Классный час на тему дружба письмо. Открытый классный час "Дружба

Подписаться
Вступай в сообщество «savico.ru»!
ВКонтакте:

Цель классного часа: раскрыть личностную и социальную значимость дружбы как высшего человеческого чувства.

  • воспитывать нравственные качества умение дружить и ценить дружбу;
  • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию;
  • развивать коммуникативные компетенции.

Оформление: Плакат “Дружба – это сила”, ромашка, сердечки, правила работы в группе, цветы.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация к классному часу;
  • фильм о классе;
  • видеоролик “О дружбе”.

Ход классного часа

Все присутствующие сидят в кругу.

Слово классного руководителя:

Добрый день уважаемые участники классного часа, сегодня мы поговорим о дружбе. Говорят, что человек без друзей – как дерево без корней, друг – это одна душа, живущая в двух телах. (Аристотель ) Что дружба – это любовь без крыльев, что в жизни чаще встречается беззаветная любовь, нежели истинная дружба. (Жан де Лабрюйер). А что для нас значит это слово? Какое значение мы придаем дружбе? Умеем ли мы дружить?

Можно говорить о дружбе двух или нескольких человек, а можно говорить о дружбе коллектива, класса. Наш класс можно назвать новым коллективом. А успех коллектива во многом зависит от того насколько он дружен, насколько входящие в него люди умеют общаться, понимают друг друга, уважают себя и партнеров, умеют ли брать ответственность за свой вклад в решении общих дел. Вы все разные, но каждый из вас личность, каждый из вас это целый мир со своими достоинствами и недостатками, со своими чувствами и переживаниями. Каждый из вас неповторим. И если мы будем относиться доброжелательно, с уважением друг к другу, стараться понять другого человека, нам будет легко и комфортно жить и учиться в нашем классе.

Стих Е. Евтушенко

Людей не интересных в мире нет

Людей неинтересных в мире нет.

У каждой всё особое, свое,

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтерестностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит всё равно.

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы, как истории планет.
У каждой всё особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

Классный рук. Сегодня мы проведем тренинговые упражнения. Хочу напомнить правила работы в группе (правило круга).

Правила работы в группе

  1. Внимательно слушай говорящего.
  2. Не перебивай, давая возможность высказаться.
  3. Высказывай свою точку зрения. Говори от своего имени.
  4. Относись к другим так же, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.
  5. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается вне тренинга.

А сейчас давайте представимся.

Проведем упражнение 1 “Твое имя”

Все участники встают в круг, каждый по очереди делает шаг в круг и произносит свое имя в той форме, которая ему нравится. Так его будут называть сегодня. Затем он возвращается на место и все повторяют его имя. Кто желает начать? (я начну первая). Как вы себя чувствовали при выполнении этого упражнения? Ваши ощущения? Вы, наверное, помните психолог, Дейл Карнеги утверждал, что самое приятное слово для большинства людей – это их собственное имя. [ 1]

Упражнение 2 “Нить”

Все участники становятся в круг. Ведущий: вам необходимо назвать качества личности, помогающие жить в обществе и дружить, при этом вы передаете клубок ниток друг другу, разматывая его. В конце концов, все участники окажутся связанными между собой. (Получилась переплетенная, как паутина, нить).

Как вы думаете, что у нас получилось? Вот так же связаны между собой все люди – деятельностью, поступками желаниями, событиями.

Классный рук.: А сейчас потяните каждый нить на себя. Сдвиньтесь на шаг вправо. Почему нить рвется? Почему вам не удалось сместиться? (Каждый тянет одеяло на себя). Так и в коллективе, нужно уметь договариваться, выполнять общие правила, работать сообща, понимать, друг друга.

Внимание на экран. Знакомьтесь наш 10А класс (фильм о классе).

Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив, и хочет играть в ней главную роль, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга. Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом?

Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест, который подготовила и проведет Ира Древаль. (Выполнение теста и анализ его результатов). Приложение 1

Учитель: Я надеюсь, что этот тест поможет каждому из вас понять, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Дружба – это не только великий дар, но и великий труд.

Упражнение 3

Участники классного часа, сидящие в кругу, делятся по парам и дальше общаются тремя способами по 1 минуте. Сначала 1 сидит, а 2 стоит. Затем 1 стоит, а 2 сидит. Потом оба сидят лицом друг к другу. Общение длится 3 минуты. [ 2]

Учитель: Скажите, в каком положении вам общаться было комфортнее, удобнее, легче. Почему? (Дружба предполагает равенство, поэтому большинство людей, чувствуют себя комфортно, когда общаются сидя лицом друг к другу, глядя в глаза.)

Стих “Друзья” читает ведущий 1

Бывают друзья на минуту,
За деньги, на день и на ночь,
Когда им бывает удобно,
Они испаряются прочь.

Бывают друзья по несчастью,
Бывают от скуки друзья,
Бывают такие, которых
Друзьями назвать и нельзя.

Бывают друзья по привычке,
Бывают друзья по любви,
Бывают друзья по работе –
На то и коллеги они.

Бывают друзья втихомолку,
Бывают друзья напоказ,
Бывают друзья и без толку,
На целую жизнь и на раз.

Бывают друзья и по письмам,
Бывают друзья по пути,
Бывают друзья от безделья,
Да только… друзья ли они?

Бывают друзья понаслышке,
Которых легко потерять,
И все-таки нужно решиться,
Чтоб другом кого-то назвать.

О. Редекоп

Классный руководитель: Какие качества и навыки потребуются для того, чтобы постоянно поддерживать теплые отношения? Давайте и мы с вами попытаемся составить универсальный кодекс дружбы для нашего класса.

Коллективное обсуждение и составление кодекса дружбы. Я давала задание группе ребят поработать над этим вопросом. Посмотрите, что они предлагают. (На экране первый вариант). Скажите, какие пункты нужно добавить на ваш взгляд? Или убрать.

