Русское чаепитие — история чая в России. Как появился чай на Руси (11 фото) Как появился чай на русский

Подписаться
Вступай в сообщество «savico.ru»!
ВКонтакте:

История появления чая на Руси тесно связана с активным продвижением русских на восток, завоеванием Сибири, происходившим в конце 16 – начале 17 века. Казачьи экспедиции встречали на своем пути не только полудикие народы, охотников и оленеводов. Они приближались к границам огромной древней империи, родине пороха, бумаги и чая. Ответ на вопрос, откуда в России появился чай, не вызывает сомнений – полюбившийся нашему народу напиток пришел из Китая.

Старинный документ, который многие исследователи считают подделкой, рассказывает о казачьей экспедиции 1567 года. Атаманы Ялышев и Петров, побывавшие в Китае, описывают обычай заваривать для питья листья особого кустарника. Даже допуская правдивость сведений, нельзя начать отсчет истории чая на Руси с этого события, ведь диковинный напиток тогда никого не заинтересовал.

Большинство исследователей сходятся в том, что шествие чая по Руси государству началось в 1638 году. Именно тогда послы царя Михаила Федоровича побывали у правителя западных монгольских земель Алтын-хана. Богатые дары получил от них хан и по обычаю должен был ответить русскому царю не менее дорогими подарками. Вместе с соболиными шкурками и китайским шелком хан передал послу свертки, содержавшие около 64 килограммов сушеных листьев неизвестного русским растения (монголам чай был известен с 12 века). Послом выступал Василий Старков, сын томского боярина. Не сразу согласился он принять странную траву, боясь уронить честь своего государя. Однако монголам почти удалось убедить его в ценности подарка.

В 1639 году послы доставили в Москву дары монгольского хана. По некоторым источникам, царь пригласил бояр отведать присланный продукт. В сухом виде чайные листья не впечатлили русских вельмож, однако, расспросив послов, чай заварили как полагается. И самому правителю, и его приближенным понравился на вкус крепкий напиток. Но дальше дело не пошло, чай кончился, и о нем на время забыли.

В 1654 году в Китай с посольской миссией отправился Байков Федор Исакович. Целью поездки было установление дипломатических и торговых отношений с Поднебесной. Выполнить эту задачу Байкову не удалось, однако перед возвращением в Россию он закупил чайные листья, поскольку привык во время пребывания в Китае ежедневно пить бодрящий горячий напиток.

Распространение чая и возникновение чайных традиций

Следующее упоминание о чае относится к 1665 году. Документы сообщают, что именно горячим чаем лечился царь Алексей Михайлович от простуды. Лечение оказалось эффективным, слух о чудодейственной траве начал распространяться по Москве, где впервые и появился китайский чай. С этого момента можно говорить о растущей популярности напитка на территории России.

Первые документальные сведения о торговле чайными листьями на Руси относятся к 1674 году. Начинают налаживаться торговые связи с Китаем, московские купцы везут из Поднебесной шелк-сырец, жемчуг, краски, и, конечно же, чай. Он продается в московских аптеках в качестве лекарственного средства.

Еще одна дата, о которой стоит упомянуть – 1689 год. Именно тогда был заключен договор с Китаем, определявший границы государств и положивший начало регулярным торговым отношениям. Из России в Китай и обратно двинулись караваны, груженные ценными товарами – денежного оборота между странами на тот момент не существовало, торговля носила характер обмена. Русские купцы везли в Поднебесную империю дорогие меха, икру, золото. Возвращались караваны с грузом китайских тканей, чая и других товаров.

Продолжительность путешествия каравана от китайской границы до Москвы составляла несколько месяцев, что обусловило очень высокие цены на чай в этот период (конец 17 — первая половина 18 века).

Чайная торговля практически целиком находилась в руках московских купцов. Лишь очень богатые люди могли позволить себе покупку заграничного деликатеса. При этом настой чайного листа постепенно перестает восприниматься исключительно как лекарство, он становится излюбленным напитком знати и купечества, являясь своеобразным свидетельством достатка. Начинает формироваться особая, русская культура чаепития. Доступен чай в этот период преимущественно зажиточным горожанам , для периферии напиток остается малоизвестным.


