Как печатают рисунок на ткани. Печать на футболках: самые дешевые способы

Подписаться
Вступай в сообщество «savico.ru»!
ВКонтакте:

Вам потребуется:


Резиновая пластина для изготовления печатей и штампов, штемпельная подушечка желаемого цвета для текстиля, трикотажное полотно (ткань, готовое платье), канцелярский нож.

Шаг 1


Из резины вырежьте ромб желаемого размера.

Шаг 2


Возьмите штемпельную подушечку и нанесите оттиски ромба в произвольном порядке на предварительно выстиранное трикотажное полотно. В конце для закрепления краски трикотаж проутюжьте с изнаночной стороны. Так у вас получится простой и симпатичный принт своими руками.

Об особой технике читайте в мастер-классе на сайт

Как сделать принт в форме цветка

Вам потребуется:


Резиновая пластина толщиной ок. 3 мм, краска для текстиля розового и оранжево-коричневого цветов, штемпельная подушечка для текстиля, выстиранная ткань (готовое платье), ножницы, клеевой карандаш, канцелярские резинки, миска.

Шаг 1


Перетяните ткань резинками - эти места останутся неокрашенными. Так получится эффект батика.

Шаг 2


Краски для текстиля смешайте и разведите большим количеством воды. Нижнюю часть ткани окуните на 2/3 общей длины в получившийся раствор. Зафиксируйте краску.

Шаг 3


Для штампа в виде цветка вырежьте из резиновой пластины круг, затем вырежьте треугольники и наклейте их на круг.

Шаг 4


Оттиски цветка нанесите в произвольном порядке на хорошо высушенную после окрашивания ткань.

Трафаретная печать и шелкография

Промышленный стандарт печати на футболках и на ткани вообще. Если хотите получить достойный результат (полноцвет например) то нужно хорошо вложится как в оборудование, так и в обучение. Очень выгоден при средних и больших тиражах от 100 шт. до бесконечности.

Специальные принтеры

Сейчас на рынке появились специальные принтеры для печати на ткани. В принципе довольно перспективное направление, единственное, что останавливает – цена принтера от 9000 евро. Хотя и тут есть исключения, но все равно это довольно дорогостоящая техника, которая интересна при больших объемах коротких тиражей.

Термотрансфер

Термотрансфер — это перенос изображения на различные поверхности под воздействием температуры и давления. Термотрансфер подразумевает собой наличие у вас термопресса. Цена термопресса колеблется от 15000 до 50000 рублей, в зависимости от производителя (китайский noname или известная американская фирма) и типа пресса – поворотный или откидной.
Если вы планируете всерьез заниматься термотрансфером, то вам нужен пресс, если это пока хобби или проба пера, то сойдет и утюг.

Термотрансфер бывает:

— Лазерный

— Трафаретный

— С помощью пленки

— Струйный

Струйный трансфер

Подразумевает печать на струйных принтерах. Причем, если это бытовой струйный принтер с обычными чернилами, то печать производится на специальной бумаге, которая имеет покрытие, в которое внедряются чернила, затем бумага при необходимости вырезается по контуру рисунка, прикладывается к ткани изображением вниз и проглаживается утюгом. Существует даже бумага для темных тканей.

Из достоинств этого способа можно отнести доступность и дешевизну. Все остальные показатели – сплошные недостатки. Изображение получается нестойким, краски быстро выгорают и вымываются. На ощупь рисунок грубый и «резиновый».

Сублимация (второй способ печати струйным принтером)

Сублимация – это процесс перехода вещества из твердого состояния в газообразную, минуя жидкую фазу. Существуют разные сублимационные краски, которые заливаются в струйный принтер в СНПЧ или заправляемые картриджи причем принтер должен быть марки EPSON из-за устройства его печатных головок.

После чего печатается зеркальное отражение на бумаге, подсушивается и с помощью пресса – утюг тут вряд ли поможет переносится на объект с содержанием полимера (синтетики) более 70%. Бумага может быть обычной, но при переносе около 30% чернил не перейдет, и изображение получится тусклым, лучше всего взять специальную бумагу для сублимации или в крайнем случае любую матовую фотобумагу.

Что касается печати на футболках сублимацией – можете даже не пытаться перенести сублимацию на х/б ткань – если даже и перейдет, то держаться не будет.
Для натуральный тканей, а также для темных тканей существуют специальные пленки, которые вы сначала привариваете на ткань, как бы получая подложку, а затем уже на нее делаете сублимацию.

Этот метод переноса, пожалуй, самый стойкий к стирке. Достоинства – высокая стойкость изображения, относительная дешевизна «старта». Недостатки – нужен отдельный принтер, невозможность печати по темным тканям без применения пленок, нужен термопресс, недостаточная стойкость к свету.
Область применения – изготовление флагов, спортивной одежды мужской и женской . Изготовление металлических табличек (метал специальный, рекомендовано для эксплуатации внутри помещений), тарелок (тарелка специальная, нужен специальный пресс) и кружек (нужна специальная кружка с покрытием, кружечный пресс).

Трансфер с лазерного принтера

Имеет массу достоинств. Для лазерного трансфера нужен цветной лазерный принтер (ч/б вряд ли подойдет, из за высокой температуры печки) и специальная трансферная бумага.

Бумаги обычно делятся по марке принтера и по назначению.

Бумага для светлой ткани – подходят для светлой х/б и синтетической ткани, на последней держаться лучше. Изображение печатается «в зеркале».

Бумага для темной ткани – изображение печатается напрямую, после чего бумага разделяется на 2 части – подложку, которая выбрасывается и тонкую белую пленочку с напечатанным изображением, после чего приваривается в прессе или утюгом.

Подложка для темной ткани – здесь ситуация сходна с сублимацией – сначала делаем перенос на специальную подложку, а затем все вместе переносим на ткань. Подложка имеет интересное бархатное покрытие, но на ощупь более грубая. Подходит и для сублимации.

Бумага для переноса на твердую поверхность – удивительная возможность лазерного трансфера – перенос изображения на керамику, дерево, металл, стекло, пластик и т.д. Причем эти материалы могут быть без специальных покрытий, правда, в некоторый ущерб стойкости изображения.
Здесь обязательно нужен пресс и специальный коврик, который кладется сверху и обеспечивает равномерный обжим изделия. Кстати этим способом часто делают ритуальные овалы на памятники, но стойкость изображения составляет около года на солнце.

