Конспект НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы». Русская народная потешка «Огуречик, огуречик

Подписаться
Вступай в сообщество «savico.ru»!
ВКонтакте:

Конспект игры - занятия по потешке

«Огуречик, огуречик»

Программное содержание:

Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы, персонажами огурчиком и мышкой, придав образу реалистические черты.

Обогащать словарь детей введением слов одного корня, но разным оттенком: огурец, огурчик, огуречик. Пояснить значение этих слов, исходя из величины: огурец - большой, огурчик – поменьше, огуречик – маленький.

Развивать воображение, введя во вступительную часть занятия элементы сказки, распределив роли: «огурец – папа», «огурчик – мама», «огуречик – сынок».

Оборудование: три изображения с огурчиками разных размеров, изображение мышки, грядка.

Предварительная работа: Чтение, просмотр потешки «огуречик-огуречик»

Методические приемы: игровые элементы, элементы сказки с распределением ролей, показ, рассказ воспитателя, чтение потешки, разыгрывание фрагмента народной игры «Прятки».

Ход занятия:

Воспитатель:

Жил – был огуречик, он был маленький, зелененький. Огуречик рос на грядке среди зеленых листиков. Вот он, посмотрите! (Снимаю с грядки огуречик, показываю его ребятам, даю возможность рассмотреть его, обращаю внимание на хвостик). Папа Огурец и мама Огурчик очень любили своего маленького сынка. (Показываю три изображения, сопоставляя их, выделяя по величине «папу» - большим, «маму» - поменьше, и «сынка» - совсем маленьким).

Предлагаю детям подойти поближе и познакомиться со всей огуречной семьей. Дети берут в руки предметы изображения, я неоднократно повторяю слова: огурец, огурчик, огуречик, обращая внимание на их величину.

Вся семья жила на грядке среди зеленых листиков. (С этими словами располагаю огурчики в ряд среди листиков). В другом конце грядки жила мышка. Вот она! (С этими словами показываю изображение мышки). Посмотрите, какая мышка маленькая, а какой у нее длинный хвостик.

(Предлагаю детям подойти и рассмотреть мышку, еще раз обращаю их внимание на ее особенности и повадки). Она маленькая, быстро бегает и живет в норке. (С этими словами прячу мышку). Папа Огурец и мама Огурчик не разрешали маленькому Огуречику далеко уходить.

Папа говорил:

Огуречик, Огуречик!

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

(Текст читаю медленно, меняю тембр голоса низкий). И мама говорила Огуречику: « Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик…» (Потешка повторяется, читаю ее до конца в среднем темпе, тембр голоса естественный. По ходу чтения потешки располагаю все три изображения по одной линии: вначале большой и маленький, затем средний и маленький, как бы разыгрывая сценку, в которой Огуречику дают наставления).

(Обращаясь к детям). Вы запомнили, что говорили Огуречику мама и папа? (Повторяя выразительно, обращаюсь к Огуречику, всю потешку, выделяя последнюю строчку: «Тебе хвостик отгрызет»). Но Огуречик не послушался и решил пойти на «другой конечик» грядки, где жила мышка. (С этими словами закрепляю изображения мышки и Огуречика с лицевой стороны, а палочки - держатели продеваю в прорезь с обратной стороны. Таким образом, двигая палочки добиваюсь эффекта перемещения изображений).

Воспитатель:

Идет Огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка. Посмотрите, какая она маленькая, серенькая, с длинным хвостиком. Вот она притаилась под листочком. А Огуречик никого не слушает и идет дальше. (При этих словах мышка выскакивает и бросается в сторону Огуречика, наскакивает на него, вот – вот схватит. Она, то забегает вперед, то отстает, так как жертва ее, Огуречик, мечется в разные стороны). Еле – еле убежал Огуречик. Повторяется сценка «Догонялки».

Посидел немного Огуречик, отдохнул и решил опять пойти посмотреть, где мышка живет?

Ребята,а, может, попросим Огуречика « не ходить на тот конечик?» Алена, как ты скажешь Огуречику, чтобы он не ходил? А как Настя попросит? (Побуждаю детей повторять весь текст самостоятельно). Но Огуречик очень любопытный, все же идет еще раз посмотреть, где мышка живет. (Повторяется сценка погони мышки).

При вторичном показе развертываем сценку, разыгрываем фрагмент народной игры «Прятки»: то Огуречик прячется под листочек, а мышка пробегает мимо, то мышка прячется, и Огуречик ее не видит. Разыгрываются перед детьми занимательные игровые моменты, побуждая их подсказывать Огуречику о возможной опасности, доказывать, повторяя всю потешку от начала до конца, что ему не следует ходить «на тот конечик».