Ученик читает пункты кодекса дружбы, и предлагают свои пункты.

Кодекс дружбы. Если хочешь быть хорошим и верным другом:

  1. Будь верным в дружбе.
  2. Делись с другом своими успехами и неудачами.
  3. Умей слушать.
  4. Оказывай другу моральную поддержку.
  5. Сохраняй тайны своего друга.
  6. Доверяй другу и будь уверен в нем.
  7. Не будь назойливым и не поучай.
  8. Не обсуждай друга в его отсутствие.
  9. Не ревнуй друга к другим его друзьям.
  10. Уважай внутренний мир и чувства своего друга.
  11. Радуйся успехам своего друга.
  12. Дружба – это нравственное обогащение человека.

Все ваши предложения будут учтены и ребята доработают наш кодекс дружбы.

Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Надо быть добрым, справедливым честным и отзывчивым, надо стремиться, больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, и обязательно найдется тот, который станет тебе настоящим, верным другом. Настоящие друзья помогают друг другу, понимают и поддерживают друг друга, дорожат дружбой.

Внимание на экран. Настя представляет видеоролик о дружбе.

Ведущий 2: А сейчас послушайте одну притчу:

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

– Мама, что это за птицы? – спросил он.

– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

– Ай-ай, они украли у нас еду!

Ведущий 1:

Друзья – это редкое богатство!
Они готовы всегда выслушать тебя.
Они поддерживают и открывают тебе свое сердце.

Классный руководитель: Покажите своим друзьям, как они вам дороги. Возьмите сердечки, которые находятся на столе, и подарите теплоту своего сердца, тому, кому подскажет вам ваше сердце.

Звучит песня “Друг” О. Газманова

Рефлексия:

  1. Что вам понравилось на классном часе?
  2. Что вам не понравилось?
  3. Какие у вас есть предложения?

Литература:

  1. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.– Екатеринбург. 1997.
  2. Тыртышная М.А. 50 идей для классного руководителя.– Ростов н/Д. 2010.
  3. Гребень Н.Ф. Психологические тесты. Мн.: Современная школа 2007.

Сценарий классного часа в начальной школе "Дружба начинается с улыбки..."

Тулинова Елена Дмитриевна, учитель начальных классов Марьинской общеобразовательной школы I-III ступеней №1.
Описание материала: Воспитание доброты, чуткости, терпимости и формирование дружеских отношений в коллективе имеет значимую роль в жизни первоклассника. Данный материал будет интересен учителям начальных классов.
Цель:
-сформировать у учащихся представление о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности;
- формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе;
- развивать стремление быть терпимым в обществе людей;
- воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту.
Оборудование:
- на доске тема классного часа, плакат с изображённым деревом, рисунки солнышка, облачка, цветка, сердца, грозовой тучи (по количеству учащихся), маленькие сердечки из белой бумаги (по количеству учащихся), телевизор, DVD.

Ход классного часа.

I.Вступление.
Звучит песня "Улыбка" из мультфильма "Крошка Енот"
Учитель. Слова «До свидания»,
«Спасибо», «Простите»,
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома
Слова эти очень важны,
Они человеку, как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить,
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
- Здравствуйте, ребята! Хочу ещё раз повторить эти чудесные слова: «Здравствуйте!», «До свидания», «Спасибо», «Простите». И вы тоже почаще говорите эти слова маме, папе, друзьям, прохожим. Вы почувствуете, как у них поднимается настроение. Дело в том, что эти слова особенные. Они обладают оздоровительной силой. Так пусть у нас всегда будет хорошее настроение! Я желаю вам, ребята, счастья, успехов, радости, благополучия. Пусть девизом нашего занятия станут такие слова(они появляются на экране):
Давайте дружно будем жить
И нашей дружбой дорожить,
И никогда не ссориться –
Тогда дела все спорятся.
II. Сообщение темы классного часа.
Учитель. О чём будет наш разговор, мы узнаем, разгадав кроссворд. (Он появляется на экране. Дети разгадывают слова по горизонтали. В выделеных клетках по вертикали появляется ключевое слово «Дружба»).
1.Чебурашке другом был
Добрый Гена…(Крокодил)
2.В телефонной будке жил,
Был один, бедняжка.
Но однажды решил
Друга найти …(Чебурашка)
3.С голубого ручейка
Начинается река.
Ну, а дружба начинается с …(улыбки)
4.Меня вы узнаёте?
Я – героиня книжки,
Со мной всегда семь гномов,
Вам, думаю, знакомых.
Ответьте-ка без спешки –
Зовусь я …(Белоснежка)
5.Всех излечит, исцелит
Добрый доктор…(Айболит)
6.Собираясь что-то делать,
Наберись терпения,
Навсегда тогда исчезнет
Плохое …(настроение)
- И так, мы отгадали ключевое слово. Сегодня мы с вами поговорим о дружбе.
III. Основная часть.
1.Мозговой штурм «Дружба – это…»
Учащимся предлагается подумать над вопросом, что такое дружба и зачем она нужна людям. После небольшого размышления ребята высказывают свои мысли, которые записываются на доске. Учитель подводит итоги и даёт определение понятию «дружба».
2.Игровое упражнение «Найди себе подобного».
Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Педагог прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
Учитель даёт задание детям найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
Дети определяют, за какой стол они сядут, помогая друг другу жестами.
Учитель обращает внимание детей на то, что один ученик остался без пары, и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один, без друзей?»
Обсуждение.
- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
- Какой рисунок у вас на спине?
На экране появляется четверостишие:
Дружба – главное чудо, всегда
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
3.Чтение и обсуждение стихотворений о дружбе.
- Ребята, послушайте стихотворение М. Скребцовой «Друга за деньги не купишь».
Денег добрый друг дороже,
И богатств огромных тоже,
И дворцов, и даже трона,
И с брильянтами короны!
Друг бесценнее всего,
Не купить нигде его!
Так что время зря не трать –
Друга начинай искать!
Обсуждение.
- Может ли быть у человека много друзей?
- Какие качества вы больше всего цените в друге?
- Расскажите о своих друзьях.
- В какие игры вы играете со своими друзьями?
- Что нужно сделать, чтобы у тебя появился друг?
Учитель. Если мы хотим иметь друзей, мы должны твёрдо представлять себе и чувствовать, что нужно другому человеку. Дружба – это всегда серьёзно. Тот, кто хочет дружить, должен не требовать от друга много, ничего не давая взамен.
Послушаем ребят, которые подготовили к нашему занятию стихотворение Агнии Барто «Требуется друг».
Обсуждение.
- Встречались ли вы с такими друзьями в жизни?
- Почему у девочки возникли проблемы с друзьями?
- Почему с ней никто не хотел дружить?
- Что по вашему мнению лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей?
- Давайте обсудим, какие взаимоотношения сложились у нас в классе, как вы себя чувствуете в нашем классе?
На экране появляется надпись:
-умение прощать
- умение делиться
- беспокойство за другого человека
- помощь друга в беде
- умение не обижаться
Учитель. – Что из этого больше всего необходимо для дружбы?
- Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья? Расскажите, как вы нашли своих друзей.
- Как вы думаете, нужно ли учиться дружить?
- Расспросите своих родителей, как им в жизни помогла дружба.
4.Тренинг (работа в парах)
- Выразите одобрение по поводу успеха одноклассника в какой-то области (в учёбе, в спорте…)
- Утешьте в связи с какой-то неудачей…Поддержите.