Очень интересная бумага «холодная деколь» — раньше были такие переводные картинки, которые опускались в воду а потом переводились скажем на холодильник? Вот, это практически тоже самое, только печатается на лазерном принтере! Как вы понимаете пресс не нужен.
Так многие делают перенос картинки на свечки, тарелки, кружки и любые другие предметы. Бумага бывает как для светлых, так и для темных поверхностей.
Если нужно добиться стойкости изображения, то запекаем изделие в духовке – 15 мин при 180С.

Преимущества трансфера с лазеоного принтера: во первых очень много вариантов, во вторых мы используем «обычный» цветной лазерный принтер на котором можно зарабатывать неплохие деньги на оперативной полиграфии в третьих почти всегда на начальном этапе можно обойтись утюгом.

Ну и конечно наличие готовых носителей – коврики для мышек, пазлы, часы и другое. Недостатки – мы получаем сувенирную вещь, которая все-таки не предназначена для длительной эксплуатации.

Для изображения перенесенного на светлую ткань заявлено порядка 40 ручных стирок при 40С. Для темных тканей стойкость выше, но и бумага заметно дороже. Для пример лист А4 на светлую ткань стоит около 18 руб., а на темную такой же формат уже более 100 руб. «холодная деколь», не зависимо от цвета подложки — около 80 руб. за подобный лист.
При всем при этом прибыльность остается очень хорошей, главное грамотно поставить процесс.

Трафаретный трансфер

Изображение печатается тем же трафаретным процессом, с теми же красками, но в зеркальном порядке и на специальной бумаге. Когда нужно, переносится на ткань.
Кажется что все просто, но что мы получаем – так как мы печатаем на бумаге а не на ткани мы можем использовать дешевые ручные однокрасочные станки, пусть даже самодельные. В случае брака при печати мы теряем только бумагу (около 1 евро за лист 70х100 см.), а не ткань.


Мы можем напечатать «про запас» и при необходимости переносить.
Можем, наконец, печатать классные креативные картинки и потом их продавать или наоборот, покупать уже готовые и заниматься только переносом (примеров такого бизнеса масса, начиная от производителей одежды, особенно детской до салонов по переносу картинки на футболку по выбору клиента).
Стойкость изображения при этом способе переноса идентична прямой трафаретной печати!

Пленки

Тут все просто – имеем пленку с клеевым слоем, который в прессе расплавляется и приклеивается к ткани.
Если все сделано правильно и выбран правильный вариант пленки, то скрепление получается крайне прочным, можно кипятить, подвергать химчистке, тереть и мять. Пленки можно наваривать друг на друга, разного цвета, получая несложные цветные изображения.
Пленки бывают гладкие или бархатные (флок).

Цветовая гамма может быть достаточно обширна, включая флуоресцентные цвета, металлики и световозвращающие пленки.
Часто пленка делится на обычную и более дорогую, для тканей с водоотталкивающей пропиткой (зонтов, плащей, сумок и т.д.)

Практически любые цифровые изображения. Желательно готовить изображения для печати с учетом свойств ткани на различных этапах её обработки, типа используемых чернил и цветовой схемы принтера.

Печатают на тканях для производства одежды, предметов оформления интерьеров и рекламной продукции.

На каких тканях можно печатать?

Практически на любых. В зависимости от технологии печати ткани делят на синтетические и натуральные, для печати на различных видах ткани могут использоваться различные типы чернил. Ткани могут быть специально подготовлены для цифровой печати или используются обычные ткани, но желательно без специальных пропиток (водоотталкивающих, противопожарных и т.п.), которые могут повлиять на результат печати.

Печать может осуществляться по рулонным материалам различной ширины (традиционные ширины — 1.6, 1.8, 2.2, 3.2 метра), крою или готовым изделиям.

Какие технологии цифровой печати по тканям существуют?

Самой популярной в нашей стране сегодня является сублимация — использующаяся при печати на синтетических тканях. Сублимация — это технология преобразования веществ в газообразное состояние из твердого без промежуточной фазы. В данном случае принтер печатает на специальной бумаге (расходный материал) сублимационными чернилами, далее изображение с бумаги на ткань переносится в специальном устройстве — каландре (термопрессе) при температуре около 200 градусов с рулона на рулон. Это самая массовая на сегодняшний день технология печати в России, которая отличается большим предложением услуг по печати и достаточно низкими ценами.

При использовании специальной версии каландра возможен перенос изображения с бумаги сразу на крой.

Разновидностью данного вида печати является печать дисперсными чернилами сразу по синтетической ткани, однако ткань должна быть специально подготовлена для прямой печати (продается в готовом виде, стоит сильно дороже обычных тканей). После печати — сушка в каландре. Данная технология используется преимущественно для печати рекламной продукции — растяжки, баннеры, световые короба.

Следующую группу технологий печати можно объединить одним общим названием — печать по натуральным тканям .

Существует несколько способов классификации внутри данной группы — по конструктиву оборудования и по паре: тип ткани — тип чернил.

Начнем с конструктива.

Уже много лет существуют так называемые «футболочные» принтеры , на которых можно печатать, будучи ограниченным форматом печатного стола принтера. Младшие модели печатают изображения формата А4, у самых продвинутых формат печати может достигать размера 60х90 см. Кроме формата эти принтеры можно делить по скорости печати от 10 изделий в час до нескольких сотен, правда при этом цена увеличится не пропорционально увеличению скорости, а намного больше. Перед печатью на изделие зачастую необходимо нанести специальный праймер для лучшей адгезии чернил к ткани, в связи с этим возникает еще одно деление — по способу нанесения праймера — ручное или автоматическое, которое запатентовано и используется только одной компанией в мире. Печать на «футболочных» принтерах выполняется пигментными чернилами, выпускаемыми различными производителями, для большинства принтеров существует белый цвет, позволяющий печатать по цветным тканям.

После печати готовое изделие нужно высушить в термопрессе или тоннельной печи.