Трудно представить мир ребёнка без сказки. «Детство» и «сказка» - понятия неотделимые. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память.

Дети раннего возраста не видят противоречия реального и фантастического в рассказах взрослого. Во-первых, ещё не сформировалось развитое наглядно-образное мышление и воображение; во-вторых, не дифференцируется фантастическое и реалистическое, потому что отсутствует достаточный опыт знаний об окружающем мире, а главное умение анализировать ситуацию в мысленном плане, оперируя образами.

Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения проходят стадию своего развития и становления; они начинают складываться через практическое накопление чувственного опыта, в действенном освоении предметов и конкретном взаимодействии с окружающим миром.

На третьем году жизни ребёнок способен переносить полученные знания в аналогичную ситуацию, т.е. ребёнок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так народная сказка оказывает воспитывающее влияние на малыша.

Исследования учёных показывают: третий год жизни ребёнка – это период, когда он пытается осознать, понять целенаправленность и логичность действий взрослого. Дети, следуя активному подражанию, начинают повторять эти действия. Это период усвоения первых социальных норм, правил человеческого общения, познания элементов культуры поведения.

Однако не следует чрезмерно увлекаться внешней яркостью наглядных средств, когда дети, наблюдая за лицедействующим воспитателем, вынуждены исполнять роль зрителей. Внешние эффекты, зрелищность подавляют речь. Ребёнок должен пережить ситуацию, вжиться в неё, понять. Вот тогда уже потоком идёт речь, так как есть что сказать; появляется потребность выразить себя в слове. Отсюда и вывод; на третьем году жизни ребёнка в ознакомлении с народными произведениями возрастает функция слова. Дети третьего года воспринимают сказки. Они способны понимать не только сложную кумулятивную связь, но и с помощью взрослого участвуют в драматизации, выступая в роли какого-либо персонажа.

Итак, как же подготовить детей к восприятию сказки, где действуют, как минимум, 2-3 персонажа? В совмещении и противопоставлении плоскостей реального и нереального рождается сказка. Но и к этому пониманию детей необходимо подвести. Развивающееся мышление (дети третьего года жизни уже начинают постепенно понимать «что бывает» и «чего не бывает») и элементарная ролевая игра (малыши легко откликаются на все игровые действия) облегчают решение этой задачи. А потешки – особый вид малого фольклорного жанра – как нельзя лучше способствует этому. Можно сказать: потешки – начальное, предварительное звено в работе с детьми третьего года жизни при ознакомлении с первыми сказками. Во-первых, в каждой потешке действуют один или два персонажа. Во-вторых, потешка – художественное произведение. Она рассчитана, на образное восприятие героев – и лисы, и зайца, и медведя, и волка. В-третьих, потешка раскрывает характер героев: лиса - хитрая, волк – сердитый, медведь – сильный, но не очень сообразительный, белка – проворная.

Ознакомление с потешками мы начинаем уже на первом и втором году жизни ребёнка, а на третьем году вводим новые, но и старые повторяем. К этому времени малыш начинает видеть не только различные черты у животных, но и общие: все они имеют две передние лапки (в сказочной ситуации они имитируют руки человека), две задние (аналогично – ноги человека), у всех два глаза, два уха, зубы, хвост, тело, покрытое шерстью. Эти знания приходят по аналогии со знаниями о человеке. Их не вводим специально в занятие, дети постигают это самостоятельно, что является результатом мыслительной деятельности, на которую уже опираются первые знания. Вот почему так необходима системная работа при отборе содержания фольклорной тематики от потешки к сказке.

Предлагаю примерные конспекты занятий с детьми третьего года жизни.

Тема: «Огуречик, огуречик!»

Цель: познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства, шутливости.

Обогатить словарь детей введением слов одного корня, но разным оттенком: «огурец», «огурчик», «огуречик». Пояснить значение этих слов, исходя из величины: «огурец – большой», «огурчик – поменьше», «а огуречик – совсем маленький».

С целью развития воображения ввести в занятие элемент сказки, распределив роли следующим образом: «огурец – папа», «огурчик – мама», «огуречик – сынок». Потешку – песенку подавать в форме наставления старших младшему.

С помощью фольклорного произведения познакомить детей с фольклорным персонажем – мышкой, придавая образу реалистические черты.

Материал: лист (70 х 40 см.) светло-коричневого цвета, три зелёных огурца, мышка.

Ход занятия . Рассказываю детям сказку об Огуречике, получающим наставление от родителей.

