Практические советы родителям дошкольника. Не рано ли обучать чтению в дошкольном возрасте? Лучшие методики обучения чтению детей

Подписаться
Вступай в сообщество «savico.ru»!
ВКонтакте:

Специалисты детского центра «Малка» при Еврейском религиозно-культурном центре «Жуковка» - о том, что такое методика обучения чтению Натальи Пятибратовой и почему именно её стоит выбрать для своего малыша.

Кто такая Наталья Пятибратова

Наталья Пятибратова – прославленный логопед-дефектолог. Она разработала методику, которую уже больше 7 лет применяют в коррекционной педагогике для обучения речи, чтению, письму и математике. Эта методика используется в обычных и коррекционных детских садах и школах. Она эффективна даже в решении сложных проблем: задержка психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, аутизм, дисграфия, дислексия, нарушения зрения.

Обучение чтению по методике Натальи Пятибратовой

Занятия по методике Пятибратовой – это увлекательная подвижная игра, которая позволяет обучить ребенка чтению без вреда для здоровья и утомительного сидения за партой. Начинать можно уже с двух лет, когда малыш немного говорит и впервые проявляет интерес к буквам.

В основе методики - принцип чтения по складам. Склад - единица чтения, которая представляет комбинацию из согласной и гласной или же любая одиночная буква. Например, слово «прут» состоит из 3 складов («п», «ру», «т»), слово «крошка» - из 4 («к», «ро», «ш», «ка»).

Горячим сторонником чтения по складам в раннем возрасте был Лев Толстой, который с помощью них учил читать крестьянских детей и с гордостью демонстрировал впечатляющие результаты представителям Московского комитета грамотности. Его школьное пособие «Азбука» разошлось огромным тиражом и во многом поспособствовало искоренению безграмотности в первой половине XX века.

В качестве основного инструмента на занятиях используются кубики педагога Николая Зайцева.

Кубики служат прекрасным материалом для того, чтобы включить все каналы восприятия: через цвет, размер, форму, звук. Ведь они отличаются друг от друга объемом, цветом и наполнителями (металлические и деревянные) - в зависимости от характеристик тех или иных звуков (глухой/звонкий, твёрдый/ мягкий и т.д.).

В процессе обучения дети пропевают склады, делают ритмические движения, придумывают понятные ассоциации. Всё это способствует быстрому прогрессу в запоминании слов.

Этапы обучения чтению и примеры заданий

Весь период обучения по методике Пятибратовой можно условно разделить на три этапа.

Первый этап. Во время подготовительного этапа дети привыкают к кубикам, учатся выполнять самые простые задания.

Игра «Волшебный мешочек»

Педагог демонстрирует детям мешочек. Внутри - несколько кубиков с буквами наиболее простыми для пропевания (У-О-А-Э-Ы, МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М и т.д). Малыш достаёт из мешка кубик, поворачивает его в руке и вместе с педагогом пропевает те склады, которые написаны на нём. Затем ребёнок берёт указку и показывает те склады, которые пропел, в специальной таблице.

На последующих занятиях педагог добавляет в мешочек те кубики, которые, помимо закрепления навыка чтения, помогут: автоматизировать у детей некоторые звуки, отработать глухие или мягкие слияния и т.д.

Второй этап. На занятиях основного этапа дети уже могут самостоятельно выкладывать слова из кубиков, читать их, понимать, что такое «большая буква», ударение и длина слова.

Игра «Смешные слова»

Каждому ребёнку педагог предлагает сложить из кубиков смешное слово. Малыши могут взять любое количество кубиков и поставить их в ряд. Педагог объясняет детям, что чем короче слово, тем оно смешнее. После «написания» слов дети их читают по складам, а затем пробуют выбрать среди всех самое смешное.

Эта игра - подготовительный этап к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков.

] В последнее время чаще и чаще ко мне и моим коллегам обращаются родители с жалобами, что их дети не могут научиться читать или никак не запомнят буквы. Конечно, я интересуюсь, сколько же лет «ученику». Как правило, оказывается 3-4-5 лет. На мой удивленный вопрос, зачем же его сейчас учить читать, мамы часто ссылаются на ребенка друзей, который в 2 года уже все буквы знал, или в 5 уже бегло читает. Реже говорят, что в детстве в 5 лет сами уже читали (видимо, родителей, научившихся читать только в школе, раннее обучение чтению тревожит меньше).
Давайте же сначала честно ответим себе на вопрос: «Почему я хочу, чтоб мой ребенок научился читать?» Сейчас мы не будем рассматривать вариант, когда малышу через полгода в школу. Ведь уже не новость, что к поступлению в 1 класс, чтоб успешно учиться, ребенок должен читать хотя бы по слогам. Впрочем, в скобках заметим, что бывают случаи, когда дети, научившиеся читать в школе «с нуля», догоняют и перегоняют своих более подготовленных одноклассников не только по скорости чтения, но и по успеваемости вообще.

Итак, с чем связано желание мам и пап как можно раньше научить свое чадо читать? рассмотрим несколько аргументов родителей.
-«многие в его возрасте уже читают» (как вариант: «я в его возрасте уже читал»)
- «от этого он станет умнее»
- «научится читать – будет сам себя развлекать «полезным» делом».

Если единственная причина начала ваших занятий по изучению азбуки то, что ребенок знакомых уже читает, успокойтесь и трезво оцените ситуацию. Как правило, это волнует тревожных родителей, которые боятся, что с их ребенком что-то не так или, что они недостаточно хорошие родители. Понаблюдайте внимательно за «юным дарованием» и своим малышом: разве ваше чадо хуже? Они и играют примерно в одни игры, и ссорятся из-за одного и того же
Они отличаются только тем, что один умеет читать, а другой нет. Но если вы вдруг найдете в своем малыше что-то такое, чего не умеет его читающий ровесник, то «пятерка» вам с плюсом. И успокойтесь.
Поговорите с воспитателями, спросите, как ваше чадо рисует, лепит. Внимательно ли слушает задание, смотрит, когда показывают образец. Любит ли слушать, когда читают книги. Если воспитатель скажет, что с этим все в порядке, понизьте голос и скажите: «Я понимаю, что сравнивать детей между собой не педагогично, но все-таки: в общих чертах как наш смотрится на фоне остальных?» Если и тут вы получите утешительные данные, забудьте про буквы на ближайшие месяцы.
Если же воспитатель или вы сами в процессе «сравнительного анализа» увидите, что у вашего малыша есть проблемы с рисованием, лепкой, выдержкой, плачет он чаще остальных, не умеет договариваться, то вряд ли умение читать поможет ему справиться с этими трудностями. В этом случае лучше заняться именно лепкой и рисованием. На прогулках не стоять в стороне с журналом, а внимательно наблюдать, как ваш малыш играет с другими ребятками, вовремя вмешиваться, объясняя ему поступки других детей, предлагая поменяться, уступить, договориться. Если дети будут рады вашей компании, то и результаты обязательно появятся, потому что это значит, вы все делаете тактично, не задевая детских чувств ни своего чада, ни его друзей. И так в песочнице нужно будет провести не одну прогулку. Приглашайте детей в гости, и там тоже играйте вместе с ними. Труднее ли это, чем научить читать? Я думаю, что труднее. Но тогда вы дадите своему ребенку то, что ему действительно пригодится в жизни. А это такие умения, которым чем позже, тем научить труднее. И уж конечно, в школе учительница его этому не научит.
Если мне удалось вас убедить, что в 3-4-5 лет вашему потомку не обязательно уметь читать, но назойливые знакомые по-прежнему время от времени задевают ваши родительские чувства, напоминая, что их-то ребенок уже умеет читать, спросите их: «И много он читает?» Скорее всего, это не книги, а вывески на магазинах и надписи на упаковках. Ваш ребенок пока поживет без этого.