Начало чайного «бума» в России

С 1728 года, когда был подписан так называемый Кяхтинский трактат между Россией и Китаем, торговля из караванной постепенно превращается в приграничную. Крошечный городок Кяхта на границе двух миров становится центром бурно развивающейся чайной торговли. Количество ввозимого на территорию России чайного листа стремительно растет.

По имеющимся данным, в 1811 году в страну было ввезено 80 000 пудов этого товара, а в 1820 году – свыше 100 000 пудов. Именно чай составлял 88% процентов всей российско-китайской торговли в тот период.

Пьют его не только москвичи. Напиток становится неотъемлемой частью культуры русского населения Сибири (сказывается соседство народов, для которых употребление чая давно стало ежедневной необходимостью, – монголов и китайцев). Большой популярностью пользуется он среди народов Поволжья, особенно у татар.

Отношение русских к напитку ясно отражается в дошедших до нас записях купца, датированных 1764 годом: «Чай – непременный продукт в нашей торговле с Китаем, мы привыкли к китайскому чаю, и от этой привычки уже не сможем отказаться».

Любопытно происхождение слов, обозначающих чай, в разных языках. В северных провинциях Китая, где закупали товар русские торговцы, он назывался «ча», отсюда и взяло свое начало русское имя для этого растения и напитка. В Европу же чайный лист доставлялся морским путем из южных районов Поднебесной, где его обозначали словом «те» — вот почему в европейских языках чай называют созвучным именем.


Чайная культура в России в 18-19 веке

Ближе к 19 веку чай перестал быть элитным напитком , доступным только богачам. Цена его снизилась, и напиток появился у простых людей. Чаепитие стало обязательным и любимым ритуалом как в светских гостиных, так и в крестьянских избах.

Употребление чая стремительно обрастало традициями – его пили с медом и с малиной, с традиционной сладкой выпечкой. Чаепитие прочно вошло в обычай приема гостей. В России принято заваривать чай в специальных небольших чайниках, а после разбавлять крепкий настой кипятком. Это специфический русский способ приготовления напитка, который появился как один из вариантов экономить ценные листья.

Свидетельства широкого распространения чайных традиций в России обнаруживаются и в записках европейских путешественников: «Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи… Деревенская простота жилища образует разительный контраст с изящным и тонким напитком , который в нем пьют» — пишет Астольф де Кюстюн, посетивший Россию во времена правления Николая I.

Распространение чая в России не только навсегда отпечаталось в русской культуре и традициях, оно дало толчок к развитию новых видов промышленного производства. Так, в середине 18 века в стране начато производство первых самоваров, ставших одним из самых колоритных и узнаваемых символов российского быта. Следом за самоварами получило развитие производство особого, уникального русского фарфора, предназначенного большей частью именно для традиционного ритуала чаепития.

Современная жизнь россиянина немыслима без ежедневного употребления чая. Этот продукт уже несколько столетий неотделим от русской культуры и традиций гостеприимства.

Чаепитие на российской земле существовало и до появления настоящих видов чая, вместо него славяне заваривали травы (и особенно — ).

Датой самого первого появления чая в России считается 1638 год, когда русский посол Василий Стариков, среди многих дорогих подарков, привез царю Михаилу Федоровичу странные листья в дар от одного из западно-монгольских ханов.

И вот, 20 сентября 1638 года государь повелел своим боярам испробовать неведомую траву. Через некоторое время они явились с докладом и с грустным видом донесли, что и жевали листья, и что только не делали, а вот на вкус одно – горькая гадость.

Царь Михаил Фёдорович Романов (1596-1645). Начало истории чая в России

Михаил Федорович даже хотел поначалу на хана обидеться, что в ответ на посланные ему соболя он отблагодарил его какой-то невкусной травой, но догадался подозвать посла и расспросил, что с этими листьями делал сам хан, на что Стариков рассказал, что монголы их варили.

После этого чай было велено заварить, и тогда все распробовали и по достоинству оценили все уникальные свойства данного напитка. С тех пор именно эта дата считается истоком чаепития в России .