Жил-был Огуречик, он был маленький, зелёненький. Огуречик рос на грядке, среди зелёных листиков. Вот он, посмотрите! (Дети рассматривают Огуречик с маленьким зелёным хвостиком). Папа Огурец и мама Огурчик очень любили своего маленького сыночка. (Показываю три изображения и предлагаю детям их потрогать руками). Вся семья жила на грядке, среди зелёных листиков. (С этими словами располагаю все огурцы на грядке). В другом конце грядки жила мышка. Вот она! Посмотрите, какая мышка маленькая, а какой у неё длинный хвостик. Она юркая, быстро бегает, живёт в норке. (С этими словами прячу мышку).

Папа Огурец и мама Огурчик не разрешали маленькому Огуречику далеко уходить. Папа говорил:

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт.

И мама говорила Огуречику: «Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик…» (Читаю потешку до конца, расставляя огурцы по размеру).

Вы запомнили, что говорили Огуречику мама и папа? Но, Огуречик не послушался и решил пойти на «другой конечик» грядки, где жила мышка.

Введение игрового приёма «Догонялки».

Идёт Огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка. Посмотрите, какая она маленькая, серенькая, с длинным хвостиком. Вот она притаилась под листочком. А Огуречик никого не слушает и идёт дальше. (При этих словах мышка выскакивает и бросается в сторону Огуречика, наскакивает на него, вот-вот схватит). (Она- то забегает вперёд, то отстаёт, так как жертва её, Огуречик, мечется в разные стороны). Еле-еле убежал Огуречик.

Посидел немножко Огуречик, отдохнул и решил опять пойти посмотреть, где мышка живёт. Ребята, а может, попросим Огуречика «не ходить на тот конечик» (Побуждаю детей повторить самостоятельно текст). Но Огуречик очень любопытный, все, же идёт ещё раз посмотреть, где мышка живёт. (Повторяется игровая сценка «Догонялки»).

Разыгрываю сценку так, что мышке не удаётся поймать Огуречик. А детей подвожу к пониманию того, что мышка поняла, что мы не дадим в обиду маленького Огуречика и она ушла к себе в норку. А мы ещё раз скажем Огуречику:

Огуречик, Огуречик!

Не ходи на тот конечик-

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт.

Тема: «Коза – хлопота»

Цель: Закрепить и расширить знания детей о домашних и диких животных. Обратить внимание на отличительные особенности диких животных: волк – серый, у него длинный хвост; лиса - рыжая, у неё тоже длинный хвост, но пушистый. Медведь самый большой из всех зверей, у него короткий хвост, густая коричневая шерсть. В процессе чтения и инсценирования потешки высветить образ козы – доброй и мудрой матери, оберегающей своих детей.

Создать у детей настроение чуткого внимания.

Материал: «Вращающиеся кубы». Это полые кубы из строительного набора с сюжетными картинками, на которых изображены коза и козлята, на второй – лесные звери.

Ход занятия. Рассматриваем с детьми плоскостные изображения диких животных. Рыженькая, с пушистым хвостом. Зелёные глазки, хитрая мордочка (лиса).

Шерсть серая, серый хвост, не такой длинный и не такой пушистый, как у лисы. Глаза зелёные, смотрят сердито, он злой (волк).

Большой, в коричневой шубе, маленькие ушки и маленький хвостик (медведь).

Затем рассматриваем изображение козы и козлят. У козы длинные рога, шёрстка белая, пушистая, на ногах – копытца. Поясняю значение словосочетаний: «коза-хлопота», «день-деньской занята». Далее рассматриваем козлят, называя их ласково – козлятки, козлятушки.

Читаю потешку без наглядного сопровождения.

Коза – хлопота день - деньской занята:

Ей – травы нащипать,

Ей – на речку бежать,

Ей – козляток стеречь,

Малых деток беречь,

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал,

Чтобы лисонька – лиса

Их с собой не унесла.

Читаю потешку с наглядным сопровождением.

Тема: «Как по снегу, по метели трое саночек летели»

Цель: Ознакомление детей с малыми фольклорными жанрами (потешки, песенки, прибаутки и т.п.), отражающими элементы народного быта. Выделить «стержневую» линию ознакомления через серию произведений, в которых главным персонажем выступает человек.

Посредством фольклора подвести к простейшему обобщению первых знаний о человеке по его социальному статусу, возрасту, полу (бабушка – дедушка, мальчик – девочка, брат – сестра, тётя – дядя и т.д.). Обогатить малышей теплотой добрых чувств, прибегая к фольклорному слову; на эмоционально-чувственной основе формировать добрые, высоконравственные отношения с окружающим миром.

Материал: Трое детских саночек, игрушечные лошадки, куклы – бабушка, дед, тётушка, девочка; круглый столик на вращающей основе.

Ход занятия. Усаживаю малышей на стульчики перед столом.