Вторая большая категория — рулонная печать . Здесь кроме различий по скорости печати возникает ещё разделение по ширине принтера. Ширина принтера — один из важнейших параметров печати, так как именно он определяет виды продукции, которую возможно производить. На сегодняшний день в начальном по цене и скорости (до 50 м2 в час) сегменте ширина принтера ограничивается 1.8 метра (чего в подавляющем количестве случае абсолютно достаточно), промышленное оборудование (со скоростью печати более 100 м2 в час) производится в 3 размерах — 1.8. 2.4 и 3.2 метра. Для сушки рулонов ткани используются каландры соответствующей ширины и производительности.

Теперь разберёмся в классификации по типам чернил.

Самой простой технологией обработки тканей до и после печати отличаются пигментные чернила . Производители чернил и принтеров рекомендуют использовать заранее подготовленные (пропитанные) ткани, но как показал российский опыт — это не обязательно, да и купить такие ткани в России практически невозможно. Пигментные чернила хорошо ведут себя на неподготовленных для цифровой печати тканях. После печати — сушка в каландре. Основные виды тканей для печати этим типом чернил — хлопок и лен, хотя на практике печатали даже на шёлке.

Следующие два типа чернил требуют кропотливой работы с тканями. Стандартный процесс выглядит следующим образом — пропитка ткани, сушка, печать, обработка паром (зреление) в стиммере (паровой зрельник), стирка в нескольких жидкостях при различной температуре и финальная сушка в специальном устройстве.

Для каждого из этих этапов выпускается специализированное промышленное оборудование, стоимость которого за полный цикл обработки тканей легко может превысить стоимость собственно принтера.

Самые популярные — активные чернила — используются для печати по хлопку, льну, шелку и вискозе; кислотными чернилами печатают по шерсти, шелку, нейлону и коже.

Почему выгодно печатать на тканях?

Начнём с известных всем цифровым типографиям преимуществ — пробные экземпляры, персонализация (например комплект формы для спортивной команды), печать по требованию (печатаем то, что продаётся лучше из данной коллекции изделий), сокращение складских остатков готовой продукции.

Для производителей готовой продукции из цифровой ткани добавляются следующие возможности — сокращение складских запасов тканей (на складе хранится только белая незапечатанная ткань), снижение себестоимости запечатанной ткани при собственном производстве.

А так же самое, возможно, главное — сокращение времени вывода на рынок новой продукции. В настоящее время в модной индустрии произошло заметное снижение вывода новых коллекций на рынок. Ещё несколько лет назад этот срок составлял примерно 1 (ОДИН) год! Сейчас производители с гордостью говорят о 6 (ШЕСТИ) месяцах. Цифровая печать по тканям позволяет сократить этот срок до 1 (ОДНОГО) месяца или даже менее.

А что в России?

Приведу небольшой обзор российского рынка печати по тканям.

Сделаем деление по видам оборудования, которое можно изобразить в виде пирамиды, состоящей из трех уровней.

На вершине — промышленное оборудование для печати по тканям. Различным оборудованием для печати по тканям располагают в России менее 20 компаний, 5 из них работают на рекламном рынке, 5 — печатают по синтетическим тканям другую продукцию, менее 10 — печатают по натуральным тканям. Большинство из этих компаний занимаются печатью для производства собственной готовой продукции (например, постельное белье или шторы), а собственно оказанием услуг по печати на тканях (с большим количеством оговорок по типу ткани, размеру минимального заказа и т.п.) занимается менее 5 из них.

При этом в Узбекистане в настоящий момент установлено уже 10 промышленных систем цифровой печати, печатающих по тканям шириной до 3.2 метра и скоростями до 200 м2 в МИНУТУ.

В подножии пирамиды — многие сотни небольших «футболочных» принтеров, разбавленные примерно двумя десятками разбросанных по всей стране больших скоростных устройств (зачастую производящими собственную готовую продукцию и не работающими на рынке услуг по печати).

Возникает вопрос — а что же в середине пирамиды? С точки зрения автора там должны быть сотни средних по производительности принтеров, преимущественно занятых в сфере оказания услуг по цифровой печати, а не в производстве собственной готовой продукции. Однако ситуация выглядит кардинально иначе — с большим трудом удалось найти менее 20 цифровых производств в России, в основном находящихся в Москве, причём загруженных только частично и пытающихся работать в рамках узкой специализации.

Немного про мировые тенденции в цифровой печати по текстилю. Несмотря, что данные из различных источников расходятся иногда в разы, но суть от этого никак не меняется — цифровым способом в мире сейчас запечатывается только от 3 до 5 процентов ткани! Из них две трети запечатываются сублимацией — синтетические ткани и одна треть — прямая печать по натуральным тканям. И здесь виден один существующий сейчас перекос, так как ткань, запечатываемая аналоговыми способами более чем на 50% — это хлопок.

Другой важный показатель — рост производства цифровой печати в мире за последние 5 лет. И здесь очень радужная тенденция — рост около 30%!

И напоследок — приблизительная оценка объёма цифровой печати по ткани в мире в 2017 году — более 650 миллионов квадратных метров.

Каждая из этих технологий имеет свои преимущества и недостатки. Их выбор зависит от следующих параметров заказа:

  • тиража
  • количества цветов в нанесении
  • величины разрешения изображения (наличие мелких деталей и растрового нанесения)
  • материала, на котором необходимо сделать нанесение
  • предпочтения заказчика и его финансового бюджета

Требования к запечатываемым изделиям : в области нанесения должны отсутствовать швы и фурнитура, материал должен выдержать необходимые для печати температурные и механические нагрузки. Часто, для изготовления качественного нанесения, возникает необходимость отпороть, а потом пришить подкладку (куртки, костюмы, сумки). Это может значительно увеличить стоимость работ и срок исполнения заказа.

Прямая печать (или шелкография, трафаретная печать)

Самая распространенная технология печати по тканям. Сочетает высокое качество и доступную цену для достаточно больших тиражей. Однако в спорте применяется редко, т.к. не подходит для нанесения единичных изображений (например, номера или фамилии). Используется для нанесения эмблем и надписей при тираже от 10 шт. на хлопковые изделия (х/б майки, поло, толстовки). Также на изделия из нейлона или тканей с пропиткой, где не держится термотрансферная печать (например - парадные и ветрозащитные костюмы, куртки, сумки).