Теперь второй мотив родителей: обучение чтению сделает нашего ребенка умнее. Другими словами, раз освоил такой сложный процесс, то умный. О том, что ребенок тут же возьмется за энциклопедии или станет поглощать домашнюю библиотеку, речи не идет. Как правило, в 9 случаях из 10 этого не происходит.
Готовность мозга воспринять такой сложный процесс как чтение у каждого ребенка появляется в строго отведенное ему природой время. И уж, конечно, малыш с этим не рождается. Кроме того, эта способность не имеет ничего общего с понятием «ума» или «интеллекта». Другими словами, ребенок может быть очень развитым, знать много стихов, с удовольствием слушать книги и многое из них помнить, но быть неготовым к обучению чтению. И наоборот. Все, кто когда-нибудь учил детей читать, согласятся, что есть дети, которые схватывают все налету, а есть, которые «застревают» на каком-то этапе (например, слияния звуков в слог, или очень долго читают по слогам). Это значит, их мозг еще не готов воспринять этот механизм.
Нейропсихологи говорят, что если рано начать учить читать, это может привести к межполушарному разбаллансу, а это, в свою очередь – к задержке психического развития. Потому что если задача, предлагаемая ребенку опережает его физиологические возможности к этому моменту, происходит энергетическое обкрадывание. Это не дает формироваться тем процессам, которые должны развиваться в данный момент. И получается, что толком не формируется ни то, что ребенок мог бы с легкостью приобрести, ни то, на что потрачено столько сил и времени. А «пробелы» в развитии физиологии чреваты и отсроченными проблемами, в том числе и школьными.
Кроме того, чтоб воспринимать двухмерные буквы на плоском листе книги, необходимо, чтоб хрусталик глаза достиг достаточной гибкости. Ведь маленьким детям свойственно «трехмерное» зрение, так как они много двигаются, лазают, качаются. Мир для них трехмерный. К семи годам у детей удлиняются глазные мышцы, хрусталик лучше фокусирует образ на центральной ямке сетчатки, т.е. глаз «дозрел» до ямочного фокуса, необходимого для чтения.
Кстати, если человек, даже взрослый, находится в состоянии хронического стресса, его зрение становится периферическим и поле зрительного восприятия сильно увеличивается (т.е. он хорошо видит то, что находится справа и слева от него – реакция организма, ожидающего нападения). В таком положении глазам очень сложно двигаться согласованно и следить за текстом. Попробуйте что-нибудь прочитать после того, как попали в травмирующую ситуацию.
Какое отношение это имеет к нашим малышам, обучающимся читать против воли и против их природы? Представьте себе, что вашему чаду и так трудно соединять буквы в слоги, а тут вы начинаете выходить из себя – ребенок сжимается, ему страшно, что сейчас крикнут, что его не любят, а может, и подзатыльник получит – куда уж более травмирующая ситуация! Тут и физиология уже начинает мешать: глаза двигаются не плавно, делают «скачки», могут даже заболеть. Вот и получается, что родители, имея благие намерения, сами сеют семена будущих школьных проблем. Ведь первый опыт встречи с «занятиями», с книжкой благодаря ассоциативной памяти может придать горький привкус всей учебе в будущем.
Специально для этой статьи я поговорила с учителями начальных классов. Меня интересовал вопрос: есть ли прямая зависимость между умением читать будущего первоклассника и его дальнейшими успехами в школе. Все ответы можно свести к следующему: одно умение читать не гарантирует успешной учебы. Хорошо учатся дети, которые читают быстро. Но быстро они читают не потому, что их научили на 2-3 года раньше остальных, и, конечно, не потому, что читали из-под палки каждый день, а потому что читать им нравится, и они читают много. Так что если вы попытались заинтересовать вашего 4-летку, но он остался равнодушен, не форсируйте события, подождите месяц. Потом попробуйте снова. Очень важно, как вы заинтересовываете будущего читателя, ведь есть очень много способов кроме традиционного букваря. Но об этом – в нашей следующей статье.
Некоторые родители жалуются, что их 4-летка не может запомнить буквы. Почему? Дело в том, что буква для ребенка моложе 6-7 лет выступает не как знак, символ, а как рисунок: М – это мама, А – Анина буква… Поэтому при раннем обучению чтению рекомендуется работать с целыми словами, т.е. создавать у ребенка образы слов. Об этом пишут и Глен Доман в своей книге «Как научить ребенка читать», и Николай Зайцев, автор известных звенящих кубиков.
Подведем итог. Если ребенок «дозрел» для того, чтоб освоить непростой процесс чтения, то вы затратите на это не много времени, сил и нервов. Если же он не готов, вы и для вас, и главное – для вашего «ученика» этот процесс будет очень уж энергозатратным и не без «побочных эффектов».
Кто-то скажет: «Но почему же есть дети, которые без труда научились читать раньше своих сверстников?» Потому что не у всех детей и взрослых совпадают паспортный и биологический возраста. Это не плохо и не хорошо. Ведь и на одном кусте помидор одни плоды созревают раньше, другие – позже. Но никому не придет в голову срывать зеленые, если есть возможность дозреть им на кусте.

И последнее: если вы и научите своего ребенка читать в 4-5 лет, станет ли он самостоятельно этим заниматься? Даже очень прогрессивный Г.Доман категорически заявляет: для маленьких детей при обучении чтению размер букв должен быть 7,5 см в высоту, а в первой рукописной книге – 2,5 см. Это связано с физиологией. Многие ли наши издательства выпускают книги с таким большим шрифтом? Есть, конечно, родители-энтузиасты, которые сами делают книжки своим детям: вырезают картинки, а текст переписывают сами или набирают на компьютере.
А вот что говорит известный детский психолог Т. Шишова: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок действительно подружился с книжкой на долгие годы, нужно… КАК МОЖНО ДОЛЬШЕ ЧИТАТЬ ЕМУ ВСЛУХ». Объясняется это тем, что становление ребенка как читателя идет гораздо медленнее. Что может осилить только начавший читать пятилетка? «Колобок»? « Репку»? и не за один прием. А ведь в этом возрасте интересно послушать «Снежную королеву», Сказки Пушкина... Родители выразительно читают (ведь и этому надо учить), ребенок представляет все «в лицах» и деталях (развивается необходимое в этом возрасте воображение), взрослые могут тут же пояснить непонятные слова, ответить на детские вопросы… Вот тогда чтение становится не только приятным времяпрепровождением, но и сближает родителей с детьми, а не становится яблоком раздора.

Ну что ж, кое-что сказано. Выбор за вами, уважаемые мамы и папы.

На чтение 16 мин.

Обучение чтению по программе «Я в Мире»

В соответствии с Государственной базовой программой развития ребенка «Я в Мире» – не самое главное задание для дошкольника, однако при желании детей и родителей уже в этом возрасте можно начинать обучение элементам грамоты и обучение ребенка чтению.

Старшие дошкольники любят рассматривать книжки, слушать, как их читают взрослые, они проявляют и проявляют желание научиться читать самим.

У отдельных детей интерес к буквам и желание научиться читать возникает значительно раньше. Поэтому важно в этой ситуации поддерживать желание детей познавать новое, избрав для этого соответствующие методы.

Яркая и привлекательная книжка поможет, с одной стороны, сделать процесс обучения чтению легким и интересным для детей, с другой – способствует общему развитию ребенка: его интеллекта, речи, мелкой моторики, словарного запаса, восприятие, расширение представлений о мире.

Надо поставить за цель не только научить ребенка читать, но и влиять на личностное развитие ребенка в целом, которое понимается, согласно структуры личности, как развитие способностей, характера, опыта, интеллекта, психофизиологических свойств (памяти, эмоций, ощущений, восприятия, мышления, чувств, воли).

С какого возраста можно начинать обучать детей чтению?