А закончить тренинг можно словами С. Михалкова (появляется запись на экране):
Когда живётся дружно,
Что может лучше быть?
И ссориться не нужно,
И можно всех любить!
5.Игра «Я начну, а ты продолжи»
Учитель. О дружбе сложено множество пословиц. Я их буду начинать, а вы - продолжать.
- Нет друга – ищи, …(а нашёл – береги).
- Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей).
- Один за всех…(и все за одного).
- Человек без друзей, …(что дерево без корней).
6. «Дерево дружбы»
Учитель. Посмотрите, какое необычное дерево выросло у нас в классе. Это дерево дружбы. Чтобы оно не засохло, нам нужно его укрепить качествами, которыми должен обладать каждый из нас, чтобы иметь много друзей.
Дети высказывают свои предположения, эти качества записаны на отдельных листиках и прикрепляются к веткам дерева.
Поскольку дерево необычное, то и плоды у него будут тоже необычными. Это будут наши с вами сердечки. Всем детям раздаются белые листики в форме сердечек.
-Зажгите свои сердца огнём дружбы, закрасьте их. На обратной стороне напишите имя своего друга, или того, с кем вы хотели бы дружить (можно ещё написать пожелание другу). А теперь прикрепим наши плоды к дереву дружбы. Пусть наше дерево растёт, а дружба крепчает с каждым днём!


IV. Итог классного часа.
Мы сегодня много говорили о дружбе. Надеюсь, что многие из вас сделают для себя какие-то выводы, и наш класс станет самым дружным во всей школе. А подытожив, давайте все вместе исполним песенку о дружбе.
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,-
Вот что значит настоящий верный друг!

Тема классного часа:

«Поговорим о дружбе»

«Самый прекрасный подарок после мудрости,

которым могла бы одарить нас природа, –

это дружба».

Франсуа де Ларошфуко

Цели: определение слов «дружба», «друг», «товарищ», настоящий друг».

Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Развитие умения высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию;

Развитие коммуникативных компетенций.

Форма проведения классного часа: беседа, игры «Несколько слов о дружбе», «Нить», «Дерево Дружбы», викторина «Кто с кем дружит», словарная работа, работа с понятиями, работа в группах.

Основные понятия: дружба, друг, товарищ, настоящий друг

Оборудование: Плакат «Радуга»;Раздаточный материал;Карандаши цветные;

Краски;Кисти и стаканчик для воды;Дерево Дружбы;Цветные листы бумаги (или заготовки цветных ладошек)Клубок ниток;Карточки с определениями качеств друга;

Музыкальное сопровождение;Презентация классного часа «Поговорим о Дружбе»;

Ход классного часа:

1. Организационный момент:

Слайд 1. - Здравствуйте, ребята! Сегодня удивительный день. Вы спросите: «Почему?». Во – первых, мы с Вами встретились. Во-вторых, я очень рада всех Вас видеть. Вы такие хорошенькие, миленькие, смешные, забавные, озорные и послушные, добрые и неугомонные. А в – третьих, я надеюсь, мы с пользой и удовольствием проведем время. Но для начала….

2. Введение в классный час:

Слайд 2. - Отгадайте загадку:

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил
. (Радуга)

Слайд 3. - Верно! Вы думаете, мы будем с Вами говорить о радуге? Нет. Мы будем говорить с Вами о более важных вещах в жизни человека, мы будем говорить о том, чем дорожат многие люди и без чего трудно прожить на Земле. Но для начала я предлагаю Вам раскрасить нашу радугу. Наша радуга необычная, волшебная. Она поможет Вам отгадать тему нашей беседы (на ватмане восковой свечой написаны слова, после раскрашивания, которых цветами радуги их можно прочитать)

Слайд 4. Дети раскрашивают по очереди радугу, на которой появляется надпись.

Обществу - красный цвет
Дарить – оранжевый цвет
Радость – желтый цвет
Улыбку – зеленый цвет
Желание – голубой цвет
Благородство – синий цвет
Единство – фиолетовый цвет

Слайд 5. - Ребята, давайте прочитаем, что у нас получилось: «Обществу дарить радость, улыбку, желание, благородство, единство».

А теперь, если Вы прочитаете только первые буквы каждого слова, сверху вниз, Вы узнаете о самом главном.