Почти до конца 18 века чай в русские земли привозили только торговцы, а купить его имели возможность лишь жители Москвы. А уж оптовые его закупки оставались только в мечтах, потому что цены на чай были крайне высоки.

Купчиха за чаем, 1918 год. Художник Б.М. Кустодиев

Вот почему он считался праздничным напитком, и процессы чаепития устраивали очень редко. Однако шло время, и в России научились самостоятельно производить чай.

В русской деревне чай, конечно же, был редкостью.

В. Маяковский:
«Смычка с деревней.
Выходи и встречай —
Москва
деревне
высылает чай.
Крестьяне,
соблюдайте интересы свои:
только в Чаеуправлении
покупайте чаи.»

В 1818 году группе ученых и ботаников впервые удалось вырастить собственный чай в Крыму в Никитском ботаническом саду, а далее процесс был поставлен на поток. В заложили первые чайные плантации, цены на чай снизились, и этот напиток стал доступен уже не только знатным персонам, но и простым людям.

С тех самых пор и по нынешние дни чай считается самым любимым и популярным напитком нашей страны.

Юлия Верн 40 233 9

Чай - уникальный напиток, по популярности своей едва ли отстающий от кофе. Он захватил почти весь мир, Россия в этом случае не осталась в стороне. Еще с семнадцатого века у нас появилась любовь к этому напитку, которая послужила толчком для чайных традиций и употреблении чая на протяжении многих столетий.

Один из основных чайных мифов гласит, что завез листья в Россию Петр I, но, на самом деле, если копнуть историю чуть глубже, то можно узнать, что первая информация о чае появилась задолго до рождения великого правителя. Первая версия о появлении напитка ссылается еще на 1567 год. Год, когда казачьи атаманы отправились на китайскую территорию и, вернувшись оттуда, описали любопытным русским о традиционном азиатском ритуале употребления неизвестного раньше напитка.

Путь чая из Китая в Россию

Первые появившиеся достоверные источники ссылаются на семнадцатый век. Тогда, в 1608 и 1615 годах были совершены две неудачные экспедиции, но третий раз, в 1618 году стал более удачным - путешественники наконец-то добились успеха. Отряд, возглавляемый казаком по имени Иван Петелин, все-таки добрался до Китая. Предполагается, что в этот год русские уже узнали о существовании чая, но более точных дат о начале его употребления нет. Одна из версий утверждает, что после экспедиции царь того времени Михаил Федорович Романов получил подарок от китайских послов - сразу несколько ящиков чая. Повара совершенно не знали, что с ними делать, пытались приготовить суп, добавляя различные приправы, но очень скоро времени разобрались с листьями.

История развития русских чайных традиций несколько перекликается с французской, поскольку в этой Европейской стране чай тоже жители стали употреблять как лечебный напиток и только после этого из-за его особенного вкуса. В России даже можно найти среди старых медицинских книг рецепты, основным ингредиентом которых служил именно чай.

Русские оценили чай за его свойства, например, способность бодрить и бороться с сонливостью. В середине семнадцатого века был заключен договор с Китаем, обеспечивающий регулярные поставки в Москву. Несмотря на достаточно высокую цену, расходились эти сушеные листья очень быстро, почти всегда оставаясь популярным товаром.

Интересно знать!
Во время правления Екатерины II русские стали употреблять чай в огромных количествах. Несмотря на то, что обгонять чай по популярности стали исконно русские напитки - морсы, медовуха - он все равно оставался крайне желанным напитком.

Последующее распространение напитка по стране способствовало развитию смежных областей. Например, резко разрослось производство тульских самоваров, в девятнадцатом веке получил широкую огласку русский фарфор, идеально подходивший для традиционных церемоний. Многие из этих предметов стали традиционными, сохранившимися в истории страны как исключительно чайные. Кроме того, к девятнадцатому веку, когда цена на чай несколько упала, его начали пить все сословия, но, конечно, именно тогда появился некачественный чай, употребляемый беднейшими слоями населения.