Трудно сказать однозначно, в каком именно возрасте стоит начинать обучение ребенка чтению, поскольку это зависит от его индивидуальных особенностей. Поэтому с этим должен определиться и ребенок, и взрослый, проанализировав особенности развития конкретного ребенка.

В целом методика обучения чтению рассчитана на четырехлетних детей, то есть количество объектов на странице, величина букв, уровень сложности заданий, предлагаемые виды деятельности, темп выполнения заданий выстраивались с учетом возрастных особенностей детей именно этого возраста.

Однако двенадцатилетняя практика внедрения авторской методики свидетельствует о том, что предлагаемые задания посильные и интересные для трехлетних малышей, поэтому можно начинать учиться читать в трехлетнем возрасте (при желании ребенка), однако выполнять задачи стоит в два раза более медленном темпе и с большей помощью взрослого.

Нередко по предлагаемым пособиям начинали учиться читать пятилетние малыши, им интересно было выполнять задания, однако, по сравнению с четырехлетними детьми, они делали это в гораздо более быстром темпе.

Такая ситуация объясняется психологическими особенностями детей трех, четырех и пяти лет: разной скоростью протекания мыслительных реакций, разным уровнем сформированности мелкой моторики, разным уровнем сформированности навыков выполнения действий, различными познавательными потребностями и тому подобное.

Ознакомление детей с буквами и слогами

Ознакомление детей с буквами и слогами сопровождается иллюстративным материалом, использование которого позволяет параллельно апеллировать к обоим полушариям головного мозга, а значит органично соединить логическое и ассоциативно-образное мышление ребенка в восприятии нового.

Кроме того, работа с рисунками способствует расширению представлений детей об окружающем мире и обогащению их словарного запаса.

Важным является привлечение детей к разнообразным видам деятельности (рисование, вырезание, пение, танцы, конструирование, лепка, передвижение в пространстве и тому подобное), которые являются необходимыми для дошкольников.

Постоянное выполнение игровых заданий способствует как формированию навыков чтения, так и разностороннему развитию ребенка.

Авторская методика обучения детей чтению

В авторской методике заложен принцип максимального разнообразия. Для изучения одной буквы детям предлагается 5-6 заданий с использованием разных видов деятельности, которые призваны разнообразить их деятельность, удивить и порадовать их.

Задания в книге изложены в логической последовательности. Изучение каждой буквы предполагает определенный порядок действий: ознакомление с слогом, отыскивание определенных слогов среди других, выделение определенных слогов в словах в разных позициях (в начале, в середине и в конце слова, составление слов из уже известных слогов.

Такое многократное повторение слогов в разных вариантах и с использованием различных видов деятельности постепенно формирует в сознании ребенка механизм образования слогов.

Книга выполняет двойную функцию: рабочей тетради для детей с овладения процессом чтения и пособия для взрослых по вопросам организации и методики обучения.

Именно поэтому тот, кто работает с ребенком — педагоги, родители, дедушки или бабушки, гувернеры — может сэкономить время и уменьшить усилия для подготовки занятий с ребенком.

В то же время, взрослый имеет возможность проявить собственное творчество в способах подачи задач, в использовании дополнительных игровых приемов и проч.

Пособие адресовано одновременно воспитателям и родителям, благодаря чему обеспечивается согласованность их действий, избежания противоречий и ошибок в обучении чтению детей дошкольного возраста.

Предложенный учебно-методическое пособие учитывает требования Базового компонента дошкольного образования и базовой программы развития ребенка дошкольного возраста «Я в Мире» относительно речевого развития и обучения элементам грамоты детей дошкольного возраста.

Оно может быть использован в организации учебной деятельности детей в дошкольных учебных заведениях в форме занятий по обучению грамоте или индивидуальной работы, а также кружковых занятий для детей, которые проявляют ранний интерес и способности к чтению.

Кроме того, оно будет уместно в получении образования в практике семейного воспитания, гувернерства, в общеобразовательных и внешкольных учебных заведениях, которые готовят детей к школе.

Как работать с книгой

Сначала ознакомьтесь с содержанием книги. Это поможет вам составить общее представление о сущности игровых заданий, вида деятельности, последовательность выполнения задач.

Ознакомьтесь с условными обозначениями, которые используются на каждой странице книги. Условные обозначения в виде символа обозначают тот вид деятельности, который используется в определенном игровом задании. Знание условных обозначений создает определенные удобства в работе с ребенком.

С каждым заданием ознакомьтесь заранее, чтобы у вас было время подготовить необходимое оборудование (бумага, ножницы, клей, карандаш, пластилин, природные материалы и тому подобное).

Если на занятие вы выберете несколько задач, то, конечно, подготовьте все необходимое для их выполнения. Во многих случаях после формулировки задачи мелким шрифтом подаются методические рекомендации и советы, которые помогут вам подготовиться к занятиям с ребенком.

Формулируйте ребенку задачу так, как она записана в книге. Однако, если вы и ваш ребенок (ваши дети, группа детей) любите пофантазировать, можете несколько изменить: расширить текст задачи, дополнить его именами сказочных героев, любимых игрушек вашего ребенка, кличками домашних животных. То есть, сделайте так, чтобы задание звучало именно для вашего ребенка (ваших детей, группы детей).

Например, в книге задание записано так: «Помоги белочке собрать орешки на зиму. Вырежи и положи в дупло орешки с буквой И».

Вы можете использовать такой вариант: «Сынок, ты, наверное, знаешь, что белочка готовит себе запасы на зиму, чтобы пережить лютые морозы? Ей надо насобирать и семян и орехов. Поможем ей подготовиться к зиме. Белочка будет тебе очень благодарна. Мы с тобой вырежем орешки только с буквой И, потому что они самые вкусные и самые сладкие. А потом положим их в дупло».

Если у малыша есть любимая игрушка, ее можно использовать как действующее лицо в игровых задачах. Известно, что для 4-летних дошкольников мотив «помочь» – один из самых стойких. Малыши охотно кому-то помогают, чувствуя свою полезность, значимость.

Поэтому некоторые задачи можно предлагать в виде вымышленной истории, скажем такой: «У куклы болит животик, но она не знает дороги к больнице. Выложи ей дорогу из квадратов, на которых есть слоги с буквой…», «Твой медвежонок хочет научиться читать и писать буквы. Покажи ему в слогах букву…» и тому подобное.

Такой подход усиливает мотивацию ребенка к выполнению заданий, способствует формированию у нее добрых чувств к другим.

Выполняя задания, обращайте внимание на рисунки и просите ребенка называть изображенные предметы. Если он испытывает трудности, помогите ему и объясните значение непонятных слов. Это закрепит ее представление об окружающем мире, расширит словарный запас.

Выполняйте задания в определенной последовательности, потому что они не являются случайным набором, а составляют четкую и логично выстроенную систему.

Переход от чтения слов к текстам

Переход от чтения слов к текстам осуществляются постепенно по определенному алгоритму, который действует в пределах задач из одной темы. В основе этого алгоритма заложено движение от простого к сложному:

Обучение ребенка чтению слов разделен на отдельные (простые) процессы:

  • узнавание и называние букв;
  • узнавание и называние слогов;
  • выделение слогов в структуре слова;
  • называние слогов в слове, т. е. чтение слов.

Например, задание: «Найди и вырежи квадраты с буквой А». Сначала обратите внимание ребенка на то, что на странице нарисовано несколько квадратов (их можно даже сосчитать, обратите внимание на цвет, размер и т.д).

Затем пусть ребенок найдет и покажет тот квадрат, который она будет вырезать. Если он показал неправильно, еще раз покажите ему букву, а затем снова предложите найти квадрат с такой буквой.

Формирование навыков чтения

Для формирования у ребенка устойчивых навыков чтения нужно обращать его внимание на буквы и слоги. В процессе выполнения задания и после окончания пусть он называет букву, которую выучил; слоги, изображенные на рисунке.