Технология прямой печати основана на нанесении густой и вязкой краски путем продавливания её через очень мелкое сито, которое одновременно является трафаретом. В качестве такого сита раньше использовался шелк, по этой причине данный метод получил название «шелкография» или «трафаретная печать». Прямая печать, при невысокой цене, обеспечивает высокую стойкость изображения, а также яркость и насыщенность цветов. Одно из преимуществ этого способа печати - возможность применения красок со спецэффектами. Существуют краски для создания объема, «пенящиеся» краски, с эффектом флока, с эффектом замши, краски под старину, перламутровые, блестящие и сверкающие, флуоресцентные (светятся в темноте), краски со светоотражающими свойствами, термочувствительные, металлосодержащие под золото или серебро. Все это можно заказать на нашем производстве.

Полноцветная термотрансферная печать

В данной технологии изображение наносится с помощью промежуточного носителя (трансфера), при нагревании в термопрессе. Мы используем две разновидности полноцветных термотрансферов:

  1. пластизолевые - изготавливаются методом прямой печати пластизолевыми красками на специальной бумаге - подложке
  2. принтерные - цифровая печать водными чернилами на специальных подложках.

Второй способ выгоден при малых тиражах. Кроме того, цифровая печать может давать более качественные полноцветные изображения (например, цветные фотографии).

Преимущество перед другими видами печати - простота изготовления, высокое качество многоцветных изображений, доступная цена при малых тиражах. Кроме того, это единственный способ многоцветной печати на сложных поверхностях - например, бейсболках и рукавах маек.

Стойкость нанесения цветным термотрансфером ниже, чем других видов печати, но при соблюдении Правил эксплуатации идеально прослужит два - три сезона.

Термотрансферная печать пленками флок, флекс

Технология нанесения аналогична предыдущему методу Полноцветной термотрансферной печати, но сам трансфер вырезается с помощью режущего плоттера из специальных полимерных пленок. Затем его «вплавляют» под прессом в ткань, что создает очень стойкое и яркое изображение. Флекс - гладкая пленка, флок - пленка с «бархатной» поверхностью.

Нанесение очень стойкое, при правильной эксплуатации срок службы практически не ограничен. Эта технология используется для нанесения единичных изображений (например, фамилии или номера игрока).

Недостаток этого метода - нанесение возможно только в один цвет (или несколько цветов рядом, на достаточном расстоянии друг на друга). Этим способом трудно напечатать мелкие детали (их трудно вырезать). Количество цветов пленок ограничено - около 10 основных цветов, в том числе под золото и серебро.

Сублимационная печать

Можно сказать, что сублимация - оптимальный вид печати для спортивной одежды из синтетических тканей (игровая форма для футбола и баскетбола, хоккейных майках и т.д.). Печать происходит под давлением при температуре 210 - 230 градусов, при этом окрашивание происходит на молекулярном уровне парами красителя. Такая краска не ощутима на одежде (не изменяет ткань, нельзя нащупать) и сохраняется весь срок службы изделия. Такую печать нельзя смыть, стереть, она не выгорает под прямым воздействием солнечных лучей. По яркости и качеству (вплоть до фотопечати) этот вид нанесения превосходит все другие технологии.

Однако такое нанесение можно сделать только на белую ткань, так как это не кроющие краски. Поэтому ее используют для печати на крой одежды в процессе производства. Также этот способ печати используют при изготовлении флагов, вымпелов, перетяжек, различной сувенирной продукции.

Стоимость сублимационной печати уже входит в цену изделий. То есть цена заказных изделий с сублимационной печатью (футбольной и баскетбольной формы, хоккейных маек и т.д.) не зависит от количества и сложности эмблем, надписей и других нанесений.

Вышивка

Вышивка используется в тех случаях, когда надо сделать «солидное» и качественное нанесение на готовые изделия. Сегодня она широко используется в спортивной одежде. По сравнению с другими технологиями, вышивка достаточно долговечна, имеет яркие цвета, фактура вышивки придает логотипу дорогой и эффектный вид.

Мы работаем на современном японском оборудовании марки «TAJIMA» с использованием высококачественных расходных материалов, что гарантирует высокое качество изображения любой сложности. Большой выбор цветов ниток, используемых при вышивке, позволяет подбирать практически любые оттенки. Возможна вышивка металлизированными нитками под золото или серебро.

Стоимость вышивки всегда рассчитывается индивидуально, цена зависит от количества стежков в нанесении (площадь нанесения, плотность застила и количество цветов) и марки нити. Для предварительного расчета стоимости тиража необходимо видеть макет и знать его точные размеры.

На основании макета дизайнер создает программу для вышивальной машины. После этого изготавливается контрольный образец нанесения и рассчитывается точная цена за вышивку. Этот этап занимает 1 - 3 дня в зависимости от сложности. После утверждения заказчиком образца изделие передается в производство.

Однако у вышивки существует ряд ограничений. Так, количество цветов нитей не должно превышать двенадцати. Существуют сложности при отображении мелких элементов и тонких линий Вышивку невозможно изготовить на труднодоступных элементах одежды (воротник, карман, рукав, манжета и др.), в таких случаях нанесение предпочтительно сделать на крое изделия (при пошиве изделия в нашей фирме).

Аппликация номера

Аппликация номера

Для изготовления шеврона используют три технологии: вышивку, сублимационную печать и жаккардовое переплетение. Выбор технологии зависит от тиража изделий и сложности эмблемы.

Для крепления к одежде шеврон может пришиваться или приклеиваться специальным термоклеем, иногда используют оба способа одновременно.

Разновидность шеврона, применяемая при изготовлении хоккейных маек и баскетбольной формы профессионального уровня - аппликация из специальных тканей, пришитых по периметру на вышивальной машине. Таким способом можно наносить номера, надписи, логотипы.

Одноклассники

Из этой статьи вы узнаете

  • Как и когда появилась печать на текстиле
  • Как выглядит современная печать на текстиле
  • Как выполнить печать на текстиле ручным способом
  • Что может предложить механический способ печати на текстиле
  • Что такое шелкотрафаретная печать на текстиле
  • Какие существуют приемы переводной печати на текстиле
  • Где применяется прямая печать по текстилю
  • Какие технические требования предъявляются к печати на текстиле

С древних времен люди старались отразить в одежде свою индивидуальность и украсить предметы своего гардероба. Для этого мастера придумывали различные узоры и рисунки, наносили их на ткань, разрабатывали новые способы окраски текстильных материалов. На сегодняшний день существует множество современных технологий, позволяющих сделать материю ярче и наряднее. Наиболее популярным способом декорирования тканей, предметов одежды и галантереи является печать на текстиле. В статье мы рассмотрим различные виды печати, специфику их применения, преимущества и недостатки.