Слайд 6. - Так о чем мы с Вами будем говорить? «О дружбе».

Я хочу рассказать Вам одну поучительную сказку.

Слайд 7. Звучит музыка И. Крутого «Когда я закрываю глаза».

- Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –Дружба.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

- А Вы кого выбрали бы? Почему?

Ответы детей. Звучит музыка и продолжение сказки:

- Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.

- Как Вы думаете, почему Любовь выбрала Дружбу?

Ответы детей.

Какое прекрасное слово – «дружба» . Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, бегать по лужам, читать новую книгу, смотреть мультики или секретничать о своём.

А какие чувства испытываете Вы, ребята, произнося слова «дружба»?

Ответы детей.

Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба, для чего она нужна человеку и что она дает ему.

3. Основная часть.

Слайд 8. - Наш классный час называется так «Поговорим о дружбе».

Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать о дружбе и чему должны научиться?

Дети высказывают свои предположения.

3.1. Словарная работа .

Слайд 9. - Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги с заданием «Напишите определение слов «дружба», «друг», «товарищ» . Вы кратко письменно отвечаете, а затем зачитываете свое определение.

Время пошло….

Звучит песня «Если с другом вышел путь…»

Как Вы думаете, что такое «дружба», «друг», «товарищ»?

Ответы детей.

Слайд 10. - В толковом словаре С.И. Ожегова «Словарь русского языка» данные слова объясняются так:

«Дружба» - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

«Друг» – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

«Товарищ» – это человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?

Ответы детей.

Дружба нужна всем, и взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

Слайд 11. - Ребята, давайте подумаем над вопросом и ответим: «Зачем людям нужна Дружба?».

Ответы детей.

А сейчас послушаем стихотворения, в которых говорится о настоящей, крепкой дружбе.

Слайд 12. Звучит музыка.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Стихотворение «Дружба»:

Дружба – это тёплый ветер, Дружба – это светлый мир, Дружба – солнце на рассвете, Для души весёлый пир. Дружба – это только счастье, Дружба – у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой – жизнь весной полна. Друг разделит боль и радость, Друг поддержит и спасёт. С другом – даже злая слабость В миг растает и уйдет. Верь, храни, цени же дружбу, Это высший идеал. Тебе она сослужит службу. Ведь дружба – это ценный дар!

3.2. Работа над понятием «настоящий друг» .

Слайд 13. - Ребята, а Вы когда – нибудь слышали какое словосочетание «настоящий друг» ? Нам нужно выяснить, каким должен быть настоящий друг, какими качествами он должен обладать. Предлагаю Вам карточки со словами: « сострадание, сочувствие, честность, грубость, лживость, взаимовыручка, справедливость, предательство, драчливость, ответственность, верность, доброта, скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, доверие». Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг (приложение 1).

Дети работают в группах.

Ребята, какие качества Вы выбрали? И почему?

Ответы детей.

Ребята, а какие карточки остались у Вас лишними и почему? (оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм», «ложь», «грубость», «предательство», «драчливость», «зависть»)

Ответы детей.

Ребята, давайте послушаем стихотворение «Друзья» и узнаем, какие бывают друзья.

Звучит музыка.

Стихотворение «Друзья»:

Бывают друзья на минуту,
За деньги, на день и на ночь,
Когда им бывает удобно,
Они испаряются прочь.
Бывают друзья по несчастью,
Бывают от скуки друзья,
Бывают такие, которых
Друзьями назвать и нельзя.
Бывают друзья по привычке,
Бывают друзья по любви,
Бывают друзья по работе –
На то и коллеги они.
Бывают друзья втихомолку,
Бывают друзья напоказ,
Бывают друзья и без толку,
На целую жизнь и на раз.
Бывают друзья и по письмам,
Бывают друзья по пути,
Бывают друзья от безделья,
Да только… друзья ли они?
Бывают друзья понаслышке,
Которых легко потерять,
И все-таки нужно решиться,
Чтоб другом кого-то назвать.

3.3. Обсуждение проблемных ситуаций в группах.

Слайд 14. - Ребята, я предлагаю Вам обсудить несколько проблемных ситуаций «Как бы я поступил?».

Дети вытягивают карточки с предложенной ситуацией, в группах обсуждают проблемные ситуации.

1. Твой друг Миша не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать. Твои действия?

2. Твой друг Петька употребляет плохие слова и выражения, постоянно обижает других детей. Твои действия?

3. Твой друг Валерка совершил плохой поступок – он взял чужой мобильный телефон. Твои действия?

4. Идя домой со школы, ты увидел, что группа ребят окружила мальчика Федю и не дает ему пройти, требуют у него деньги или ценные вещи. Как ты поступишь?

5. У твоей одноклассницы Веры случилась неприятная история. На следующий день, за спиной девочки стали шептаться и показывать на нее пальцем. Твои действия?

6. Перед началом урока в класс вошла Марина. У нее был грустный, растерянный, расстроенный вид. Все ребята дружно стали интересоваться, что произошло с Мариной. Марина не смогла ничего сказать одноклассникам, она покраснела, расплакалась и выбежала из класса.

В чем ошибка одноклассников?

7. Твой друг Генка заболел ангиной и не ходит в школу. А тем временем, на уроках математики изучают сложную тему, которую никак нельзя пропускать. Твои действия?

8. Твоя подруга Маруся познакомилась с девочкой Галей, но ты с Галей не знакома. Ты хотела погулять с Марусей, но Маруся пошла на прогулку с Галей. Как ты поступишь?

Ответы детей.

Как вы думаете, ребята, какие поступки, дела и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе?

Ответы детей.

Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться, обижаться без причины, завидовать. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. А если Вы не можете справиться с какой – либо ситуацией, обратись за советом, помощью к другу.

Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

3.4. Игра «Несколько слов о дружбе»

Слайд 15. - Очень много написано и придумано в народе пословиц о дружбе. Например: « Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши».