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем (1918 год)

Виды чая, популярные в России

Русские, оценившие чай, почти сразу выделили самые любимые сорта. Их везли не только из Китая, но и из Индии, с Цейлона по морским путям. Среди москвичей наибольшее распространение получили:

  • «Жемчужный отборный»,
  • «Императорский лянсин»,
  • «Юнфачо с цветами»,
  • «Серебряные иголки» — более редкий и дорогой белый чай.

В северной столице России полюбились чайные смеси с цветочными добавками, например, именно жители Петербурга чаще других пили знаменитый китайский чай с жасмином.

Разумеется, качественные китайские и другие поставки состояли из отборного черного, зеленого чая разной ценовой категории, но в России предлагали и совершенно другие напитки под тем же названием. Изначально связано это было именно с высокой ценой на хороший товар, кроме того, некоторые русские, особенно крестьяне, особо не разбирающиеся среди элитных напитков и угощений, предпочитали ароматные травяные сборы вместо терпкого питья. Особенно популярны стали:

  • «копорский» напиток, готовящийся из высушенных листов Иван-чая;
  • фруктовый чай, приготовленный из смеси измельченных фруктов и ягод с добавлением их же высушенных листьев;
  • «деревянные» чаи, за основу которых брались листья или даже кора дуба, березы, ясеня, а также других растений;
  • травяные сборы, среди которых особенно популярной была душица.

Такие подделки жестоко пресекались правительством, особенно, если их пытались выдать за настоящий чай с помощью ядовитых красителей, а также прочих ненатуральных добавок. Но, с другой стороны, некоторые из этих напитков стали традиционными. Тот же Иван-чай русские пьют и любят до сих пор, невзирая на то, что изначально «копорский» напиток был лишь дешевым аналогом оригинала.

Вообще, именно из-за поиска альтернатив традиционному напитку в России появилось такое большое разнообразие чаев. В первую очередь изобретательности бедных слоев населения обязан так называемый фиточай, ныне популярные травяные сборы. Раньше они использовались исключительно как лекарственные средства - в малых дозах и исключительно на полезных травах, но с постепенным развитием русской чайной культуры оказалась почти так же популярны, как черный и следующий за ним зеленый чай.

Николай Богданов-Бельский. Новые хозяева. (1913 г.)

Традиции русского чаепития

За долгое время существования чая в России сложились определенные чайные традиции, многие из которых известны до сих пор. Особенность русского чаепития, прежде всего, заключалась в богатом убранстве стола. С напитком подавали огромное количество угощений - выпечку сладкую и несладкую, варенья, сахар и другие лакомства. Чаепитие обычно становилось долгим мероприятием, вполне нормальным было выпить шесть-семь чашек подряд. Кроме того, чай пили в самых разных ситуациях - во время торжества, с семьей или при встрече гостей.

Чай для всех

Чай и его альтернативные варианты очень быстро стали популярными среди всех слоев населения. Дворяне, купцы и помещики, мещане и простые люди, а также организаторы общественных пунктов питания полюбили этот напиток. Аристократы видели что-то возвышенное и старались подражать англичанам в способе питья чая, а прочие люди, среди которых были чиновники и простые служащие, владельцы лавок и разносчицы, подражали уже аристократам. Получалось что-то вроде «испорченного телефона», чаепитие обрастало традициями на уровне отдельных социальных слоев.

Кстати, именно благодаря чаю появился «романс» - ныне хорошо известный музыкальный жанр. Это связано, прежде всего, с тем, что за столом обычно во время чаепития проводили много времени: обсуждались различные сделки, враги договаривались о перемирии, а влюбленные и их семьи - о помолвке. Неудивительно, что во время этих долгих встреч вспоминали о лирических стихах, позже положенных на музыку. Преимущество романсов заключалось еще и в том, что для их исполнения хватило бы одного простого инструмента, что было крайне удобным фактом во время исполнения песни за столом.

Самовары и блюдца

Пожалуй, самая известная на весь мир русская чайная традиция - это самовар. Но он когда-то был иностранцем. Похожие приспособления использовались в Иране, Китае и Японии с самой древности. Кроме того, археологами были найдены части булгарского самовара, очень похожего на русский. Подобный высокий сосуд существовал даже в Древнем Риме. На русскую землю самовар приехал вместе с Петром I из Голландии.