«Какое сейчас время года?

Правильно, зима. Зимой, вы знаете, бывает холодно, выпадает снег, дуют свирепые ветры. Помните, как мы с нами рассматривали снежинки?

А сейчас я расскажу вам про девочку Катю. Она живёт в этом домике. Позовём её ребята!» (Дети зовут Катю)

Из домика выглядывает куколка Катя. Куколка кланяется детям и говорит, что ждёт дорогих гостей.

Кто же к тебе приедет Катенька?

Ко мне в гости приедут бабушка, дедушка, тётушка. Пойду готовить угощение. Когда приедут гости, вы, ребята, пожалуйста, позовите меня.

Ребята, вы должны первыми увидеть приехавших гостей и сообщить об этом Кате.

С этими словами ухожу к краю первого стола и подтягиваю уголок белой ткани, которой застлан стол, вывожу лошадку, запряжённую в саночки. В саночках сидит дедушка. Свои действия сопровождаю неторопливым, плавным чтением:

Уж ты, зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьёт,

Вдоль по улице метёт.

Поочерёдно вывожу и другие саночки, в которых сидят бабушка и тётушка. Действия сопровождаю чтением:

Белым снегом замело.

Все дороги на село.

Все дороги, все пути –

Ни проехать, ни пройти.

(В этой части занятия акцентируется внимание детей на гостях)

Как по снегу, по метели

Трое саночек летели.

И шумят, и гремят,

Колокольчики звенят.

В первых санках – дедушка! (выделяю последние слова)

Санки подкатывают к домику Кати и останавливаются. Затем поочерёдно вывожу санки с бабушкой и тётушкой.

Напоминаю детям, что нужно известить Катю о том, что гости приехали.

А кто приехал?

Правильно, бабушка, дедушка, тётушка.

Дети вызывают Катю, воспитатель побуждает рассказать Кате об увиденном.

«Приехали!» «Приехали!». Начинаю повторять потешку.

В первых саночках – дедушка,

В других саночках – бабушка,

В третьих санках – тётушка.

Наша Катя выбегала,

Дорогих гостей встречала,

Ворота им отворяла,

В нову горенку вела.

(Эта часть потешки инсценируется.) Дети видят за столом гостей, они пьют горячий чай. Катя угощает их пирогами, баранками. Гости выпели чаю и решили спеть песенку. Предлагаю спеть песенку, вместе с гостями. (Можно предложить деревянные ложки для сопровождения). Исполняем всю потешку на мотив мелодии хороводной игры «Каравай».

Как по снегу, по метели

Трое саночек летели.

И шумят, и гремят,

Колокольчики звенят.

В первых санках – дедушка,

В других санках – бабушка,

В третьих санках – тётушка,

Вот какие гости!

Наша Катя выбегала,

Дорогих гостей встречала,

Ворота им открывала,

В нову горенку вела.

Можно поплясать вместе с бабушкой, дедушкой, тётушкой, Катей, выполняя не сложные танцевальные движения.

Тема: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор»

Цель: Закрепить и расширить знания детей о домашних животных. Формировать реалистическое представление о домашних животных, их значение в жизни людей (на лошадке ездят, коровка даёт молочко).

Познакомить детей с новым фольклорным жанром – потешками-небыличками. Привнести в занятие настроение веселья, балагурства.

Материал: Используются иллюстрации из книги «Небылицы в лицах».

Панорама скотного двора, сделанная из строителя с использованием фигурок домашних животных.

Ход занятия.

- Ребята, кто умеет мычать «му – му» и даёт вкусное молочко?

- Правильно, коровка. Вот они коровки, коровушки (показываю игрушки).

Рассматриваем коровок, даю подержать их в руках, подчёркиваю характерные особенности, выделяя специфику предназначения в домашнем хозяйстве. Побуждаю детей называть не только животных, но и их детёнышей. Затем игрушки убираю и сообщаю детям, что сейчас расскажу о чём-то интересном.

Читаю детям потешку с показом персонажей на фланелевой доске, стараюсь заразить детей весельем, рассмешить их, но и разъяснить

- Разве на корове ездят? Она же молочко даёт! А на ком же ездят?

- Правильно, на лошадке!

- А разве на маленьких телятах могут ехать взрослые люди, а на козлятах дети?

- Нет, коза даёт молочко и шёрстку, и коровка даёт молочко. На них не ездят. Это же шутка.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке

Бабушка на коровке.

Дети на телятках

Внуки на козлятках.

После короткой паузы, говорю детям. Уехали! Предлагаю детям встать и обойти столик вокруг, чтобы посмотреть «как далеко уехал дедушка Егор». Дети заходят за столик и вновь видят всю экспозицию. Рассматриваем её поближе, а затем, чтобы как-то двигательно разрядить детей перед повторным чтением, предлагаю им показать «как дедушка Егор скакал на лошадке».