Слайд 16. - Вот мы с вами и поиграем в пословицы. На слайде Вы видите только одну половину пословицы, другую половину пословицы Вы должны назвать сами.

Нет друга – ищи … … (а нашел – береги).

Не имей сто рублей … … (а имей сто друзей).

Один за всех …… (и все за одного).

Человек без друзей …… (что дерево без корней).

Старый друг…..(лучше новых двух).

Дружба крепка не лестью….(а правдой и честью).

Друг познается ….(в беде).

Друга за деньги ….. (не купишь).

Скажи мне кто твой друг,…. (и я скажу, кто ты).

Не тот друг, кто на пиру гуляет, …..(а тот, кто в беде помогает).

Друг спорит, а враг ….. (подталкивает).

3.5. Игра «Нить»

Слайд 17. - Молоды! А сейчас мы поиграем в игру «Нить». Все участники становятся в круг. Вам необходимо назвать те качества человека, которые помогают жить в обществе и дружить, при этом Вы передаете клубок ниток друг другу, разматывая его. В конце игры, мы посмотрим, что же у нас получилось.

Дети, называя качества человека, передают клубок любому другому игроку.

- Как вы думаете, что у нас получилось?

Получилась переплетенная, как паутина, нить. Мы все оказались связанными между собой. Вот так же связаны между собой все люди – деятельностью, поступками, желаниями, событиями, чувствами.

Слайд 18. - Возьмемся за руки, посмотрите друг на друга. Ваши слова, как тоненькие нити дружбы оплети Вас. Прислушайтесь к этим словам:

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек.

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек .

3.6. Игра «Дерево Дружбы»

Слайд 19. - Ребята, у вас на столах лежат разноцветные сердечки. На сердечках напишите правила дружбы и качества человека, необходимые в дружбе

Дети работают. Звучит песня «Дружба крепкая не сломается».

А после того как вы выполните работу, возьмите своё сердечко, зачитайте свое правило дружбы или качество друга и приклейте к веточкам «Дерева Дружбы».

Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило или качество друга и прикрепляет к дереву.

Посмотрите, какое у нас получилось чудесное дерево! Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстие, доброта, отзывчивость. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.

Стихотворение:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!

3.7. Викторина для любознательных «Кто с кем дружит?»

Слайд 20. - Ребята, а сейчас я хочу поиграть с Вами в викторину «Кто с кем дружит?». Я буду Вам зачитывать вопросы, а вы будете на них отвечать.

Слайды 21-40.

    Маленький с большими ушами - друг Крокодила Гены …..(Чебурашка).

    Девочка с голубыми волосами - подруга любопытного длинноносого Буратино ……(Мальвина).

    Маленький, розовенький, с круглым пятачком - друг Вини-Пуха ……(Пятачок).

    Друзья-музыканты из Бременского леса…… (Трубадур Кот, Петух, Пес, Осел)

    Как зовут девочку, которая выручала своего друга Кая из ледового плена Снежной королевы?........ (Герда)

    Малыш и его друг, который живет на крыше …. (Карлсон)

    Неразлучные друзья из мультфильма Уолта Диснея «Чип и Дейл спешат на помощь»…. (Чип, Дейл, Гайка, Роки и Вжик)

    Как зовут Кота, который хотел подружиться с мышами и постоянно повторял им: «Ребята, давайте жить дружно!»….. (Кот Леопольд).

    Непримиримые друзья Том и …..(Джерри)

    Верные друзья из деревни Простоквашино….. (дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик, Галчонок)

3.8. Притча «Настоящий друг».

Слайд 41. - Все молодцы! Все хорошо отвечали. А сейчас послушайте одну притчу: «Настоящий друг».

Звучит музыка И. Крутого.

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

– Мама, что это за птицы? – спросил он.

– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

– Ай-ай, они украли у нас еду!

4. Заключение. Подведение итогов.

Слайд 42. - Ребята, а в заключении я бы хотела, чтобы Вы послушали мысли вслух Лиона Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:

Звучит музыка.

Что такое дружба? Каждый знает?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

Ребята, Вы согласны ли вы с таким определение «дружбы», Вы бы хотели иметь такого друга? А может…

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба - это если друг твой болен

И не может в школу приходить, -

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот.

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год...

Если друг твой что-то, к сожаленью.

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг.

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей - и белых, и цветных.

Дружба - это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба - это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

На этой чудесной ноте наш классный час о дружбе закончен.

Ребята, ответьте на вопросы:

Слайд 43-45.

Что я понял(а)?

Что я узнал(а)?

Что я чувствую?

Ответы детей.

Помните, ребята, Ваш класс – это маленькая семья. Мне бы очень хотелось, чтобы в Вашей семье, как и любой другой, всегда царили дружба, любовь, доброта, красота, радость, уважение, взаимопонимание. И в этом Вам помогут « Законы Дружбы» (педагог дарит детям памятки «Законы Дружбы»):

Слайд 46.

    Уважай своего друга.

    Помогай другу в беде.

    Не обманывай друга, будь с ним честен.

    Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

    Будь внимателен к своему другу.

    Умей уступать своему другу.

    Умей радоваться успехам друга.

    Не нарушай обещаний, данных своему другу.

    Не предавай своего друга.

    Береги своего друга, ведь друга потерять легко.

Слайд 47. - Вы молодцы! Всего вам доброго!

Давайте в заключение нашего праздника и в честь настоящей дружбы, которая есть в нашем классе проведём праздничный салют. На слово «красный» - хлопают все учащиеся. На слово «жёлтый» - хлопают гости. И на слово «Зелёный» - хлопаем все дружно. Итак:

«Красный» - хлопают дети.

«Жёлтый» - хлопают гости.

«Зелёный» - хлопают все вместе.

Наш классный час подошёл к концу. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Т ема : Дружба

Ц ель :

С пособствовать развитию дружеских отношений детей в классе.