Не забывайте о том, что обычно ребенку младшего возраста легче запомнить материал, если он проговаривает его несколько раз вслух.

Не обязательно предлагать малышу выполнять за одно занятие 5 – 6 задач.

Помните: продолжительность занятий не должна превышать 10 — 20 минут для 4-летних детей и 20 – 30 минут – для 5 – 6-летних.

Если ребенок проявляет желание, такие занятия можно немного удлинять и проводить чаще: и каждый день, и дважды-трижды в неделю. Как правило, игровые задания нравятся малышам, и они охотно их выполняют.

Обучение ребенка чтению на занятиях

Занятия можно проводить как групповые, так и индивидуальные. Если вы работаете с группой детей, удобнее, когда их меньше в группе. Оптимальной для работы в группе количество детей может колебаться от 10 до 15 человек.

Если количество детей в группе большая, стоит проводить обучение ребенка чтению подгруппами. Такой подход обусловлен необходимостью уделить внимание каждому ребенку во время выполнения задания, а чем больше детей, тем труднее это сделать педагогу.

Обучение ребенка чтению, надо учитывая их индивидуальные особенности: возраст ребенка, его физическое и психическое состояние, наклонности, интересы, желания.

Обычно четырехлетние малыши справляются с изучением одной буквы (и выполнением соответствующих задач) в течение недели.

Вполне понятно, что пятилетние дети выполняют предлагаемые задания и учатся самостоятельно читать значительно быстрее. Если вы начали обучение ребенка чтению раньше, чем в 4 года, темп усвоения учебного должен быть значительно более медленным: изучение одной буквы (и выполнения соответствующих задач) должно осуществляться в течение полутора или двух недель.

Постановка задач при обучении чтения

На занятиях по чтению малыш должен чувствовать себя комфортно. Так, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, варьируется количество задач, место и темп их выполнения:

  • можно позволить ребенку выполнять задания не за столом, а сидя на коврике или в каком-то другом месте комнаты;
  • когда ребенок непоседлив, следует увеличить для него количество подвижных задач;
  • если малышу нравится красить, стоит позволить ему раскрасить все детали рисунка, а не только те, которые предусмотрены заданием;
  • ребенок медлительный — не следует форсировать выполнение заданий – это только повредит делу. Пусть продвигается присущим ему темпом;
  • не стоит упрекать малыша, если он чего-то не понял или выполнил задание неправильно. Пусть попробует еще раз или выполнит другую подобную упражнение.

Такой подход обусловлен целью деятельности: способствовать общему развитию детей, дать им положительные эмоции и привить интерес к чтению.

Ни в коем случае не надо заставлять ребенка читать, ибо принуждение вызывает сопротивление и возмущение. Не стоит говорить: «Надо учиться читать», «Андрюша не хочет читать, но нужно», «Сегодня будем учить буквы» и тому подобное.

Вообще очень важно, чтобы процесс обучения чтению сопровождали положительные эмоции. Иначе ребенок быстро будет уставать, будет чувствовать дискомфорт, трудности и тому подобное.

Не забывайте хвалить маленьких учеников за их успехи, выражая радость, восторг, поддержку по этому поводу: «Ты молодец!», «Как хорошо ты справился с задачей!», «В следующий раз получится еще лучше!».

Техника обучения чтению

Книга имеет несколько разделов: сначала рекомендуется обучение ребенка чтению букв, которые обозначают гласные звуки; затем учатся читать открытые слоги и начинают читать простые слова; далее дети овладевают словами, содержащими йотированные буквы, мягкий знак и апостроф.

По сравнению с первым и вторым изданием руководства, в этом издании есть определенные изменения ознакомлением с образами букв. Так, на каждой странице, которые начинаются задания на усвоение букв, цветные поля содержат изображения как большой, так и маленькой буквы.

Кроме того, часть задач предполагает оперирование изображениями больших букв, а часть – изображениями маленьких букв. Это обусловлено необходимостью усвоения детьми образов большой и маленькой букв как подготовки детей к чтению обычных текстов, в которых есть и те, и другие.

Этапы обучения

Знакомить детей с буквами следует начинать с тех, что обозначают гласные звуки (раздел 1). Это надо делать последовательно, по очереди. Для изучения каждой буквы предлагается 5 – 6 задач: сначала – на ознакомление с буквой, затем – на ее нахождения в слогах и словах (ребенок показывает пальчиком, раскрашивает, подчеркивает, обводит, вырезает и т. п).

Выполняя задания раздела 1, не стоит заставлять ребенка сразу читать слоги. На этом этапе он только усваивает буквы, обозначающие гласные звуки и знакомится со слогом как наименьшей языковой единицей.

Для примера приведем задание на запоминание буквы В:

  • помоги ежику собрать груши с буквой В, соединив их карандашом;
  • своим телом изобрази букву В;
  • твоя любимая игрушка забила ножку, поплачь вместе с ней, произнося: «У-у-у…»;
  • составь из спичек букву В;
  • найди букву В, что спряталась в слогах, обведи ее карандашом;
  • раскрась в красный цвет клубнички, на которых есть слоги с буквой У.

Если ребенок свободно ориентируется относительно гласных звуков, переходите к изучению букв, обозначающих согласные, и чтение открытых слогов (раздел 2).

Чтение закрытых слогов можно усвоить на дальнейших этапах работы.

Заметим: для дошкольников важным является запоминание звуков, а не букв, поскольку малыш, увидев, скажем, изображения буквы Б, должен сказать [б], а не [бэ], и [в], а не [ве], [г], а не [е] и тому подобное.

А алфавитные названия букв ребенок без проблем выучит в школе, когда будет знакомиться с азбукой.

Одновременно нужно учить малышей замечать и образовывать с буквой, что изучается, открытые слоги (согласный + гласный) и находить эти слоги в словах.

Читайте их вместе с ребенком. Желательно это повторить несколько раз.

Так, изучая букву Б, предложите задачи:

  • раскрась барабан с незнакомой буквой, познакомься с буквой Бб;
  • выложи букву Б из природного материала;
  • напиши букву Б в каждом квадрате и узнай, что сказал барашек;
  • побарабань в барабан, произнося слоги ба, бо, бу, бэ, бы, би, маршируючи по комнате;
  • изготовь аппликацию, вырезав и приклеив шляпку каждой девочке;
  • найди и обведи в словах слоги с буквой б.

Во время выполнения задания необходимо следить, чтобы ребенок сразу читал вслух слоги, а не буквы, из которых они состоят).

В случае необходимости можно предложить малышам выполнить упражнение несколько раз – главное, чтобы они научились читать слоги правильно и быстро.

Следовательно, изучая каждую букву, желательно пройти такие этапы работы:

  1. Ознакомление с буквой, нахождение ее среди уже известных.
  2. Ознакомление со слогами, которые образуются с помощью этой буквы.
  3. Нахождения слога с новой буквой среди других слогов.
  4. Нахождения слога с новой буквой в словах. (Отметим, что не всегда открытый слог, который обводит ребенок в слове, совпадает с составом слова.
  5. Скорее мы просим ребенка обвести буквосочетание согласный + гласный, который для удобства называем составом. То есть, ребенок должен обвести определенную букву для обозначения согласного с последующей буквой в обозначении гласного звука.)
  6. Повторение ранее изученных слогов, составление из них слов; конструирование слов из новых слогов.

Если ребенок уже может свободно образовывать открытые слоги и уверенно их читать, стоит дать ему возможность читать одно — и двусложные слова.

Это усилит интерес к чтению, ведь иметь дело со словами гораздо интереснее, чем со слогами. Если возникают трудности, надо помочь ребенку прочитать слово. Вы, например, читаете первый слог, а малыш пусть прочитает второй.

Когда ребенок усвоит все согласные звуки, научится читать слоги, образующиеся с ними, овладеет одно — и двусложные слова, переходите к изучению слогов с йотированными буквами (раздел 3).