Повторяем потешку - небыличку в песенном варианте.

Раздаю детям погремушки и предлагаю спеть потешку, отбивая ритм и такт.

Таким образом потешку-небыличку можно повторять бесконечное количество раз и каждый раз дополнять новыми строками. Это звучит примерно так:

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор

Сам на лошадке.

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках. Да-а-а!

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костёр. Да-а-а!

Съехали с гор.

Развели костёр,

Кушают кашку,

Слушают сказку. Д-а-а!

В конце занятия предлагаю детям поиграть с игрушками, изображающими животных (лошадки, коровки, козы, козлятки).

Тема: «Пастушок и коровки»

Цель: Р асширить фольклорную тематику, закрепить знание знакомых текстов, обогатить новыми впечатлениями. Ввести новое слово «пастушок», объяснить его смысл, разыграть сценки с помощью игрушек, используя фольклорные тексты.

Материал: Два – три комплекта игрушек коровок, кукла среднего размера, изображающая пастушка.

Ход занятия. Предлагаю детям поиграть с коровками. Для этого каждому раздаю по игрушке и предлагаю каждому выбрать для своей коровки колокольчик с ленточкой, придумать кличку.

Дети играют, и постепенно игра переходит в занятие. Предлагаю вспомнить знакомые стихи и потешки, песенки про коровку (например, «Ты, коровушка, ступай в чисто поле погуляй», «Уж как я ль свою коровушку люблю» и др.)

Ребята, посмотрите, а кто это? (показываю куклу-пастушка)

Это пастушок. Он пасёт на лугу коровок, чтобы они не заблудились, чтобы не разбежались по лесу, чтобы их волк не съел. А ещё он играет на дудочке, созывает так коровок. Читаю потешку в процессе разыгрывания сюжета.

Рано, рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру»

А коровки в лад ему

Отвечают: «Му-му-му».

Каждое утро пастушок играет на дудочке, а коровки слышат и идут к пастушку. Но однажды вот что случилось:

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Потерял пастух дуду!

Да, нужно коров собирать, на дудочке играть, а дудочки-то нет! Ищет пастушок дудочку (воспитатель ищет дудочку и предлагает помочь детям пастушку). Дудочку находят все вместе.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала!

На-ка, милый пастушок,

Ты спеши на лужок!

Там Бурёнка лежит,

На ребяток глядит,

А домой не идёт,

Молоко не несёт!

Надо кашу варить,

Деток кашей кормить.

После этих слов выдвигаю пастушка и играю на дудочке.

Ту-ру-ру! Всех коровок к себе зову! Всех! Дети приносят своих коровок пастушку.

Игровой момент. Пастушок договаривается с ребятами: они сами будут пасти коровок. Но как только он, пастушок, заиграет на дудочке, дети приводят к нему коров. Дети расходятся с коровками по всей группе.

Ты, коровушка, ступай

В чисто поле, погуляй,

А вернёшься вечерком,

Нас напоишь молочком!

«Ту-ру-ру!». Все коровки идут к пастушку.

Пастушок предлагает повести коров к озеру, на водопой. Дети подводят своих коров к озеру и расставляют вокруг. Коровки «пьют» воду. Пастушок вновь отпускает коровок пастись (игра повторяется).

Повторяем потешку «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!». Потерял пастух дуду. Пастушок трубит, созывает коровок; дети ведут их домой, и ставят в коровник.

Летом эту игру-занятие можно провести на улице.

ПОЧИТАЕМ - ПОИГРАЕМ. Потешка «Огуречик, огуречик!» с детьми от 2 до 3 лет.
===============================================================
Потешка «Огуречик, огуречик!»
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик -
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!
Реквизит:
-Картинка с изображением 3 огурчиков,
и мышки,
-маска-ободок огурчика,
-маска мышки.