Самовары были разных форм и размеров

Мастера его заметно изменили и усовершенствовали. Особенно яркие экземпляры стали делать в Туле, они даже удостоились возможности выгравировать государственный герб. Постепенно самовар стал не просто посудой для чая, но и настоящим произведением искусства, мастера соревновались в умении овладеть металлом и придать ему особое изящество, художественность. Сначала самовары грелись с помощью угля или дров, потом появились керосиновые экземпляры, а позже уже широко использовались электрические.

Любопытно!
Еще одним важным символом русского чаепития стало блюдце. Именно из него прихлебывали чай помещики, купцы, ремесленники и простые крестьяне, хотя среди представителей аристократического общества эта привычка считалась крайне вульгарной. Когда чашку возвращали на блюдце, означало, что чая больше не нужно. То же самое означал перевернутый стакан у бедных слоев населения, и ложечка, оставленная в чашке - у знати.

Неотъемлемой вещью стали и чайные сервизы - предмет мечты и гордости любой русской хозяйки. В семнадцатом столетии англичане узнали секрет фарфора, и по Европе пронесся настоящий ураган производства различной посуды. Сначала цена на нее была слишком высока, но достаточно скоро снизилась, и европейский фарфор смогли позволить себе почти все слои населения. На производство русской чайной посуды влияние оказала Елизавета Петровна, приказав основать Императорский фарфоровый завод. При Екатерине II же стали изготавливать прекрасные фамильные чайные сервизы, по качеству не уступавшие ни восточным, ни европейским.

Красивые дополнения

Одним из самых известных украшений стола на Руси можно назвать бабу на чайник. Баба на чайник - это специальная грелка, выполненная в виде женщины в пышных ярких юбках. Ею накрывали верхнюю часть самовара в ожидании, пока заварится чай, позже - заварочный чайник. Кстати, сейчас бабу на чайник тоже можно купить и использовать - так напиток дольше сохранит тепло.

Главным чайным экспонатом советского времени стал железный подстаканник, хотя появился он намного раньше. Изначально чисто функциональная вещь тоже превратилась, как и самовар, в предмет искусства. Подстаканники покрывали самыми разными узорами. Правда, появившийся в XVII веке вместе со стаканом, подстаканник изначально был деревянным. Он предназначался для интеллигентных мужчин, которые, согласно моде того времени, предпочитали пить чай из стаканов. В последующем подстаканник стал более дорогим и изящным - серебряным, уже потом его заменила более дешевая металлическая версия. Сейчас этот функциональный прибор можно встретить в поездах - там традиция пить чай из стакана в подстаканнике сохранилась.

Экспозиция подстаканников в музее

Разумеется, отношение к чаю и традиции менялись с момента его появления, но любовь к нему оставалось прежней. Спустя некоторое время после появления в стране, чай стали выращивать на русских землях. В СССР он оставался едва ли не единственным достойным напитком армии, поскольку алкоголь был запрещен, а солдаты снабжались чаем бесплатно, кроме того, чай предлагали в любом советском общепите.

В любом случае чай был и остается важным русским напитком. Этот факт доказывает хотя бы количество народных фразеологизмов, основанных на названии напитка. Русские традиции чаепития чрезвычайно богаты, а само его существование важно, наверное, для любого жителя страны.