История развития печати на текстиле

Ремесленники Вавилонского царства, существовавшего в период с 626 по 539 гг. до н. э. рисовали узоры на текстиле с помощью красок. О цветном декорировании тканей упоминает Плиний Старший в своем энциклопедическом сочинении «Естественная история», написанном примерно в 77 году н. э.

Сначала нарисованными на тканях узорами заменяли дорогую вышивку. Но постепенно роспись тканей оформилась как самостоятельное направление декоративно-прикладного искусства. Древние мастера разрисовывали текстильные изделия тонкими тростниковыми кистями или перьями для письма. Но позже, уже в раннем Средневековье, была разработана новая технология нанесения изображения на ткань.

Орнаменты печатали с помощью штампов. Ремесленник на деревянной ручной форме вырезал определенный узор и покрывал его краской. Далее выполнялась печать на текстиле. Чтобы рисунок хорошо пропечатался, мастер набивал рисунок – стучал по штампу специальным молотком. Вместе с освоением этой технологии появились новые термины: «набивные ткани», «набить рисунок», «печать по шелку».


На территории бывшей Персии из поколения в поколение передаются секреты народного ремесла. Современные мастера выполняют многоцветную печать на текстиле по традиционным технологиям. Ткани, декорированные набивным способом, пользуются большим спросом и ценятся не меньше персидских ковров.

Но каким бы уникальным ни было искусство ручной печати на текстиле, технический прогресс не стоит на месте. Первая вальная печатная машина была изобретена в конце XVIII века в Европе. Сначала гравированные валы изготавливались из дерева, а позже из металла.

Россия тоже не осталась в стороне от механизации производства. В начале XIX века, в городе Иваново-Вознесенске – бурно развивающемся промышленном центре, тоже появилась печатная машина. Уже через 20 лет на всех фабриках Москвы и Санкт-Петербурга печать на текстиле осуществлялась с помощью вальных печатных машин.

Что собой представляет современная печать на текстиле

В наши дни технология набивания рисунка на ткань вручную сохранилась только как традиционный вид декоративно-прикладного искусства. Для массового производства используются современные высокотехнологичные способы печати на текстиле.


Эффективные и высокопродуктивные способы нанесения изображения на ткань:

    Механическая печать. Рисунок или узор наносится на хлопчатобумажные, хлопкоподобные и вискозные ткани с помощью гравированных металлических валов.

    Шелкотрафарет или фотофильмпечать (ФФП). Шелковые, шелкоподобные, шерстяные и льняные ткани декорируются с помощью плоских сетчатых шаблонов. ФФП хорошо подходит для дизайна уже готовых текстильных изделий.

    Ротационная печать . С помощью сетчатого шаблона рисунок или узор наносится на трикотажные и нетканые полотна. Таким способом печать на текстиле осуществляется на фабриках.

    Аэрографная печать . Изображение наносится на текстильное полотно с помощью трафарета. Чтобы получить окраску разной интенсивности, краска распыляется с разного расстояния. Этот метод часто используется для декорирования готовых изделий. Рисунок получается ярким и выразительным.

    Прямая печать. Рисунок переносится на ткань или готовое изделие напрямую, без применения промежуточных носителей изображения.

    Переводная или сухая печать. Широко применяется для нанесения изображения на некоторые полотна и штучные изделия.

Кроме всех перечисленных выше способов печати на текстиле, существуют технологии, которые в массовом производстве набивных тканей используются реже.

Каждая технология печати оказывает непосредственное влияние на специфику и особенности оформления текстильного изделия и имеет некоторые ограничения. Качество изображения напрямую зависит от выбранного способа печати. Чтобы рисунок получился ярким, красочным, не линял, не деформировался, дизайнер должен хорошо разбираться в особенностях и возможностях всех технологий нанесения печати на текстиль.

Любое оборудование подходит для нанесения рисунка способами печати: прямой, вытравной, резервной, пигментной, полувытравки.

Белоземельные ткани . Цветные изображения наносятся способом прямой печати на белое поле текстильного материала: блузочного, сорочечного, декоративного, ситца для белья, бязи, марлевки, сатина. При этом площадь покрытия белого полотна краской не должна превышать более 50 %.


Грунтовые ткани. Белое полотно запечатывается краской более чем на 50 %. Рисунки наносятся на текстиль способом прямой печати. Такие ткани составляют большую часть всей выпускаемой на фабриках текстильной продукции.


Рисунки при вытравном способе печати наносятся на предварительно окрашенное полотно. В краску добавляются специальные химические вещества, которые обесцвечивают ткань именно в тех местах, где наносится рисунок.


При резервном способе печати на текстиле рисунки наносятся на ткань до ее окрашивания. В состав печатной краски входят химические вещества, которые препятствуют красителю фона закрепиться в тех местах, где наносится изображение.

Пигментный способ нанесения орнаментов и рисунков осуществляется по технологии ротационной печати или шелкотрафаретом. Цветной пигмент прикрепляется к поверхности ткани с помощью специального связующего вещества.


В качестве активных пигментных красителей используется матовая бель и металлические порошки.

Какие приемы используют при печати на текстиле

При выполнении печати на текстиле можно получить необычные цветовые эффекты. Для этого используются специальные технологические приемы. На текстильных предприятиях широко применяется растровая и трехцветная печать.

Растровая печать позволяет получить полутоновые переходы, которые формируются путем изменения растровой точки. Весь рисунок делится на точечные или сетчатые ячейки – растры. Чем темнее цвет картинки, тем больше размер точки. Темный участок изображения полностью заливается краской, а в центрах сетчатых ячеек появляются просветы.

Трехцветная печать на текстиле осуществляется тремя красками. Для воспроизведения дизайнерского рисунка достаточно трех цветов, кроме черного и белого. Используются только спектрально чистые краски. После цветоделения изготавливают три гравированных вала для печати.

Для запечатывания шелковых тканей применяются два вида печати: оттеночная и с высветлением.

При оттеночной печати на некоторых участках запечатываемого материала снимается часть нанесенной краски, на ткани образуются более светлые пятна.