Ход занятия:

Жил был Огуречик, он был маленький, зелененький. Огуречик рос на грядке, среди зеленых листиков. Папа Огурец и мама Огурчик очень любили своего маленького сынка. Показываем три картинки. Сопоставляем по величине “папа” - большой, “мама” - поменьше, и “сын” - совсем маленький.
Предлагаем малышу рассортировать огуречную семью по росту. Повторяем слова: “огурец”, “огурчик”, “огуречик”, обращая внимание на их величину.
- Вся семья жила на грядке, среди зеленых листиков. В другом конце грядке жила мышка. Вот она! Показываем картинку с мышкой.
- Посмотри, какая мышка маленькая, а какой у неё длинный хвостик.
Предлагаем рассмотреть картинку с мышкой, ещё раз обращаем внимание на её особенности и повадки. Она юркая, быстро бегает, живет в норке.
-Папа Огурец и мама Огурчик не разрешали маленькому Огуречику далеко уходить.
Папа говорил:
Текст потешки читаем медленно, тембр голоса низкий, имитирующий мужской.
-И мама говорила Огуречику:
Читаем потешку в среднем темпе, тембр голоса естественный. Располагаем картинки вначале большой и маленький, затем средний и маленький. Как бы разыгрываем сценку, в которой Огуречику даются наставления.
-Ты запомнил, что говорили Огуречику мама и папа?
Повторяем всю потешку, выделяя последнюю строчку:
-Но, Огуречик не послушался и решил пойти на “другой конечик” грядки, где жила мышка.
Подготовка к игре в “Догонялки”.
Ребенку одеваем шапочку огуречика, а сами маску мышки, в процессе игры можно меняться ролями.
- Идет Огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка. Посмотри, какая она маленькая, серенькая, с длинным хвостиком. Вот она притаилась под листочком. А Огуречик никого не слушает и идет дальше.
При этих словах «мышка» выскакивает и бросается в сторону Огуречика-ребенка, стараясь вот-вот его схватить. Повторяем 2-3 раза.
Можно использовать элементы народной игры “Прятки”: Огуречик прячется под листочек, а мышка пробегает мимо, то мышка прячется, и Огуречик её не видит.
-И мышка поняла, что не догонит маленького Огуречика и ушла к себе в норку. А мы еще раз скажем Огуречику:
Читаем потешку вместе с ребенком.
Лепка огуречика.
- Давай сегодня вылепим огуречик из пластилина. Такой пластилиновый огуречик поможет нам сохранить настоящий. Мышка попробует его, а он окажется невкусным. Вот она и убежит из огорода.
Помогаем ребенку выбрать цвет пластилина и скатать колбаску.
-Вот какой замечательный огуречик получился! Будет он теперь помогать охранять урожай от мышки.
Настоящий огуречик:
-Спасибо за помощь, теперь я побегу домой. Я понял, что всегда нужно маму с папой слушать и не уходить далеко одному.

Используемые технологии:

1. Беседа об овощах;

2. Дидактическая игра «Овощи»;

3. Составление описательного рассказа на тему «Овощи»;

4. Пальчиковая игра «Засолка капусты»;

5. Массаж грудной клетки «Борщичок»;

6. Физкультминутка «Огуречик»;

7. Драматизация потешки «Огуречик-огуречик»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка об огуречике. Заучивание потешки «Огуречик, огуречик».

Программное содержание:

Формировать умение отвечать на вопросы и составлять вместе с воспитателем короткий описательный рассказ.

Учить детей узнавать овощи-муляжи и на картинке. Обращать внимание на их цвет, форму, вкусовые качества.

Учить понимать и правильно выполнять задания воспитателя. Использовать в речи слова: длинный, круглый, овальный. Дать понятие об обобщающем слове «овощи».

Знакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы.

Обогатить словарь детей введением слов одного корня но с разным оттенком: «огурец», «огурчик», «огуречик». Пояснить значение этих слов, исходя из величины: «огурец» – большой, «огурчик» – поменьше, а «огуречик» – совсем маленький.

С целью развития воображения ввести в занятие элемент сказки, распределив роли следующим образом: «огурец» – папа, «огурчик» - мама, «огуречик» - сынок.

С помощью фольклорного произведения познакомить детей с фольклорным персонажем – мышкой, придав образу реалистические черты.

Выделить наиболее характерные внешние особенности: маленькая, покрыта серой шерсткой, длинный, тонкий и гладкий хвостик. Обратить внимание на повадки: быстро бегает, живет в норке, пищит (пи-пи-пи).

Демонстрационный материал:

1. Иллюстрации « Корзина с овощами», «Корзина с фруктами»;

2. Дидактические карточки с овощами;

3. Схема описательного рассказа «Овощи»;

4. Корзина с мулежами овощей;

5. Лист пластика – это как бы грядка на которой по середине насечены две параллельные прорези. каждая прорезь оформлена гирляндой огуречных листьев, создавая видимость густой огородной заросли. Под нижней прорезью приклеивается за верхний уголок треугольник. Это «норка», где прячется мышка;

6. Персонажи – огурец, огурчик, огуречик, мышка.

В рабочем положении огурчик двигается по верхней части прорези, а мышка – по нижней.