Русская чайная культура насчитывает столетия. В России всегда было и будет холодно, и потому ни для кого не секрет, что чай целыми караванами привозили к нам из Китая.
Этот напиток любили вкушать и цари, и дворяне, и крестьяне - уж очень он полюбился русским. А
Ошибочно считать, что чай появился на Руси исключительно по воле «западнического» реформатора Петра I как очередное новшество. Очень вероятно, что русские познакомились с чаем еще во времена Золотой Орды. Но можно с уверенностью сказать, что история русского чая начинается с Михаила Федоровича Романова. Царь в качестве дипломатического подарка получил некие чудодейственные и целебные травы от Алтын-хана. Дело в том, что Алтын-хан, наследник династии Чингизидов и владыка монгольского государства, которое смутно напоминало ту огромную империю Чингисхана, не знал, чем одарить московских послов, и потому он вручил гостям свертки с травой из Китая. А чай прочно вошел в монгольскую кухню еще с XII века, когда кочевники воевали с китайской династией Сун. Травы из Монголии попали в Томск, а оттуда в 1639 году уже в Москву. Так напиток оказался в наших краях и стал неотделим от русского быта. Его пили как лекарственное и тонизирующее средство. Например, Алексей Михайлович лечился с помощью него от простуды. Вскоре травы чая попали в аптеки Москвы. Собственно, вся российская чайная культура распространялась с этого города, ибо московские купцы полностью контролировали торговлю этим товаром. С 1689 года Китай начал стабильно поставлять чай в Россию в обмен на пушнину. И если вновь вернуться к Петру I, то мы обнаружим, что к 1725 году в страну ввозилось около трех тысяч пудов чая, а это примерно сорок восемь тонн, каждый год.

Чайный караван из Китая

Чай появился в России при Михаиле Федоровиче Романове

Пекин и Москву разделяют огромные расстояния. Но между ними стоит Кяхта - китайский городок на границе, откуда в Россию шли огромные караваны с чайным листом. Сейчас Кяхта - не более, чем небольшой населенный пункт в Бурятии, а раньше это была настоящая «чайная столица». Здесь товар тщательно упаковывался в корзины и водружался на верблюдов. Доставка груза по Сибири была возможна только зимой, а дорога по маршруту Москва - Казань - Пермь - Екатеринбург - Тюмень - Томск - Иркутск занимала от семидесяти дней, в лучшем случае, до полугода. Торговец чая за одну поездку мог заработать 50 рублей. При этом российская таможня тоже неплохо получала с ввозных пошлин. К 1854 году здесь торговало 58 купеческих домов с общим оборотом в 10 миллионов рублей серебром. К слову, в этом же году через Кяхту удалось перевезти аж пять тысяч тонн чайных трав. А пик импорта выпал на 1907 год, когда в Российскую империю завезли более 90 тысяч тонн.

Цены на чай в дореволюционной России
Такой рост импорта можно объяснить «чайным бумом», который прогремел, если не заварился, на всю империю в XIX веке. Несмотря на высокую цену, китайские травы полюбились всем сословиям без исключения: от самого императора до бедных крестьян. В 1821 году вышел так называемый указ Александра I, позволявший «производить продажу чая в трактирных разного рода заведениях с 7 часов утра до 12 часов пополудни и держать в ресторациях чай». По всей Москве открывались чайные магазины и трактиры, где целыми партиями варили чай. В течение века количество потребляемого в России чая выросло как минимум в двадцать раз. Вот такими впечатлениями делится посетивший Россию во время царствования Николая I Астольф де Кюстюн: «Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи… Деревенская простота жилища образует разительный контраст с изящным и тонким напитком, который в нем пьют».


Склад в чайной столице Кяхта

Иван-чай был искусственным заменителем китайского

И действительно, Астольф де Кюстюн прав. Чай даже вошел в обязательный рацион солдата во время русско-турецкой войны 1877−1878 годов. Повсеместное развитие чайной индустрии толкало и производство самоваров. В Туле выпускалось по 120 тысяч штук в год. А когда по чайному тракту из Кяхты в Москву провели железную дорогу, то цена товара резко упала, потому что транспортные издержки значительно сократились, да и травяного напитка как такового стало больше. Вместе с этим открылся и морской путь через Одессу, но только чай был уже из Индии и Цейлона. Впрочем, китайские поставщики не проиграли в конкуренции и сохранили за собой львиную долю импорта всего чая.
Не удивительно, что к началу двадцатого века Россия стала лидером по потреблению чая в мире после Китая. В нашей стране сложилась своя культура чаепития. Напиток готовился в самоваре, его любили распивать в блюдцах, больше ценились черные сорта, нежели зеленые или серые. Он заменял спиртное, потому что тоже обладал тонизирующими свойствами. Нередко вместо китайской травы подсовывали свой - «импортзамещенный». Таким стал Иван-чай или кипрей, чьи высушенные листья бурого цвета очень напоминали настоящие. Отвар из Иван-чая давно употреблялся на Руси, его окрестили как «легальный суррогат». Кипрей даже вывозился за границу как контрабандный товар и нередко примешивался к настоящему чаю, что было строго запрещено. Впрочем, торговой полиции не удалось полностью избавиться от Иван-чая.