З адачи :

С формировать понятие о дружбе .

П ознакомиться с пословицами, поговорками о дружбе.

П оиграть в игры для сплочения коллектива.

П омочь сформировать у детей умения дружить и ценить дружбу.

О борудование :

У учителя: компьютер, мультимедийная установка, ватман, клей .

У учащихся: деревья, цветные карандаши или фломастеры .

Организационный момент. Ввод в тему.

Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнем сейчас урок.

Сегодня мы с вами на классном часе затронем одну из самых важных и интересных тем. А о чём мы будем говорить на нашем классном часе вы узнаете, когда отгадаете кроссворд.

1.Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке ледяной. (Медведь).

2. Одной ручкой всех встречает, а другой провожает. (Дверь)

3. В лесу у пня с утра беготня, народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи).

4. С неба – звездой, в ладошку водой. (Снежинка).

5.Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб).

6. Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник).

Какое слово получилось из выделенных букв? (Дружба).

Правильно - о дружбе . Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое дружба, узнаем какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудную минуту, брать часть трудностей на себя, познакомимся с законами дружбы.

Давайте для начала поразмышляем, а что же такое дружба. (Дети предлагают свои варианты) Когда люди дружат, они хотят быть вместе. Они интересуют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и помогают тебе.

Да, ребята, дружба - это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

А Сергей Иванович Ожигов считает, что Дружба - это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (Толковый словарь Ожегова).

С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящие друзья, это сильно влияет даже на то, насколько счастливым он себя чувствует. Но, к несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате этого человек испытывает глубокое разочарование. Для каждого из нас важно умение отличить дружбу от других видов отношений, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба.

А как вы думаете, с чего же всё началось? Как возникло слово «друг»? Послушайте стихотворение, которое так и называется «Слово- друг».

Когда ещё никто не знал ни слова,

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи (что одно и тоже).

Но, словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленнее лицо, умение руки,

И человек придумал слово « друг»,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей – людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

Не для того наш предок шёл сквозь мрак,

Чтоб, встретив друга, я кричал:

«Дурак!» Показывал язык или кулак

И корчил рожи (что одно и то же)

К сожалению, грубые слова можно слышать от ребят нашего класса, а иногда бывает так, как в стихотворении «Друзья»

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я худой,

Не похожи мы, но все же

Нас не разольешь водой!

Дело в том, что он и я -

Закадычные друзья!

Все мы делаем вдвоем:

Даже вместе… отстаем!

Дружба дружбою, однако,

И у нас случилась драка…

Дрались честно,

Как положено друзьям:

Я как стукну!

Я как тресну!

Он как даст!

А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду -

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим - что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Это Борькина сестра

Облила нас из ведра!

А она еще смеется:

Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

Кто кого обидел первым?

Он меня!

Нет, он меня!

Кто кого ударил первым?

Он меня!

Нет, он меня!

Вы же раньше так дружили!

Я дружил!

И я дружил!

Что же вы не поделили?

Я забыл!

И я забыл!

Из-за чего поссорились два друга?

Ребята, а вам хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом?

Вывод: мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!

Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А с чего же начинается дружба?

Дети. С улыбки.

Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песенке поется. Песня про улыбку

Лучики этого красивого солнышка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на большом лучике по одному главному на ваш взгляд качеству, которое бы вы хотели видеть в своем друге, а на маленьком какое бы не хотели.

Работа в паре(на большом луче дети пишут доброта, верность, отзывчивость, честность, внимательность, откровенность, любознательность, общительность, рассудительность, искренность

(на маленьком) А какие бы не хотели (равнодушие, эгоизм, хвастовство, жадность, лень, зависть. черствость, враждебность, лживость)

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий от нас всех таящее.

И любая беда, не беда.

Если рядом друзья настоящие .

В стихотворении прозвучали такие слова, «если рядом друзья настоящие».

А кто такие настоящие друзья?

3. Послушайте рассказ “Друзья”.

Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.

Давай! – согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.

Но тут подошел Саша.

И меня примите.

Нет, не примем, - сказал Максим.

Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: “Ты мне – я тебе”. Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому. Что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы.дружбы

Законы дружбы (на экране)
1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет.

6. Не обманывай друга.

7. Не предавай друга.

8. Относись к другу как к себе.

9. Умей признавать свои ошибки.

Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно!

Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять законы дружбы

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг

В беде протянет руку.

А теперь, мы с вами поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья» и посмотрим какие вы внимательные и дружные. Внимательно послушайте вопрос, и если согласны, что это относиться к вам, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья». Если же не согласны, то молчите.
-Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?
- Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки?
- Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?
- Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
-Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?
- Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?
- Кто из вас, скажите вслух, на уроках ловит мух?

Молодцы ребята, вы настоящие друзья.

Учитель:Какое прекрасное слово –дружба. Произнесешь его и сразу вспомнишь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или посекретничать о своем.

– О дружбе есть много пословиц. Я предлагаю вам поработать в группах.

У каждой группы лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её.

1 группа

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

2 группа

Один за всех, и все за одного.

3группа

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

4группа

Человек без друзей, что дерево без корней.

5 группа

Старый друг –лучше новых двух

Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе и в семье, но всё- таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья- это начало нашей жизни, мы здесь родились, растём и взрослеем.

Со Светкой соседкой

Не буду водиться –

Она то смеётся, то плачет,

То злится.

Но мама сказала

Что так не годиться,

Что с девочкой нужно

Уметь подружится.

Что с папой они

Ещё с детства дружили,

И вместе играли,

И рыбу удили.

С такою девчонкой,

Как мама моя,

Конечно бы мог

Подружиться и я.

Сейчас мы с вами поиграем в игру « Кто с кем дружит» и вспомним кто из сказочных героев с кем дружит

    Зеленый крокодил Гена и Чебурашка

    Доверч и вый Буратино и... Мальвина

    Смешной мишка Винни-пух и..ослик ИА..

    Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена?

    Малыш и Карлсон

Если есть друзья на свете –

Всё прекрасно всё, всё цветёт.

Даже самый сильный ветер.

Даже буря не согнёт.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим –

Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,

Скажут все, кто юн и смел:

Мы с тобой живём на свете

Для хороших, славных дел.

Песня «Если с другом вышел в путь»

Рефлексия.Подведение итогов.

Есть пословица " Дерево сильно корнями, а человек - друзьями". У вас на партах лежат деревья, вам надо будет их раскрасить, но по особенному, если у вас больше 7 друзей, то дерево раскрасьте в зеленый цвет, если от 4-7 то в желтый, а если от 1-4 то в красный, а если у вас вообще нет друзей, то в коричневый. Затем эти деревья мы приклеим на этот большой лист,и у нас получится маленькая роща, по которой будет видно, какие вы дружные ребята.

Вот и подходит к концу наш классный час.

Перед тем как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам, чтоб добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтоб добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаемся мы сейчас,
Добрый путь вам! В добрый час!

Хороших и верных друзей всем нам! Пожелаю, чтобы вас всегда окружали только надежные и верные друзья!

Ребята, давайте жить дружно!

Песня кота Леопольда

Классный час «Поговорим о дружбе»

Цели: Способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба”, “друг”, осознании своих обязанностей перед друзьями.

Задачи:

1. Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся;

2. Формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;

3. Формирование нравственных качеств учащихся;

4.Умение дружить, беречь дружбу.

5.Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Ожидаемый результат: формирование следующих компетенций:

Личностной (устойчивая мотивация, установка на сознательное овладение нормами культуры поведения с друзьями и в обществе);

Ценностно-смысловой (понимание значимости друга в жизни);

Социально-коммуникативной (овладение нормами дружеского общения, умение сотрудничать в коллективе, речевые умения);

Учебно-познавательной (рефлексивные способности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, самооценка, взаимооценка).

Оборудование: интерактивная доска,презентация, «Цветик-семицветик», листочки для «дерева дружбы», анкета «Хороший ли ты друг?», письмо из Германии, Ромашка с вопросами, Цветная бумага, клей, ножницы, цветные карандаши

Ход классного часа

1.Организационный момент

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть.

2. Введение темы занятия

Сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа. А что это за тема, вы сейчас попробуете догадаться. Я вам принесла цветик-семицветик, он вам и поможет понять тему нашего классного часа. (на каждом лепестке написано слово, по первым буквам эти слов составляется слова « О дружбе»

ЭТОТ ЦВЕТОК

О бществу
Д арит
Р адость
У лыбку

исполняе т
Ж елания

учит быть
Б лагородным

он такой на свете
Е динственный

(учащиеся читают тему классного часа)

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт,

В любой беде не пропадёт,

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надёжный друг

Ему протянет руку.

Ребята, вы правильно определили тему. А как вы думаете, что мы будем делать сегодня? Какие задачи мы для себя поставим? Итак, нам с вами сегодня предстоит определить, что же означает слова «Друг», «Дружба». Нужны ли нам друзья или, быть может, люди, обошлись бы и без друзей? А главное, каким должен быть настоящий друг?

Сначала мне хочется рассказать вам одну притчу:

« Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько

же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и

угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на

выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».

О чем эта притча? Какой вывод можно сделать? Какой пословицей можно обобщить эту притчу? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

3. Работа с пословицами

С давних времен люди передавали из уст в уста истории и легенды о дружбе, конечно же это отразилось в устном народном творчестве в виде пословиц и поговорок. Я предлагаю нам с вами вспомнить пословицы о дружбе.(на интерактивной доске записаны начала и окончания пословиц, ребята соединяют их по очереди и объясняют их смысл) (приложение 1)

4. Совместная работа.

А теперь, я прошу вас поработать сообща и написать общий ответ на 3 вопроса:

Почему тема дружбы важна для нашего класса?

Нам важно говорить о дружбе в классе, потому что _________________

Почему тема дружбы важна для нашей страны?

Для нашей страны важна эта тема, так как __________________________

Почему тема дружбы важна для всего мира?

Для всего мира эта тема является важной, так как ___________________

От чего и от кого зависит дружба?

Дружба между людьми зависит от ________________________________

Давайте заслушаем ваши ответы (ребята зачитывают ответы)

А кто-нибудь из вас может мне сказать, что за фестиваль проходил недавно в Сочи? (предположения детей)

Всемирный фестиваль молодежи и студентов. А что это за фестиваль и зачем он проводится? (ответы учеников)

С 15 по 22 октября 2017 г. в Сочи прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Участниками фестиваля были молодые люди в возрасте 18-35 лет более чем из 150 стран мира. Его главными целями были: укрепление международных связей, развитие межнационального и межкультурного взаимодействия, сохранение общей памяти и истории, повышение интереса к России.

То есть, молодые люди из разных стран встречались, общались, демонстрировали свое мастерство в разных областях, обменивались опытом, ну и конечно, заводили новых друзей. А как на ваш взгляд, нужно ли продолжать проводить такие фестивали? (Конечно надо, ведь он объединяет людей, дает возможность знакомиться и находить новых друзей)

Вопросы дружбы всегда волновали людей на Земле, поэтому даже появился Международный праздник День друзей, который ежегодно празднуется 9 июня . Это еще молодой праздник. Не все люди знают о нем. Но каждый год все больше и больше людей отмечают этот день. Что можно сделать в День друзей? (В День друзей можно позвонить другу, написать ему письмо, навестить друга, подарить ему подарок.)