Используемые технологии:

1. Беседа об овощах;

2. Дидактическая игра «Овощи»;

3. Составление описательного рассказа на тему «Овощи»;

4. Пальчиковая игра «Засолка капусты»;

5. Массаж грудной клетки «Борщичок»;

6. Физкультминутка «Огуречик»;

7. Драматизация потешки «Огуречик-огуречик»

Ход занятия:

Беседа об овощах.

Бабушка однажды с базара пришла,

Бабушка с базара домой принесла – две корзины: одну корзину с фруктами, а вторую с овощами. Поставила она их на полки в кладовку.

На какую полку бабушка поставила корзину с овощами? (верхнюю)

А на какую полку корзину с овощами? (нижнюю)

Ребята, скажите, где растут фрукты ? (в саду)

А скажите, где растут овощи? (на огороде)

Какие овощи растут в земле? (лук, чеснок, картофель, морковь, свекла, редиска)

Какие овощи растут на земле? (огурцы, помидоры, капуста, тыква, кабачок, перец, баклажан)

Для чего нужны овощи?

Вы так много знаете про овощи, а расскажите мне про каждый овощ.

Дидактическая игра «Овощи»

Раз, два, три, четыре, пять

Принесли из магазина,

Мы огромную корзину.

Много в ней разных овощей,

Расскажи о них скорей.

Перед детьми на подносе лежат овощи. Воспитатель берет картинку, показывает ее детям. Не называя и не требуя этого от детей, он говорит: «Надо найти такой же овощ, как у меня». Назвать овощ.

Педагог показывает детям картинки. Ориентируясь на картинку, ребенок находит на подносе нужный овощ. С помощью воспитателя, опираясь на схему, дети составляют рассказ об овощах.

Схема описательного рассказа на тему «Овощи».

План рассказа:

  1. Что это?
  2. Это овощ или фрукт?
  3. Где растет?
  4. Какой на вкус?
  5. Какой снаружи, какой внутри?
  6. Какого цвета?
  7. Какой формы?
  8. Какой на ощупь?
  9. Что можно из него приготовить?

Давайте приготовим что-нибудь вкусное.

Пальчиковая игра «Капуста»

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я - капуста?

Мы капусту режим, режим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

Ребята, давайте приготовим еще что-нибудь вкусное.

Массаж грудной клетки «Борщичок»

Чики-чики-чики-чок! Похлопывать ладонями.

Мы готовим борщичок.

Порежу картошку, Постукивать ребрами ладоней.

Свеколку, морковку,

Полголовки лучку, Поколачивать кулачками.

Да зубок чесночку.

Чики-чики-чики-чок! Поглаживать ладонями.

И готов борщичок!

Ребята мы с вами много блюд приготовили из овощей, а где же

они росли? (На огороде).

Игра «Огуречик-огуречик».

Я буду бабушка, а вы – мои огурчики. Засверкало солнышко, пригрело землю, посадила бабушка огурчики на грядку (дотрагивается до детей – они приседают). Полил дождик (машет султанчиком над головами детей), стали огурчики расти.

(Дети медленно поднимаются, качают руками, поднятыми вверх). Выросли огурчики.

Воспитатель предлагает послушать сказку «Сказка об огуречике».

Жил был огуречик, он был маленький, зелененький. Огуречик рос на грядке, среди зеленых листиков (рассматривают огуречик, обращают внимание на хвостик).

Папа огурец и мама огурчик очень любили своего маленького сынка (Показывает три изображения).

- «Папа» огурец большой, «мама» огурчик – поменьше и «сынок» - совсем маленький (Воспитатель обращает внимание на их величину).

Вся огуречная семья жила на грядке, среди зеленых листиков.

- А в другом конце грядке жила мышка (воспитатель выдвигает изображение мышки).

(Воспитатель с детьми рассматривает мышку, обращает внимание на особенности и повадки).

в - Мышка маленькая, у нее длинный хвостик, она юркая, быстро бегает, живет норке (воспитатель прячет мышку в норку).

Папа огурец и мама огурчик не разрешали маленькому огуречику далеко уходить. Папа говорил:

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

И мама огурчик говорила огуречику:

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

(Потешка повторяется в среднем темпе, тембр голоса естественный).

(По ходу чтения потешки воспитатель располагает все три изображения по одной линии).

Воспитатель (обращаясь к детям):

Вы запомнили, что говорили огуречику мама и папа?

(Воспитатель повторяет выразительно, обращаясь к огуречику, всю потешку, выделяя последнюю строчку: «Тебе хвостик отгрызет».)

Но огуречик не послушался и решил пойти на «другой конечик» грядки, где жила мышка. Идет огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка. Вот она притаилась под листочком. А огуречик никого не слушает и идет дальше. Мышка выскакивает, бросается в сторону огуречика, наскакивает на него, вот-вот схватит. Еле-еле убежал огуречик. Посидел немножко огуречик, отдохнул и решил опять пойти посмотреть, где мышка живет.