Печать с высветлением позволяет нанести на ткань самые сложные многоцветные рисунки. Сначала по белому полотну печатают высветляющим составом, а затем наносят рисунки печатной краской, которая высветляется, когда попадает на участки, обработанные составом.

Технология колорирования тканей часто выбирается по экономическим соображениям.

Прямая печать – недорогой, эффективный и доступный способ нанесения изображения. Технология позволяет реализовать на практике самые интересные и оригинальные художественные идеи, расширить возможности цветового декорирования текстильных материалов.

Новейшие технологии печати на текстиле позволяют наносить рисунок на различные материалы:

    Сатен – плотное синтетическое полотно, которое не вытягивается, легко стирается, не мнется. Из сатена шьют сумки, портьеры, верхнюю одежду

    Таффета – материал из химических волокон (нейлона или полиэстера), используется для изготовления чехлов и флагов.

    Атлас – гладкая плотная шелковая или полушелковая ткань. Из атласа шьют легкую одежду, постельное белье, флаги.

    Шармус – полиэфирная ткань, внешне похожая на атлас, но более тонкая и легкая, иногда ее называют «искусственным шелком». Шармус часто используется для оформления интерьера, пошива скатертей и салфеток.

    Микрофибра или микроволокно – производится из ультратонких волокон полиэфира, полиамида или других полимеров. Ткань подходит для интерьерной печати.

    Габардин – плотный, очень прочный, износостойкий, непрозрачный текстильный материал для изготовления рекламных баннеров и флагов.

    Таслан – полиамидная ткань с необычной структурой плетения волокон и пористым водоупорным покрытием с внутренней стороны. Она прочнее габардина, поэтому очень хорошо подходит для баннеров наружной рекламы.

    Блэкаут – ткань с сатиновым переплетением нитей. Плотное, не пропускающее лучи света, полотно используется для изготовления мобильных стендов, декораций, уличных флагов.

Ручная печать на текстиле

В авторских текстильных мастерских создаются высокохудожественные изделия. Мастера наносят изображение на ткань с помощью ручных форм или штампов. Такая продукция уникальна, отличается насыщенным фоном, широкой цветовой палитрой. Четкий черный контур выделяет рисунок, делает его колоритным и рельефным.

При ручной печати используют деревянную форму – штамп. Красящие составы наносят на текстиль по частям. Запечатываемое изделие или ткань увлажняют и натягивают на специальную деревянную оправу с металлическими иглами. Затем эту рамку укладывают на набивной стол и закрепляют. Только когда ткань полностью высохнет, приступают к самому процессу печати.

Мастер погружает деревянную форму в ящик с печатной краской и набирает на выступающие рельефы узора красящее вещество. Затем набойщик ставит форму-штамп на ткань и бьет по ней молотком. В результате рисунок отпечатывается на поверхности текстильного изделия.

Чтобы все части изображения совпали, по краям деревянной формы-штампа прикрепляют 2-3 шпильки, которыми прокалывают запечатываемые участки ткани. Когда набойщик печатает последующие части рисунка, он устанавливает форму на участок ткани так, чтобы проколы от шпилек совпали.

Для каждого цвета нужна отдельная форма. Бывает, что для нанесения изображения используется больше двадцати разных цветов и столько же форм.

На начальном этапе ручной печати на текстиле мастер набивает контур рисунка, затем приступает к печати красками. Все цвета наносятся в определенной последовательности – от самых светлых до темных. После нанесения краски каждого оттенка рамку с натянутым текстильным изделием снимают с набивного стола, и ткань подсушивают на воздухе. Грунтовая краска наносится в самую последнюю очередь. Если необходимо повысить интенсивность окраски фона, то один и тот же участок ткани грунтуют краской дважды.

Особенности механической печати на текстиле

Механическая печать на текстиле осуществляется с помощью вальных печатных машин. Эффективная технология позволяет наносить на ткань технически рисунки высокой сложности, состоящие из различных элементов: линий различной толщины, штрихов, точек, сеток и т. д.

Самым трудоемким этапом в механической печати на текстиле является процесс гравирования металлических печатных валов.

Существуют различные способы гравирования валов: ручной, молетирный, пантографный и фотомеханический. Выбор того или иного метода гравировки зависит от величины и особенностей раппорта – части рисунка, которая повторяется.

С помощью гравированных валов на текстиль наносятся качественные и четкие рисунки, с хорошо пропечатанными контурами и плоскостями. Раппорт устанавливается с высокой точностью, все части изображения идеально совпадают. Гравирование печатных валов в виде точек пико или растра позволяет передавать даже самые мелкие элементы рисунка, получать различные цветовые эффекты: полутона, тени, наложение красок. На печатных металлических валах можно гравировать непрерывные вертикальные линии и гладкие плоскости небольшого размера, но не допускается нанесение непрерывных горизонтальных линий.

Глубина гравировки металлического вала зависит от вида текстильного материала. Для тонких тканей делают мелкие штрихи гравировки и, наоборот, для грубых и толстых текстильных материалов необходимы глубокие штрихи. Например, если печать будет выполняться на хлопчатобумажном текстиле, то глубина рельефа составит 0,6–0,9 мм. При печати на шерстяных тканях расходуется больше краски, поэтому рельеф будет гравироваться с большей глубиной. Качественный и четкий отпечаток рисунка получается при нанесении на вал необходимого количества печатной краски и применении соответствующего давления.

При печати на текстиле белоземельных рисунков скорость движения полотна достигает 35–40 м/мин, а при печати грунтовых – 16–18 м/мин. На последнем технологическом этапе производства ткань, выходящая из печатной машины, поступает на сушку.

В текстильном производстве используются современные цилиндрические печатные машины с роликовой сушильной камерой. После печати ткань быстро высушивается горячим воздухом.

Шелкотрафаретная печать на текстиле

В современном мире популярным способом печати на текстиле является шелкотрафаретная технология, ее также называют фотофильмпечатью (ФФП). Технология нанесения изображения на ткань сетчатыми шаблонами была разработана в Японии. В Европе ее начали применять с 1926 года. В России этот метод получил распространение в 1936 году.

Как и все другие способы, шелкотрафаретная печать на текстиле сначала выполнялась вручную. Но со временем отдельные операции печатного процесса были механизированы.