Обучение ребенка чтению этих слогов составляет для малышей определенные трудности, поскольку, в начале слова йотированные буквы обозначают два звука, которые нужно слитно произносить: я = [й] + [а], ю = [й] + [у] и тому подобное.

В середине или в конце состава после согласного йотированные буквы обозначают один звук и употребляются для смягчения предыдущего согласного звука.

Все это надо объяснить малышу, потренироваться вместе с ним в произношении новых звуков, сначала выполнить задания, которые предусматривают чтение слогов, в которых йотированные буквы обозначают два звука, а затем те, в которых они обозначают один звук. Далее предлагается закрепить знания о йотированных буквах, отыскав их в словах.

Ознакомление с мягким знаком и апострофом

После ознакомления с йотированными буквами ознакомьте воспитанников с мягким знаком, апострофом и особенностями чтения слогов с ними.

Уместно пояснить, что мягкий знак употребляется для смягчения предыдущего согласного, а апостроф — для раздельности произношения йотированного и предыдущего согласного. Сначала дети учатся читать слоги с мягким знаком и апострофом, а потом отыскивают их в словах.

Следующий этап – обучение ребенка чтению закрытых слогов (раздел 4).

Закрытые слоги (гласный + согласный) дети часто читают наоборот. Чтобы исправить эту ошибку, можно предложить следующие игровые задания:

  • дорисуй бабочкам крылышки, соединив точки. Прочитай слоги, написанные на крылышках;
  • соедини линией елки, на которых есть слоги с одинаковыми буквами;
  • выложи из палочек слоги: ша – аш, ну – ун, те – ит.

Выполняя эти задания, ребенок учится замечать различие между закрытыми и открытыми слогами, правильно их читать.

Затем следует перейти к изучению открытых слогов с несколькими согласными (согласный + согласный + гласный), чтение которых вызывает у детей определенные трудности, преодолеть которые помогут специальные задачи (раздел 5):

  • найди ключик к каждому замку (соедини их линией);
  • вырежи и разложи кирпича на грузовики;
  • вырежи слоги, которые бегут к книжке.

Объясните детям технику чтения таких слогов: сначала надо прочесть первый согласный, а дальше слитно читать открытый слог. Например: т⁞ра, к⁞ло и тому подобное.

Стоит обратить особое внимание на слитное прочтение буквосочетаний дж и дз, о чем подсказывает дужка, которая написана сверху над буквосочетаниями.

После того, как закончено обучение ребенка чтению разных типов слогов, переходите к чтению слов (раздел 6). Сделать этот переход плавным и интересным для ребенка опять же помогут игровые задания.

Каков же возраст ребёнка, готового читать? Правильный ответ на этот вопрос лежит не в плоскости паспортного возраста, а в функциональной готовности ребёнка. Надо понимать, что успешное чтение буквенной записи слов требует множества разноплановых компетенций.

– Овладение разговорной речью на грамматическом уровне.

Мы читаем, чтобы понимать прочитанное и узнавать новую информацию. Казалось бы, очевидно, что невозможно читать, если вы не владеете речью. Но разнообразие и популярность карточек с напечатанными словами, адресованных детям в доречевом периоде развития, показывают, что далеко не все родители и педагоги понимают эту простую истину. Письменность существует, чтобы фиксировать и воспроизводить устную речь! Нет устной речи – нечего фиксировать и нечем воспроизводить. Более того, буквенная запись дважды абстрактна: письменный текст передаёт мысль, оторванную от контекста конкретной ситуации, а буквы в словах означают отдельные фонемы, а не целое понятие.

Таким образом, внешние признаки готовности к обучению чтению проявятся в том, что ребёнок может беседовать о том, чего не видит непосредственно перед собой, что было или будет, а также в том, что у него есть интуитивное понимание фонемного строя речи. Например, малыш может назвать слова, начинающиеся с одного и того же звука, или сказать, есть ли звук «б» в слове «корова».

Практика показывает, что если ребёнок достаточно компетентно владеет родным языком, то на освоение чтения он затратит немногим больше времени, чем потребовалось бы вам, если бы вы учились читать на иностранном языке. Процесс занял бы месяцы, а не годы. Увы. Сложившаяся практика дошкольного образования годами пытаться начать читать противоречит интересам ребёнка.

Если вы делаете с детьми нечто с трёх до семи только затем, чтобы ещё и в начальной школе какое-то время учиться читать, – это совершенно точно не обучение чтению. Конечно, все дети разные, и темп обучения любому навыку у каждого свой. Но усреднено и грубо можно сказать: если вы делаете что-либо систематически в течение месяца, думая, что это обучение чтению, и через месяц занятий ребёнок не может читать и понимать прочитанное, то вы делаете что-то не так или не вовремя.

Вред слишком раннего, преждевременного обучения чтению

К сожалению, часто возникает замкнутый круг. Ребёнок не готов к письменной речи. Ему нужно решить громадное количество задач развития, предшествующих письму и чтению. Но, поддавшись ажиотажу, родители стремятся учить его читать и писать. Чем более к этому не готов ребёнок, тем медленнее он продвигается и тем больше времени у него занимает непосильная работа. Тем меньше остаётся ресурсов на накопление необходимых опыта и навыков, составляющих готовность к обучению чтению. Ребёнок живёт в ситуации неуспеха, или, по крайней мере, в ситуации изнуряющих занятий. То, что находится в зоне ближайшего развития малыша, он делает с восторгом и энтузиазмом, то, что ещё слишком трудно – с унынием и скукой.

Оценить ущерб, который получает ребёнок в результате такого истощения, сложно. На поверхности лежит расстройство мотивации: редко когда долгоиграющее обучение чтению не приводит к тому, что дошкольник начинает воспринимать учёбу и уроки как повинность. Более глубокие проблемы закладываются тем, что мозг и в целом нервная система не получают достаточно опыта интегрированной работы. С одной стороны, мы постоянно должны воспринимать громадное количество информации от мира вокруг, правильно интерпретировать каждую грань этой информации в связи со всей остальной, чтобы картина была цельной, и правильно управлять собой на основе понимания происходящего. С другой стороны, для полноценной работы мозга необходима чёткая локализация функций, чтобы каждый нейрон был занят своим делом и не отвлекал соседей напрасно, а «общался бы с ними только по делу». Нельзя приказать мозгу интегрироваться и дифференцироваться, нельзя заставить его стать достаточно зрелым, можно только жить насыщенной жизнью, получать новые переживания, добиваться всё новых целей.

И выглядеть это будет так, что ребёнок:

  • ползает на четвереньках;
  • нюхает, грызёт, переставляет с места на место предметы;
  • возится с водой;
  • прыгает на двух ногах (лучше в луже);
  • скачет на одной ножке;
  • стоит на одной ноге;
  • замирает, внимательно следя за полётом бабочки;
  • переносит воду, не разливая;
  • осторожно обращается с хрупкими предметами;
  • ловит мяч двумя руками и мячик – одной;
  • выполняет просьбы, в том числе, касающиеся предметов вне поля зрения;
  • вообще понимает обращённую к нему речь;
  • произносит большинство звуков;
  • употребляет в активной речи сначала слова, а затем и двух- трёхсловные фразы и, наконец, начинает говорить предложениями;
  • переходит от книг-картинок с подписями к книгам с иллюстрациями;
  • слушает сказку на ночь;
  • рисует человечков и держит карандаш тремя пальцами, как обычно держат ручку;
  • осторожно гладит животных;
  • дерётся на подушках;
  • качается на качелях;
  • ходит по бордюру;
  • моет посуду;
  • продевает нитку в иголку;
  • ест ножом и вилкой;
  • может слаженно действовать обеими руками так, что движения каждой из рук отличаются, несимметричны друг другу относительно вертикальной оси тела;
  • и множество других занятий, которым дети предаются при всяком удобном случае.