Физкультминутка: И сейчас мне хочется предложить вам спеть всем известную песню «Если с другом вышел в путь»

Коллективная работа над письмом

Итак, понятие «дружба» - интернациональное, то есть дружить можно как внутри своей страны, так и с другими странами. Вот и нам с вами пришло письмо из Германии от учеников 7 класса, которые очень хотят с нами подружиться. Давайте прочитаем его и обсудим. (Читают письмо, приложение 5) Ребят, что сообщают нам дети из Германии? Как вы считаете, стоит ли нам с вами отвечать на это письмо? Будет ли вам интересно дружить с ребятами из другой страны? А о чем мы им будем писать? (обсуждение ребят). Я предлагаю вам дома подумать и написать план письма на немецком языке, а на уроке мы с вами составим общее письмо. А с друзьями из других стран можно общаться не только через письма, но и с помощью интернета.

5. Знакомство с понятиями друг, товарищ, приятель

Кстати, про интернет. Ребят, а скажите, пожалуйста, у вас у всех есть свои странички в социальных сетях (например, «В контакте»)? У вас там много друзей? А может ли у человека быть так много друзей? Каким другим словом можно их назвать? (приятели, товарищи) А чем же отличаются эти слова? (ответы детей)

Молодцы, вы все правильно сказали. Это слова-синонимы, т. е близкие по смыслу, почти похожие, но имеющие разное значение.

Друг - это человек, который связан с тобой дружбой, то есть близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов. Друзья умеют сопереживать друг другу и в горе, и в радости.

Приятель - это близкий и дружески расположенный знакомый.

Товарищ - человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов. С товарищем ты чаще всего связан совместной деятельностью, учебой.

У каждого человека может быть много приятелей, товарищей, но друзей бывают единицы, а лучший друг - один! А какими должны быть друзья?

На доске прикреплены листочки с качествами человека. Вам необходимо из них выбрать те, качества, которыми должен обладать настоящий друг и прикрепить их на «Дерево дружбы» (по очереди выбирают и прикрепляют на дерево листочки).

Слова: Честность, враньё, грубость, доброта, верность, взаимовыручка, бескорыстие, предательство, драчливость сострадание, злой, отзывчивый, честный, лживый, искренний, смелый, враждебный, добросовестный, безответственный, терпимый, безрассудный, заботливый, щедрый, корыстный, целеустремленный, храбрый, порядочный

Ребята, посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось. (Зачитываю те качества, которые прикрепили учащиеся)

6. Проведение анкеты

Теперь мы с вами знаем, каким должен быть друг. А как вы считаете, можете ли вы себя назвать хорошим другом? Давайте посмотрим! Я предлагаю вам пройти небольшой тест. Честно ответьте на следующие вопросы: (приложение 2)

Итак, подведем итог.

Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов (а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное - твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба - это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

Беседа по вопросам: - Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом - это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой.

8. Обсуждение законов дружбы

А чтобы вы не забывали, каким должен быть друг и что нужно для этого делать, я хочу подарить вам небольшие памятки, на которых написаны Законы Дружбы, (дарю каждому памятки). Давайте прочитаем их. Со всеми ли законами вы согласны, не хотите ли еще что-нибудь добавить? (приложение 3)

9. Подведение итогов. Рефлексия

А теперь давайте подведем итог нашей с вами сегодняшней темы. Упражнение «Ромашка». У меня есть необычный цветок, на каждом лепестке есть вопрос. Давайте по очереди, будем отрывать по лепестку и отвечать на вопросы.

1.Что такое дружба?

2. А кто такой друг?

3. Слово ДРУГ иногда заменяют близкими по значению словами-синонимами - какими?

4. Какую пословицу о дружбе вы знаете?

5. А кто такой настоящий друг?

Вот и у меня остался последний лепесток. А на нем вопрос: Как вы понимаете понятие «дружный класс»? Я не случайно задала вам этот вопрос. Мы говорили с вами сегодня о дружбе между странами, городами. Но, на мой взгляд начинать дружить надо с малого коллектива., то есть с класса. А можете ли вы назвать наш класс дружным? Что мешает вам дружить? (мнения ребят)

Да, мы еще раз с вами убедились, что это очень тяжело. Ведь надо научиться быть терпимее к другим, не завидовать успехам друга и не радоваться неудачам своих одноклассников. Научиться помогать друг другу, побольше работать сообща. И как первый шаг в укреплении нашей дружбы, предлагаю вам всем вместе сделать герб «Дружбы» для нашего класса. (ребятам предлагается из цветной бумаги, цветных карандашей составить на альбомном листе Герб, а затем объяснить каждый элемент этого Герба)

Вот теперь я предлагаю повесить этот герб в наш классный уголок.

Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных друзей. И не будем никогда ссориться, а будем всегда помнить слова доброго кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Приложение 1

Скажи мне кто твой друг, ……..и я скажу, кто ты.

Старый друг ……………………лучше новых двух.

Птица сильна крыльями, ………а человек дружбой.

Друзья познаются ………….в беде.

Сам погибай, ………………а товарища выручай.

Крепкую дружбу …………..и топором и не разрубишь.

Нет друга, ищи, …………а нашёл - береги.

Один в поле …………..не воин.

Дружба — как стекло, …………разобьёшь - не склеишь.

Новых друзей наживай, ………… а старых не теряй.

Приложение 2

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один).

Б) Одолжишь подруге (другу) денег.

B) Найдешь приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один).

Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.

В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по коридору школы и вдруг видишь, что старшеклассники (-цы) пристают к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться где-нибудь.

Б) Бросишься на помощь подруге (другу).

В) Расскажешь об этом ее (его) родителям,…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.

Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.

В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

Приложение 3

Законы дружбы

1.​ Помогай другу в беде.

2.​ Умей с другом разделить радость.

3.​ Не смейся над недостатками друга.

4.​ Останови друга, если он делает что-то плохое.

5.​ Умей принять помощь, совет.

6.​ Не обманывай друга.

7.​ Не предавай друга.

8.​ Относись к другу как к себе.

9.​ Умей признавать свои ошибки.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «savico.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «savico.ru»