Ручной способ нанесения изображения на текстиль методом шелкотрафаретной печати в корне отличался от современной технологии.

Сначала мастер изготавливал сетчатый шаблон. Он делал деревянную раму и натягивал на нее тонкую ситовую ткань. Размеры шаблона зависели от характера рисунка и параметров текстильного полотна. Поверхность сита, кроме участков, соответствующих рисунку, покрывалась непроницаемой для краски пленкой. Текстильное полотно растягивалось на специальном столе и закреплялось. Сетчатый шаблон накладывался на ткань, в него заливалась печатная краска. Ракелем (резиновой линейкой) вручную мастер растирал краску, и она сквозь незащищенное пленкой пространство сита попадала на ткань. Полученный отпечаток соответствовал шаблону.

Когда рисунок полностью был нанесен на текстиль, мастер снимал ткань со стола и высушивал ее на воздухе.

Процесс шелкотрафаретной печати на текстиле был окончательно механизирован в 1950-е годы. Это позволило увеличить выпуск качественных шелковых и льняных печатных тканей. В современном мире ручной способ используется только для создания высокохудожественных штучных изделий, которые можно отнести к произведениям искусства. Во всех остальных случаях печать на текстиле осуществляется с помощью печатных машин.

Создавая эскиз рисунка, дизайнер должен учитывать некоторые технические ограничения ФФП:

    технология не позволяет воспроизводить на ткани сплошные вертикальные линии с непрерывной заливкой цветом;

    невозможно нанести на текстиль каймовую композицию с геометрически правильным узором, в местах стыка раппортов необходимо делать разрывы;

    качество печати и толщина линий контура напрямую зависит от размера ячеек шаблона – чем крупнее их размер, тем толще будут линии контура рисунка.

Плоскопечатные машины дополняются современным оборудованием, которое позволяет выполнять шелкотрафаретную печать на текстиле с обеих сторон полотна. Двусторонний способ нанесения рисунка на ткань называется последовательной печатью и широко применяется при декорировании материи и штучных изделий.

Переводная печать на текстиле (термопечать, термоперенос, термотрансферная печать)

Термотрансферная или переводная печать – это современный способ переноса рисунка на различные поверхности при кратковременном воздействии высоких температур от +120 °С до +190 °С. Такое изображение не истирается, не боится влаги, не выцветает.


Современная технология термотрансферной печати на текстиле появилась в Англии.

На современных предприятиях легкой промышленности и в полиграфических цехах широко применяются два основных способа термотрансферного переноса изображения на текстиль: аппликационный (термонаклейка, термоаппликация, переводная картинка) и термопринт (термопечать). Второй способ имеет более сложную технологию.

При переносе изображения на текстиль термотрансферным способом обязательно используются промежуточные носители – специальная пленка или бумага для термотрансфера.

Сначала рисунок наносится на термотрансферную бумагу или пленку, а затем с помощью термопресса переносится на поверхность текстиля. Декорируемая ткань должна выдерживать высокие температуры.

Термотрансферную печать можно выполнить с помощью горячего утюга в домашних условиях. Например, украсить термоаппликацией детское платье или новогодний костюм. Но следует учитывать, что аппликация или термонаклейка, перенесенная на текстиль в бытовых условиях, недолговечна. Дело в том, что для качественного закрепления изображения необходимы определенные условия: достаточно высокая температура и давление, которое обеспечивает термопресс.

Для осуществления качественной термотрансферной печати на текстиле решающее значение имеют три важных технологических условия:

    сила прижима или прижимное давление, которое обеспечивает термопресс;

    точность заданной температуры и равномерность прогревания всей рабочей поверхности термопресса;

    время воздействия нагревательного элемента на носитель – бюджетные термопрессы оснащены механическим таймером, в более дорогих устройствах имеется цифровая настройка температуры и времени переноса изображения.

Чаще всего термотрансферная печать применяется в текстильной и швейной промышленности. Инновационные технологии, современные принты и пластизолевые 3D-термотрансферы позволяют имитировать различные фактуры, применять дополнительные виды отделки: вышивку, сублимацию.

Термопечать на текстиле может быть выполнена различными красками: глиттерными, пластизолевыми, светоотражающими, голографическими, сублимационными чернилами или даже красками со стразами.

Термотрансферная печать на текстиле имеет ряд преимуществ:

  1. очень четко и точно передает тонкие линии и мелкие детали изображения;
  2. рисунки можно наносить на текстиль, не прошедший обработку: лен, мешковину, грубый холст, различные сетчатые ткани, к которым нельзя применять другие способы декорирования;
  3. термотрансферная технология позволяет декорировать уже готовые изделия;
  4. полноцветное изображение наносится на текстиль с фотографическим качеством;
  5. рисунки и узоры отличаются насыщенностью цвета, яркостью красок, такого эффекта невозможно достичь при печати другими способами;
  6. при соблюдении рекомендаций по уходу за изделием термотрансферные изображения очень устойчивы к внешним воздействиям: не размокают, не выгорают, не линяют, хорошо переносят стирку моющими средствами;
  7. термотрансферная технология позволяет менять цветовые решения и модели текстильной продукции, наносить термопринты на отдельные участки изделий: на карман, на воротничок, на подол платья и т. д.;
  8. возможен выпуск больших тиражей;
  9. быстрота выполнения термотрансферной печати на текстиле позволяет оперативно исполнить любой заказ.

Термотрансферная печать на текстиле не требует применения сложного и дорогостоящего оборудования. Для нанесения изображения на ткань достаточно одного термопресса. Для выполнения термопечати не нужны многокрасочные приспособления. Отпадает необходимость в промежуточных операциях, сушке готового изделия.

Технология изготовления расходных материалов для термотрансферной печати на текстиле довольно сложная, поэтому термотрансферная бумага и пленки покупаются у зарубежных производителей. Это влияет на себестоимость процесса.

Несложная технология термопереноса позволяет быстро и качественно выполнить печать на текстиле, на футболках и майках, на рабочей одежде и спортивной форме. Сначала на трансферную бумагу для струйной и лазерной печати наносится изображение. Иногда рисунок методом плоттерной порезки вырезается из готовых разноцветных трансферных пленок. После этого бумага или пленка с нанесенным изображением накладывается на текстиль и плотно прижимается нагревательным элементом термопресса.