Чтение – сложный мыслительный процесс, требующий необходимой психической зрелости. Откуда её взять ребёнку? Разумеется, развить на основе другого жизненного опыта. Перечисленные активности дают необходимую базу, которая позволит научиться читать ради получения новой информации и писать, чтобы выразить свою мысль. Ребёнок учится быть внимательным и сосредоточенным. Если же родители торопят своего малыша ради удовольствия похвастаться миру вундеркиндом или просто увидеть более привычные, «академические» успехи в развитии своего чада, то ребёнок учится читать только затем, чтобы его хвалили и не ругали. На обучение он тратит время, отпущенное на развитие ощущений и движения, что вызывает дефицит соответствующего опыта. Вот что пишет детский невролог О. И. Ефимов: «Один год или два года – это возраст движения, а не знакомства с абстрактными понятиями. То, что ребёнок не научится в этом возрасте читать, никак не повлияет на его дальнейшее развитие. К семи годам ребёнок, рано научившийся читать, как правило, ничем не отличается от ровесников, которые начали читать в 6 лет. Но то, что ребёнок в два года мало двигается, может стать препятствием для развития интеллекта.

Последствия дефицита движения могут долго оставаться незамеченными, вернее, на них обычно никто не обращает внимания. Когда у ребёнка в 10–12 лет возникнут проблемы с учёбой, уже никто и не вспомнит о том, что в 2–3 года ребёнок мало двигался ».

Как выбрать методику обучения чтению детей раннего возраста?

Исходя из уже сказанного, я бы отметила следующее.

– Обучение чтению подготовленного ребёнка не нуждается в приукрашивании, потому что интересно ему само по себе.

Если методика предлагает долгий путь завлечения и развлечения, она по самой сути рассчитана на то, чтобы преждевременно обучать чтению не готового к этому ребёнка.

Эффективная методика сосредоточена на чтении, поэтому, как правило, не содержит рекомендаций, как развивать ребёнка, чтобы он стал готов к самостоятельному чтению. Исключение, пожалуй, составляет только метод Монтессори.

– Отвлекающие иллюстрации.

Если методика использует картинки, звуки, движения, стихи и песни, чтобы познакомить детей с буквами или даже слогами, то она игнорирует сущностную характеристику буквенного письма: буква и есть сама по себе знак, и вводить промежуточные символы – значит, заставлять ребёнка делать двойную работу. Е. Федорин в пособии «Я учусь читать» (2) описывает случай, когда мальчик, изучавший буквы по разрезной азбуке с картинками, пытался читать каждую букву так: вспомнить соответствующую картинку, выделить первый звук и прочесть букву. Надо ли говорить о том, как утомительно и замедленно было такое чтение! Не будем забывать, что до 6 лет память ребёнка работает иначе, чем впоследствии. Ребёнок впитывает, как губка, опыт целиком. Если вы предлагаете ему запомнить картинку с подписью, то та же подпись без картинки и та же буква или слово другим шрифтом – новый опыт, с предыдущей карточкой никак не связанный. Воскобович на семинаре по своей методике, на котором я присутствовала, объяснил, что перестал работать с кубиками Зайцева (которыми пользовался какое-то время своей педагогической деятельности) после того, как заметил, что дети явно запоминают не 33 буквы русского алфавита, а все буквы и слоги, представленные в таблицах и кубиках, как отдельный символ. Такое восприятие сводит на нет преимущество буквенной записи кодировать слова языка минимумом знаков.

– Письмо и чтение – не цель, а средство.

Хорошо, когда чтение и письмо даже в процессе обучения остаются средством для достижения других целей. В методике М. Монтессори множество презентаций для чтения содержит послания, которые можно прочитать, понять и выполнить, или обсудить, или передать другому. Это показывает пользу письменной речи, знакомит с её назначением. И очень вдохновляет детей. Не меньше радует их возможность прочесть вывески, этикетки, объявления, составить письмо или записку.

– Название букв или звук?

Если методика или пособие даёт названия букв раньше, чем их прочтение, или даёт алфавит без возможности изучать буквы в разном порядке – она создаёт препятствия для научения чтению. Для самостоятельного чтения важно знать, как может читаться буква, а не каково её имя. Если малыш спрашивает, указывая на надпись, в совсем раннем возрасте, можно говорить: «Буквы». Если же вы видите внимательный и устойчивый интерес к буквам, что малыш явно выделяет отдельно напечатанную букву, можно начать читать буквы, на которые он указывает. Читать – значит произносить, например, «с», а ни в коем случае «эс» и т. д. Знание алфавита – прекрасно, но оно полезно для чтения словарей, а не для чтения текстов. Изучение алфавита и названий букв можно смело отдать на откуп школе, или, по крайней мере, отложить до того времени, когда ребёнок начнёт уверенно читать.

Важно понимать, что взрослый – образец поведения. Лучший способ учить читать – читать самому в присутствии ребёнка. В то же время, ребёнок, даже хорошо освоивший умение читать на начальном уровне, не может в полной мере воспринимать текст. Чтобы помочь детям, очень полезно сохранять традицию чтения перед сном или часов семейного чтения. Именно слушание книг посильной сложности учит понимать суть текста из самого текста, а не картинки; чтение и обсуждение прочитанного развивает словарный запас и речь в целом. Именно опыт понимания на слух и опыт самостоятельного произнесения новых сложных слов развивает интуитивное чутьё фонетического строя языка, которое позволяет начать анализировать слова на фонемы и важно для письма и чтения. Последнее также хорошо тренируется в различных играх на выделение того или иного звука в словах. Дети с хорошо развитой речью в 2,5–3 года уже могут играть в облегчённый вариант игры в «города»: по очереди с вами называть слова на одну и ту же букву. Позднее можно начинать пробовать игру по классическим правилам, когда последний звук предыдущего слова даёт первую букву в последующем. Это очень полезный и весёлый способ скоротать дорогу или ожидание в очереди.

– Активность и самостоятельность.

Ну и, конечно, для успешного обучения чтению важно всё, что составляет задачи развития в раннем возрасте: сенсорные ощущения, координация движения и сами движения на уровне крупной и мелкой моторики. Критически важна возможность действовать самостоятельно, а не быть пассивным наблюдателем. В этом плане показателен опыт, цитируемый в книге Ефимовых. В нём маленьких крысят поделили на три группы: одни жили в скучной и бедной среде, другие – наоборот, в просторной клетке с большим количеством интересных крысам возможностей и занятий. Были и третьи – те, кто мог наблюдать за теми, что резвятся в обогащённой развивающей среде. Интеллектуальные тесты выращенных таким различным образом крыс вполне предсказуемо показали, что первые крысы «со скучным детством» были значимо глупее тех, что росли в обогащённой среде. Интереснее другое: «наблюдатели» ничем не отличались от лишённых интересных активностей крыс. Подобный эксперимент неэтично проводить на детях, но, боюсь, дети, детство которых проходит в обнимку с планшетами и телефонами, участвуют в нём.

– От письма к чтению.

В подходе М. Монтессори дети идут от письма к чтению. Автор метода пришла к такому порядку, наблюдая за детьми, и этот опыт подробно описан в её книгах. Не стану пересказывать его. Хочу только сказать, что и я сама, и многие мои знакомые дети, родители которых ничего не слышали о подходе М. Монтессори к обучению письму и чтению, спонтанно шли именно этим путём: изучение букв, затем попытки записать (а затем прочитать) что-то своё и только затем начинали всерьёз интересоваться чтением.

– На каком материале всё-таки учиться читать?