Ребята, а может, попросим огуречика «не ходить на тот конечик».

(Воспитатель побуждает детей повторить самостоятельно весь текст).

Мышка поняла, что мы не дадим в обиду маленького огуречика и ушла к себе в норку.

А мы еще раз скажем огуречику:

«Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Папа огурец и мама огурчик благодарят детей за то, что дети

«не пустили огуречик на другой конечик» и приготовили

«Сюрприз с грядки». Воспитатель раздает детям угощение с грядки (Канапе с огурцом).


Любовь Моисеенко
Конспект НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы». Русская народная потешка «Огуречик, огуречик»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Чтение художественной литературы »

в группе общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет

Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество » , «Социализация» .

Тема : Русская народная потешка «Огуречик , огуречик »

Программное содержание :

1. Приучать детей слушать русскую народную потешку в сопровождении с показом действия на фланелеграфе.

2. Формировать умение различать овощи по форме и называть их (как шар, как палочка) .

3. Развивать умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, различать зеленый цвет.

4. Воспитывать умение проявлять заботу об окружающих, умение аккуратно работать с пластилином.

Оборудование : фланелеграф, картинки (огурец – папа , огурчик-мама , огурчик-малыш , грядка, мышонок, норка, мешочек с муляжами овощей, пластилин, дощечки для лепки для каждого ребенка.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель приглашает детей в группу. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель загадывает загадку :

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки

Дети : мышка

Воспитатель : Молодцы, отгадали. Сейчас я хочу рассказать вам потешку .

Жили- были на грядке зеленые огурчики : огурец-папа , огурчик-мама , и маленький огурчик малыш . А на другом конце грядке жила мышка. Посмотрите, какая мышка маленькая, быстро бегает, живет в норке, пищит «пи-пи-пи» . Папа и мама огурчики не разрешали малышу огурчику уходить далеко , говорили ему :

Огуречик , огуречик ,

Не ходи на тот конечик-

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет!

Воспитатель : Какого цвета огурчик ? (ответы детей)

Воспитатель : Ребята, где растет огурчик ? (ответы детей)

Воспитатель : Почему нельзя ходить на другой конец грядки? (ответы детей)

Воспитатель : Кто любит грызть огурчики ? (ответы детей)

Воспитатель : Ребята, что еще растет на грядке? (ответы детей)

Посмотрите, у меня тоже есть овощи. Давайте их назовем, потрогаем и скажем, на что похожи : помидор – как шар, морковь – как палочка, капуста - как шар, огурец – как палочка .

Воспитатель : А теперь давайте поиграем. Я положу овощи в мешочек, а вы будете их отгадывать на ощупь.

Подойди Ваня, доставай овощ. Ваня, что ты достал? (помидор) На что похож помидор? (на шар) Молодец Ваня.

Подойди Саша, доставай овощ. Саша, что ты достал? (морковку) На что похожа морковка? (на палочку) Молодец Саша.

Подойди Маша, доставай овощ. Маша, что ты достала? (капусту) На что похож капуста? (на шар) Молодец Маша.

Подойди Оля, доставай овощ. Оля, что ты достала? (огурец ) На что похож огурец ? (на палочку) Молодец Оля.

Воспитатель : Какой зеленый у нас огурчик , давайте с ним поиграем.

Огуречик , огуречик , (хлопаем в ладоши)

Не ходи на тот конечик - (топаем ногами)

Там мышка живет, (погрозить пальчиком)

Тебе хвостик отгрызет! (бегут к воспитателю)

Воспитатель : Ребята, а что же сделать, чтобы мышка не навредила нашему огурчику ? (ответы детей)

Воспитатель : Дети, давайте вылепим огуречик из пластилина . Мышка огуречик из пластилина есть не будет и убежит из грядки.

Воспитатель : Какого цвета пластилин нам потребуется? (зеленый)

Воспитатель : На что похож огурец ? (огурец похож на толстую палочку или колбаску)

Воспитатель : А как мы будем раскатывать палочки? (показ способа лепки прямыми движениями ладоней)

Воспитатель : Пластилин раскатывайте на дощечке, аккуратно.

Воспитатель : Берите пластилин и лепите огурчики . (воспитатель привлекает внимание детей к лепке на дощечке, какими движениями, уточняет цвет пластилина, на что похож огурчик )

Итог :

Воспитатель : Какие замечательные зеленые огурчики получились у вас !

Все овощи такие аккуратные, полюбуйтесь ими. Молодцы!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «savico.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «savico.ru»