Трансферная бумага различается:

  • по видам печати на текстиле – для каждой технологии предназначен определенный тип трансферной бумаги или пленки;
  • по цвету носителя – бумага для темного или светлого текстиля;
  • по наличию или отсутствию подложки – для печати на темном текстиле, чтобы изображение выглядело ярким и четким, используется бумага с белой подложкой.

Прямая печать на текстиле

Прямая печать – это еще один современный способ переноса изображения на поверхность текстильного материала. При этом способе печать осуществляется без использования промежуточных бумажных носителей. Печатающее устройство наносит чернила сразу на текстильный материал.

Для прямого нанесения рисунка на ткани применяют специальные принтеры. Их принцип печати ничем не отличается от обычного широкоформатного пьезоструйного аппарата. Конструктивные различия обусловлены технологическими особенностями. Принтер для печати на текстиле должен обеспечивать равномерность натяжения ткани, стабильность и точность работы системы подачи и подмотки текстильного материала, не допускать попадание краски на обратную сторону запечатываемого носителя, предотвращать размазывание чернил.


Весь текстильный материал для прямой печати требует предварительной подготовки. Чтобы чернила в процессе печати не растекались и не размазывались, ткань (натуральную и синтетическую) пропитывают специальными составами. Особая подготовка текстиля осуществляется на промышленном оборудовании. Если предприятие не оснащено такими техническими средствами, то для прямой печати можно приобрести уже подготовленные ткани.

Для получения качественных результатов прямой печати на текстиле необходимо использование цветового ICC-профиля (International Color Consortium).

При осуществлении прямой цифровой широкоформатной печати на подготовленном текстиле выполняются следующие технологические операции:

  • Печать изображения выполняется с помощью текстильного широкоформатного струйного принтера. Чернила обязательно должны соответствовать типу запечатываемого материала.
  • Для закрепления изображения запечатанный текстильный материал подвергается послепечатной обработке паром или высокой температурой. Тип чернил и оборудование, необходимое для их закрепления должны соответствовать качественным характеристикам запечатываемой ткани.
  • Для повышения качества цветопередачи можно использовать расширенные наборы чернил, в состав которых кроме CMYK входит Orange и Blue. В этом случае для печати на текстиле понадобится профессиональное программное обеспечение – программа RIP, поддерживающая работу с расширенными цветовыми наборами.

Для осуществления качественной прямой печати на текстиле необходимо использовать следующие технические средства и программное обеспечение:

  1. широкоформатный струйный принтер для прямой печати по текстилю: Mimaki TX2-1600 или JV33;
  2. зрельник для печати по натуральным тканям;
  3. ИК-сушка для печати дисперсными чернилами по синтетическим материалам;
  4. профессиональное программное обеспечение RIP для текстильных принтеров – PhotoPrint версий 4, 5, 6, RasterLink;
  5. текстильный материал со специальной пропиткой или пропитчик – оборудование для пропитки ткани.

В отличие от ротационной или шелкотрафаретной технологии, цифровая печать позволяет выполнить любой заказ. Загрузить новое изображение в память принтера проще и быстрее, чем изготовить еще одно клише. Изображение, нанесенное цифровым способом, получается четким, с хорошо пропечатанными мельчайшими деталями.


Единственный недостаток цифровой печати на текстиле – воспроизведение синего цвета. Эта составляющая текстильных пурпурных красок намного слабее, чем у полиграфических красителей, поэтому на оттиске он получается фиолетовыми или голубыми, но не синим. При прямой печати на текстиле к традиционным цветам CMYK (голубому, пурпурному, желтому и черному) дополнительно добавляется синий краситель.

Цифровой принтер для печати на текстиле заправляется специальными красящими веществами. При использовании активных чернил требуется многостадийная предпечатная и послепечатная обработка с помощью особого оборудования и химреактивов. Для выполнения печати на текстиле следует выбирать типографию, которая оснащена необходимым оборудованием.

Как еще есть способы печати на текстиле

На предприятиях легкой промышленности много экспериментировали, применяя различные технологии печати на текстиле:

    Объемная печать . Рисунок наносится на гладкую ткань с помощью специальной декоративной краски, создающей эффект крепа и муара. Суть способа состоит в том, что покрытая особым составом текстильная поверхность, приобретает способность усыхать. Образуются стянутые участки ткани, соответствующие форме нанесенного орнамента. Получаемый эффект стабилизируется.

    Пигментная печать. С помощью склеивающего пленкообразующего состава красящее вещество приклеивается к поверхности ткани. Существуют разные виды пигментной печати на текстиле: пенная, бронзовым порошком, матовой белью, сажей. В результате на тканях из химических и натуральных волокон получаются яркие рисунки с четким контуром.

    Ирисовая печать . Многоцветная печать, которая выполняется с помощью одного печатного вала. При нанесении изображения на текстиль используются специальные печатные краски в виде очень твердых паст. Из них вырезают различные формы и разноцветные фигуры, которые потом набираются, как мозаика, на вал. Паста при увлажнении переходит на ткань.

Недостаток такой печати состоит в том, что по мере работы печатный вал изменяется в диаметре и раппорт постепенно уменьшается. Масштаб рисунка вначале рулона больше, чем в конце.

    Печать флоком. Этот декоративный прием печати улучшает внешний вид дорогих шелковых тканей. Флок (тонко нарезанный ворс) приклеивается к материи с помощью электростатического поля.

    Печать, имитирующая технику батика. Образец ткани, пропитанный раствором парафина, произвольно сжимают. Затем его окрашивают черным красителем. Парафин удаляют и фотографируют сетку с необходимой стыковкой раппорта. С полученного негатива получают позитив в технике батика.

    Акварельная печать. Печатные краски образуют на ткани не четкую, а расплывчатую форму. При наложении цветов создается множество сложных тонов и полутонов подобно акварели на бумаге. Этот эффект можно получить при использовании эмульсионной загустки типа «вода в масле» при печатании дисперсными красителями тканей из ацетатных и полиамидных волокон. Способ батика можно совмещать с акварельной печатью на текстиле.

Технические требования, предъявляемые к рисункам для печати на текстиле

Если создается дизайн ткани для выполнения работы на заводском оборудовании, то должны учитываться принципиальные технологические моменты:



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «savico.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «savico.ru»