Важно не экономить время и силы на этапах подготовки к чтению. Когда ребёнок начинает писать и читать, хорошо идти от простого к сложному и использовать для этого материалы без большого количества картинок, чтобы максимально привлечь внимание к самим буквам и установить прямую связь между буквой и звуком, минуя лишние звенья в виде картинок. Подобный материал обширно представлен в Монтессори-классах для детей от 3 до 6 лет и, в меньшей степени, в школьных Монтессори-классах. Он хорошо описан в книгах М. Монтессори и Ю. Фаусек. Некоторые материалы В. В. Воскобовича созданы для тренировки навыков чтения и вполне отвечают озвученному критерию изолированности буквенной записи. Очень подробная и богатая подборка слов в порядке усложнения для прочтения собрана в методическом пособии Е. Федорина, упоминавшаяся выше. Если вы сможете достать его – вам повезло. Много неплохих материалов есть среди многочисленных пособий авторства Е. В. Колесниковой. На этапе более-менее свободного чтения предложений хороша азбука Л. Н. Толстого, интересна она и для письма и списывания. Для этих же целей хороши пословицы и поговорки (с обсуждением смысла) и бытовые записки друг другу в семейном быту.

И всё-таки: учить ли ребёнка читать до школы?

Мой ответ на этот вопрос таков: ребёнка стоит учить читать как можно раньше, но только тогда, когда он по-настоящему к этому готов. Скорее всего, этот момент придёт в 4–6 лет, но может начинаться и 2,5–3 года. Для обучения чтению лучше опираться на эффективные приёмы, и я надеюсь, что высказанные мной соображения помогут вам не потеряться в разнообразии материалов по этой теме. Что же до школы – тут многое зависит от конкретной школы, в которую вы планируете ходить. Подготовка к школе, практикуемая в большинстве из них, чаще всего полезна. Она позволяет и вам, и ребёнку присмотреться к школе, порядкам в ней, к учителю и его требованиям. Программа начальной школы очень перегружена, а обучение чтению и фонетическому разбору проводится довольно формально, так что имеет смысл сориентироваться в этих темах незадолго до поступления в школу. Это пропедевтическое изучение не должно быть в ущерб другой активности дошкольника, и не должно подменять изучение аналогичного материала в школе, но может предварительно познакомить с основами этих тем.

  1. Ефимов О.И., Ефимова В.Л. Педагогика, изменяющая мозг. Диалоги невролога и логопеда о развитии детей. – Издательство «ДИЛЯ». – 2013. – 288 с.
  2. Федорин Е.Д. Я учусь читать! Практическое пособие для родителей и гувернёров. – Издательство «МОСКОВСКИЙ ЛИЦЕЙ». – 1993. – 96 с.

Список полезных книг для детей до 3 лет от Монтессори-педагогов поможет подобрать книги по возрасту и интересам ребёнка

Практически каждый из нас сегодня может вспомнить знаменитый букварь синего цвета, при помощи которого учился читать. Но время идет, и представленный инструмент теряет свою актуальность, уступая место специальным методикам обучения детей чтению. Сегодня подобных методик можно найти немало, но мы расскажем вам о самых популярных, а также укажем на основные их преимущества и недостатки, если таковые имеются. Конечно же, мы скажем несколько слов и о букваре, а также познакомим с преимуществами практических методов обучения детей чтению, собранных в данном курсе командой 4Brain. Но, как у нас и заведено, - обо всем по порядку.

Для начала не будет лишним еще раз заметить, что обучать детей чтению рекомендуется не раньше 4-5 лет, но не исключаются случаи, когда осваивать этот навык дети начинают раньше (о показателях готовности малышей к чтению мы говорили в первом уроке). Авторские методики, о которых мы расскажем, рассчитаны на раннее, т.е. начальное обучение детей.

Методика Николая Зайцева

Смысл этой системы обучения чтению, применяющейся уже свыше 20 лет, состоит в изучении детьми не букв и звуков, а складов. Инструментарий включает себя статичные кубики, способствующие освоению ребенком фонетического состава языка. Кроме того, дидактический материал представлен 12 группами. Есть золотые, железные и деревянные кубики с разнообразными наполнителями. Играя с ними, малыш осваивает различия между гласными, согласными, глухими, мягкими и твердыми звуками. Помимо кубиков, в набор входят особые таблицы, размещающиеся на стене немного выше роста малыша, и аудиозаписи.

Обучая ребенка читать, родители пропевают, а не проговаривают склады букв. Такой прием называют «попевками». А таблицы применяются для более качественного усвоения материала. Результатом же регулярных занятий по методике Зайцева является то, что ребенок свободно запоминает более 240 складов русского языка.

Важно сказать, что кубики Зайцева успешно себя показали при работе с левшами и детьми с психоэмоциональными нарушениями. Скорость же обучения всегда зависит от возраста маленьких учеников. Например, если ребенку более 3 лет, научится читать он уже через полгода при занятиях минимум 2 раза в неделю по 15-30 минут.

Педагоги выделяют у методики Зайцева как положительные, так и отрицательные стороны (далее мы так же будем приводить информацию, основанную на мнениях педагогов).

Преимущества методики:

  • Дети запоминают буквенные сочетания в игровой форме, и им не нужно думать, как читается тот или иной склад
  • Изображенные на кубиках сочетания букв упрощают процесс освоения детьми письма в будущем
  • Методика не имеет возрастных ограничений
  • Играть с кубиками ребенок может самостоятельно
  • Кубики развивают мелкую моторику и органы чувств

Недостатки методики:

  • Дети, научившиеся читать по методике Зайцева, часть проглатывают окончания
  • Изучая склады, дети испытывают затруднения с пониманием состава слова
  • Из-за цветового оформления кубиков, в первом классе дети испытывают трудности с фонетическим разборов слов
  • Метод непоследователен
  • Для начала занятий необходима соответствующая подготовка
  • Обучающие пособия отличаются высокой ценой

Методика Глена Домана

Методика Глена Домана основывается на автоматическом освоении ребенком целых слов, что достигается посредством применения специальных карточек со словами и предложениями. Занимаясь с детьми, родители в течение 15 секунд показывают им конкретные карточки и громко называют их значения.

Занятия проводятся ежедневно по 5-10 минут, в результате чего ребенок не просто , но у него также развиваются интеллектуальные способности, фотографическая память.

Преимущества методики:

  • Методика может применяться с самого раннего возраста
  • Занятия могут быть организованы самостоятельно
  • Дидактический материал может быть изготовлен самостоятельно
  • Разностороннее развитие ребенка (карточки могут быть посвящены самым разным темам)

Недостатки методики:

  • В процессе занятий ребенок занимает пассивную позицию
  • Ребенок не осваивает навыки самостоятельного чтения (процесс обучения ограничивается восприятием и анализом информации)
  • Невозможность проявления в процессе обучения креативности
  • Однотипность процесса обучения
  • Необходимость в ежедневном изменении предоставляемого материала
  • Детьми старше трех лет методика воспринимается неохотно

Методика Павла Тюленева

Данная методика известна под названием «МИР». Автор подробно описывает ее в своей книге «Читать раньше, чем ходить». Автор указывает на то, что дети без проблем могут составлять из букв слова уже к году, а бегло читать - к двум годам.

Чтобы достичь такого результата предлагается заниматься с малышом с первых месяцев рождения, демонстрируя ему карточки с буквами и громко их озвучивая. Особое внимание следует уделять первым четырем месяцам жизни ребенка - именно в этот период его мозг наиболее восприимчив к графическим изображениям.

Кроме того, очень важно, чтобы в процессе занятий ребенка не отвлекали посторонние предметы, например, игрушки. Благодаря этому можно создать развивающую среду, содействующую активному обучению в перспективе.