Сухопутные маршруты поставок китайского чая проходили через всю Сибирь
Идея вырастить собственный чай давно жила в России. По-настоящему за это дело принялись большевики, когда была поставлена масштабная задача ослабить зависимость от импорта заграничных товаров, в том числе и чая. Для этого даже была принята специальная программа, основан научно-исследовательский институт чая и чайной промышленности. Существовала организация «Центрочай», которая занималась перераспределением конфискованного товара.
В СССР выращивали свой чай в Грузии, Азербайджане и Краснодарском крае
В Краснодарском крае, в Грузии и Азербайджане строились чайные фабрики и плантации - благо позволяли климатические условия. Их продукция попала на прилавки магазинов уже в тридцатые годы, и даже уверенно шла на экспорт. А пик производства чая пришелся на семидесятые, когда площадь плантаций достигла 97 тысяч гектаров. Ясно дело, что перестройка и дальнейший раскол СССР сократили выпуск отечественного чая. Но и по сей день этот напиток остается неотъемлемой частью нашей жизни.

Конечно, чай - не исконно русский напиток. Однако за те столетия, что его пьют в России, он сильно повлиял на культуру страны, причем не только на кулинарию и этикет. Этот горячий напиток способствовал развитию международной торговли, промышленности и народных промыслов. Сегодня Россия занимает одно из первых мест по его потреблению на душу населения. Но несмотря на это, мало кому известно, как на Руси появился чай и кто его первым привез на родину. А ведь история более, чем занимательная.

Только легенда

Конечно, точной даты появления чая на русской земле не существуют. Однако все историки сходятся во мнении, что произошло это в 16-17-м веках - даже раньше, чем в Англии и Голландии. По одной из версий впервые чай попробовали еще при Иване Грозном атаманы Петров и Ялышев. Согласно сведениям известного собирателя древних текстов И. Сахарова, это произошло в 1567 году. Однако позднее историки высказывали другую версию о том, кто завез чай в Россию.

Первые русские дегустаторы...

Так, в 1638 году русский посол Василий Старков был отправлен с миссией к монгольскому хану Алтану Кучкуну. В подарок ему были предпосены золотая утварь, дорогие соболиные меха, дикий мед и сукно. Хану так понравились русские дары, что он в ответ отправил целый караван. Среди подарков было и четыре тюка чая.

Однако русский царь не сразу оценил сушеную траву, посчитав ее негодной. Только после подробных расспросов Василия Старкова был оценен по достоинству, но без регулярных поставок из Китая быстро забыт.

Вспомнили о нем только почти 30 лет спустя, когда занемог уже его сын - царь Алексей Михайлович. Придворный лекарь предложил чай в качестве целебного напитка. Долгое время чай считался именно лекарством. Все изменил дальнейшей поход хана на Москву. С конца 17-го века чаепитие становится частью русской культуры.

...и первые чайные традиции

Так, доставка в Россию, вплоть до 19-го века, осуществлялась сухопутными караванами, которые шли из Китая целых 16 месяцев. Стоимость чая была высокой. Такой напиток был явно не по карману обычному русскому человеку. Его в основном могли себе позволить члены царской семьи, бояре, дворяне и богатые купцы. Именно в это время наличие чая в доме считают признаком достатка и зажиточности и появляются на Руси свои чайные традиции.

Так, в отличие от Китая, его было принято пить в большой компании, подавая к нему варенье, выпечку и другие сладости. Заваривали чай в специальных затем разбавляли кипятком. Так этот горячий напиток пьют только в России - это национальная традиция. Появление чая на Руси привело к изобретению самовара, который как нельзя лучше подходил к русским чаепитиям.