Преимущества методики:

  • Простота применения и отсутствие требований к специальным заданиям, упражнениям и тестам
  • Занятия можно организовать самостоятельно
  • Подходит всем детям и не требует много времени

Недостатки методики:

  • Недостаточно материала, чтобы говорить об эффективности или неэффективности метода
  • Труднодоступность дидактического материала (по словам автора, все материалы содержат в себе некий секрет)
  • Возможность заказа дидактического материала только на сайте автора
  • В процессе обучения пропускаются образная и сенсорно-моторная стадии развития малыша

Методика Елены Бахтиной

Во главе методики Елены Бахтиной стоит , а сама методика нередко называется «живой азбукой». Автор утверждает, что начинать обучение следует с букв, а продолжать - изучением слогов. Но особенность системы состоит в том, что все буквам соответствуют свои неповторимые образы, по причине чего дети с большим удовольствием изучают составленный Бахтиной букварь и впоследствии совсем не путают буквы.

Результат гарантируется уже после недели занятий, а навык чтения, по словам автора, осваивается детьми возрастом 2 года всего за 4 месяца. Также Елена Бахтина считает, что чтение с раннего возраста дарит детям возможность черпать из книг тот же объем знаний, что и из телевизора.

Преимущества методики:

  • Простота применения
  • Возможность применения креативных подходов
  • Взаимодействие ребенка с разными объектами (фотографии, рисунки)
  • Возможность применения с самого раннего возраста
  • Возможность заниматься не только дома, но и на улице
  • Множество положительных отзывов родителей

Недостатки методики:

  • Необходимость постоянного повторения изучаемого материала

Методика Евгения Чаплыгина

Автор этой методики разработал кубики «Читаю легко». Аналогично кубикам Зайцева, они помогают детям учиться читать по слогам. Рассчитаны они на детей от 3 лет, но и детям помладше их тоже можно использовать, если они могут говорить и связывать произносимое с написанным.

Отличие же от методики Зайцева в том, что акцент ставится на игровую составляющую занятий. Результат гарантируется автором уже после первого занятия, а уже через несколько дней ребенок начнет читать самостоятельно.

Дидактический материал состоит из 10 деревянных кубиков, 10 двойных кубиков и книжки-шпаргалки для мам и пап, где приводится описание занятий. Кстати, кубики Чаплыгина уже нашли широкое применение в детских дошкольных центрах.

При помощи букв, размещенных на гранях кубиков, составляются десятки и сотни слов. Кроме того, есть возможность составлять предложения и даже сказки. О том, как это делается, написано в книжке-шпаргалке.

Преимущества методики:

  • Отсутствие отвлекающих элементов наподобие картинок
  • Простота применения
  • Возможность применения с самого раннего возраста
  • Высокая эффективность и широта применения
  • Наличие вспомогательных материалов в наборе

Недостатки методики:

  • Дидактический материал нельзя составить самостоятельно
  • Отсутствие на кубиках контекстной информации

Методика Вячеслава Воскобовича

Представленная методика, получившая название «Складушки», представляет собой игру, рассчитанную на работу с детьми 3-4 лет по знакомой нам уже системе складов. Пособие состоит из 21 карточки со складами в виде вертикальных столбиков, находящихся на обеих сторонах карточек. Из двух столбиков получаются домики, а образы этих домиков создаются рисунками, иллюстрирующими всю систему обучения.

Например, в городе Складинске есть 20 домиков, жителями которых являются песенки о разных персонажах. Пропевая такие песенки, родители изначально показывают ребенку склады, а потом указывают на них пальцем. В процессе занятий необходимо добиться хорошего знания малышом складовых песенок, т.к. это особый инструмент для овладения ребенком навыком чтения. Можно приучить малыша к конкретному расположению складов, и тогда он научится сам находить нужные элементы.

Преимущества методики:

  • Многофункциональность игр
  • Игры не надоедают детям очень долго
  • Пособия могут быть нескольких уровней сложности
  • Возможность применения к детям разных возрастов
  • Простота применения

Недостатки методики:

  • Дидактический материал нельзя сделать самостоятельно
  • Необходимость в изучении системы работы и примеров методических сказок

Методика Марии Монтессори

Базовый принцип методики Монтессори - обучение детей самостоятельному изучению окружающей среды, обеспечение свободы и естественности в развитии. Исходя из идей автора, детская личность всегда стремится познавать, а ребенок сам в состоянии определять, что ему нужно для обучения.

Основной идеей системы является непосредственный контакт малыша со всевозможными материалами. В ходе занятий родитель занимает позицию наблюдателя. Главная его задача состоит в том, чтобы направлять действия ребенка, и когда он выберет интересное ему занятие или предмет, родителю нужно просто смотреть, что делает его чадо.

В традиционной форме методика Монессори рассчитана на детей старше 3 лет, однако в несколько измененном виде она применима и к детям младшего возраста. Что касается занятий, то они проходят непрерывно до 3 часов. В процессе ребенок абсолютно не привязан к месту, предметам и действиям.

Преимущества методики:

  • Ребенок может обучаться без вмешательства родителей и в том темпе, который ему удобен
  • Главным способом обучения является познание посредством открытия
  • Методика предоставляет малышу свободу
  • Интеллектуальные способности ребенка развиваются через сенсорное восприятие
  • Прекрасно тренируется
  • Методика формирует у детей навык самостоятельного принятия решений

Недостатки методики:

  • Необходимость подробно изучить систему работы при помощи специализированных материалов
  • Недостаточное развитие у детей креативности и фантазии
  • Отсутствие для ребенка информационной базы, заложенной в сказках, картинках и т.п.
  • Отсутствие для ребенка необходимости в приложении усилий для занятий, что может отрицательно сказаться в перспективе на характере и способностях
  • В некоторых случаях - необходимость обращаться к специалистам по методике Монтессори

Букварь

Рассматривая букварь в качестве методики обучения детей чтению, можно сказать лишь, что этот способ является классическим. Представленный тип пособия интересен тем, что включает в себя множество картинок и изображений. А принцип, на котором построен букварь, таков: ребенок в процессе изучения пособия осваивает навык соединения слогов в отдельные слова.

Одновременно с этим, у малыша есть возможность изучать особые предложения, где присутствуют всевозможные сочетания гласных и согласных звуков. Крайне важно, чтобы в букваре имелась информация обо всех буквах и их соединениях. Только многократно складывая слоги, ребенок учится правильно читать и осознавать принципы чтения.

Преимущества методики:

  • Доступность
  • Большое разнообразие пособий
  • Простота применения
  • Возможность для малыша работать самостоятельно

Недостатки методики:

  • Монотонность процесса изучения
  • Невозможность применить креативность и творческий подход

Таким образом, мы с вами рассмотрели самые популярные методики обучения детей чтению. При желании, конечно, можно найти еще несколько их разновидностей, но мы решили, что указанных вполне хватит.

Вы вправе использовать в работе со своим ребенком любую понравившуюся вам методику, а бескрайние просторы интернета и масса литературы на данную тему помогут вам разобраться более подробно и получить ответы на все возникшие вопросы.

Однако мы хотим сказать вам о том, что вполне достойную альтернативу вышеназванным методикам составляет и разработанный нами курс по обучению детей чтению.

Разработка 4Braın

В подготовленном нами курсе мы собрали самую эффективную на наш взгляд информацию из большинства имеющихся методов, немного переработали и адаптировали ее для лучшего восприятия и, конечно же, систематизировали.

Кроме того, многие советы, упражнения, способы и рекомендации опробованы членами команды 4Brain на личном опыте. Поэтому если у вас есть желание познакомиться с полноценным инструментом, который помог бы вам научить свое дитя читать, а также, если вы не хотите тратить бесценные часы на поиски дополнительной информации и скрупулезное изучение каких бы то ни было методик, данный курс именно для вас.

Продолжайте знакомство с нашим курсом - в третьем уроке мы более подробно побеседуем о том, на что следует обращать внимание, обучая детей чтению, и перейдем непосредственно к практике - познакомим вас с одним из легких способов научить ребенка читать. А уроки с четвертого по десятый будут носить исключительно практический характер.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «savico.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «savico.ru»