С открытием же Сибирской железной дороги (в конце 19-го века) и началом экспорта чая из Цейлона и Индии, стоимость напитка резко снизилась и его стали пить уже повсеместно. Конечно, знать по-прежнему предпочитала элитные сорта из Северного Китая. Крестьяне и городские жители отдавали предпочтения более дешевым индийским сортам или даже суррогату. Именно чай был первым продуктом, который стали подделывать в России.

Влияние на промышленность и торговлю

На Руси тесно связана с развитием международных торговых отношений и развитием промышленности. Долгое время чай привозили из Северного Китая, совершая длинный переход через Сибирь, что немало способствовало развитию этой части страны как промышленного и торгового центра. Тот же Иркутск, вплоть до начала 20-го века, был перевалочным пунктом для всех чайных караванов. К тому же в Китай из России возили взамен сукно, пушнину и мед. Товарооборот к концу 19-го века между странами составлял 6 миллионов рублей - треть от всего импорта в Российскую империю.

К тому же после того как на Руси появился чай, стали возникать новые фабрики и заводы. Так, Тула стала центром производства самоваров. Уже в середине 19-го века на 28 разных фабриках их делалось до 120 тысяч в год. По сей день одним из символов России считается расписной тульский самовар. Также в конце 18-го века начинается производство русского фарфора, чему весьма способствовала русская императрица Екатерина II. Существовало немало частных мануфактур, изготавливающих его для массового рынка. Лучшие изделия, ставшие впоследствии также частью русской культуры, выпускали на (сегодня - Ломоносовский).

Чаепитие по-русски

Сегодня уже трудно представить Россию без чая. Его влияние на русскую культуру сложно переоценить. Ежедневно каждый житель страны выпивает минимум 3-4 чашки в день. Есть и свои традиции. Так, какое оно - чаепитие по-русски? И чем так отличается от восточной церемонии, где главное - это погружение в свой внутренний мир? И почему вслед за тем, как на Руси появился чай, его стали считать символом гостеприимства?

Так как русских всегда отличали щедрость и доброта, то согревающий чай быстро стал восприниматься как возможность показать свое расположение дорогому гостю. Именно поэтому на Руси всегда подавали к нему всевозможные лакомства - калачи, баранки, домашнее варенье и дикий мед. Также только в России было принято пить чай "вприкуску". Считалось, что только так можно насладиться его неповторимым вкусом. А и вовсе называется во всем мире русским. Еще одна национальная традиция - пить чай из стеклянных стаканов с подстаканниками.

В целом же можно сказать, что русское чаепитие - это, прежде всего, долгая, неторопливая беседа. Именно на чай приглашали и приглашают друзей, родственников и коллег, когда хотят наладить или укрепить отношения.

Собственное производство

Китайское и индийское происхождение чая, ввозимого в Россию, делало страну зависимой от импорта. Однако долгое время считалось, что вырастить русский чай невозможно из-за неблагоприятных природных условий. Впервые это удалось сделать только в 1817 году на территории Крыма. Однако дальше экспериментальных и выставочных образцов дело так и не пошло.

Промышленное производство было налажено только в Советском Союзе. Немало этому поспособствовала любовь И. В. Сталина к этому напитку. Уже в начале 20-го века был успешно собран первый урожай русского чая на территории Грузии. Затем его стали выращивать в Азербайджане и Краснодарском крае. Пик популярности нацинального продукта пришелся на 70-е годы. Однако стремление руководства удешевить себестоимость привело к резкому снижению качества напитка. Как следствие, спрос на местный чай у населения упал.

Влияние на культуру

Сегодня чай - неотъемлемая часть руссого достояния. Его с удовольствием пили Л. Толстой, Ф. Достоевский и А. Пушкин. Появилось масса устойчивых выражений о нем. Пожалуй, самое известное из них - "дать на чай". А "Купчиха" и вовсе стала своеобразным гимном русскому чаепитию. Сложно переоценить значение этого напитка для России. И не важно, как на Руси появился чай, но без него страна была бы совершенно другой.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «savico.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «savico.ru»