Стишки ручками для самых маленьких. Развитие речи и моторики

Подписаться
Вступай в сообщество «savico.ru»!
ВКонтакте:

Малыши развиваются стремительно, моментально впитывая в себя информацию обо всем, что происходит вокруг. На помощь мамам приходят музыка, сказки и стихи. Все стихотворения сборника подобраны с учетом возрастных особенностей. Их герои - знакомые и привычные игрушки, малыши-животные или такие же дети, как и маленький слушатель. Такими стихами для малышей легко заинтересовать даже самого большого непоседу.

Одна из важных задач стихов для малышей - сделать жизнь интереснее. Ведь гораздо веселее умываться утром, когда мама рассказывает стишок. Да и каша будет вкуснее, и компот слаще. И самая дождливая погода не покажется такой угрюмой, если подобрать правильные слова.

Мишка косолапый

Мишка косолапый
По лесу идет,
(Бодро шагаем)
Шишки собирает,
Песенки поет.
(Приседаем - собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
(Держимся ручками за лоб)
Мишка рассердился
И ногою - топ!
(Топаем ногой)

Зайчик серенький

Зайчик серенький сидит
(Сидим, как зайчик)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так!
(Шевелим ушками-ладошками)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
(Хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.
(Прыгам, как зайчик)

Две веселые овечки

Две веселые овечки
Разрезвились возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
(Весело прыгаем)
Скачут белые овечки
Рано утром возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!

Вверх до неба, вниз до травки.
(Встаем на ножки, тянемся вверх. Приседаем, руки опускаем вниз)
А потом кружились
(Кружимся)
И в речку свалились.
(Падаем)

Идет коза рогатая

Идет коза рогатая
(Приставляем к голове "рожки")
За малыми ребятами.
Ножками - топ-топ!
(Топаем ножками)
Глазками - хлоп-хлоп!
(Зажмуриваемся и открываем глазки)
Кто кашку не ест?
Кто молочка не пьет?
(Грозим пальчиком)
Забодаю, забодаю!
(Бодаемся)

На полянке два жука
Танцевали гопака:
(Танцуем, руки на поясе)
Правой ножкой топ, топ!
(Топаем правой ножкой)
Левой ножкой топ, топ!
(Топаем левой ножкой)
Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
(Встаем на носочки, тянемся вверх)

Топ-топ - Учимся ходить!

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.

Как у Маши два зубочка.
Не кусайся ими, дочка!
Не кусайся, кушай,
Папу с мамой слушай.

«Топ-топ» - Учимся ходить!

Наша ложка непослушна:
Вместо рта попала в ушко!
Ай-ай-ай, какая ложка!
Накажу её немножко.

Во время засыпания

Глазки спят и щечки спят
У усталых малышат.
Спят реснички и ладошки,
Спят животики и ножки.
И малюсенькие ушки
Сладко дремлют на подушке.
Спят кудряшки, ручки спят,
Только носики сопят.

Топотушка

Топотала, топотала -
Топотиночки стоптала!
А ещё потопочу -
Топотапочки стопчу!
Не пойду я на попятки,
Ведь остались топопятки!
И пойду, пойду опять
Я на пятках топотать!

Мальчик - пальчик

Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
- Мальчик - пальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

Два весёлых гуся

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый -
Два веселых гуся.

(Малыш сидит у вас на коленях. Вы изображаете пальцами «козу».)

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьёт, —

Забодает, забодает, забодает.

(Покажите, как бодается коза, — малыш засмеётся вместе с вами.)

(Малыш сидит у вас на коленях. Вы постукиваете ногами об пол так, что малыш легонько подпрыгивает.)

Баба сеяла горох —

Прыг-скок, прыг-скок!

Обвалился потолок —

Прыг-скок, прыг-скок!

Баба шла, шла, шла,

Пирожок нашла,

Села, поела,

Опять пошла.

Баба стала на носок,

А потом на пятку,

(Поставьте малыша на ваши колени. Он попрыгает - "попляшет")

Стали русского плясать,

А потом вприсядку!

(Поочерёдно сжимаем пальчики малыша в кулачок.)

Ивану-большаку — дрова рубить,

Ваське-указке — воду носить,

Мишке-среднему — печку топить,

Гришке-сиротке — кашу варить,

А крошке-Тимошке — песенки петь.

(Разжимаем кулачок малыша, поднимаем ручки вверх.)

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать!

Скок-поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Молодиченька

Невеличенька —

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Шувы! Полетели,

На головушку и сели.

(Поднимаем ручки вверх, кладём на голову.)

(Собираем пальчики малыша в кулачок.)

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

(На каждую строчку отгибаем один пальчик.)

Этот пальчик — гриб нашёл,

Этот пальчик — чистит стол,

Этот — резал,

Этот — ел,

Ну а этот лишь глядел!

Идут четыре братца навстречу старшему.

— Здравствуй, большак!

— Здорово, Васька-указка,

(Соединить с большим указательный пальчик.)

Мишка-серёдка,

(Соединить с большим средний пальчик.)

Гришка-сиротка

(Соединить с большим безымянный пальчик.)

Да крошка-Тимошка!

(Соединить с большим мизинчик.)

(Вы сидите ногу на ногу. На ступню ноги, что сверху, посадите малыша и качайте его, как на качелях.)

Стучит, брячит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

Туда ж по дорожке.

— Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

— Сено косить.

— На что тебе сено?

— Коровок кормить.

— На что тебе коровы?

— Молоко доить.

— А зачем молоко?

— Ребяток кормить.

(Малыш «скачет» у вас на коленях, как на лошадке.)

Чики, чики, чикалочки!

Едет Костя на палочке.

Люба на тележке

Щёлкает орешки.

Орешки калёные,

Милому дарёные

По целковому рублю:

А я милого люблю!

Сорока-ворона

(Водим пальчиком по ладошке малыша круговыми движениями.)

Сорока-ворона

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Каши не едали,

Всю свою кашу

Сорока-ворона

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

— Зачем дров не пилил?

— Зачем воду не носил?

Капустка

Мы капустку рубим-рубим,

(Двигаем ладошками малыша вверх-вниз.)

Мы капустку солим-солим,

(Собираем пальчики малыша, изображая движение «солить».)

Мы капустку трём-трём,

(Потираем один кулачок малыша о другой.)

Мы капустку жмём-жмём.

(Сжимаем и разжимаем кулачки ребёнка.)

(Собираем пальчики малыша в кулачок, начиная с мизинчика.)

— Этот пальчик маленький.

— Этот пальчик слабенький.

— Этот пальчик длинненький.

— Этот пальчик сильненький.

Маленький ребенок еще не понимает, что «движение – это жизнь» и залог здоровья, а заставить его двигаться помогают различные веселые игры. Вот такими задорными стихотворными играми являются детские с движениями. Это могут быть веселые стишки или песенки, которые заставляют малыша двигаться, повторять отдельные слова или звуки, а также вызывают массу положительных эмоций. Далее мы рассмотрим, какую пользу приносят потешки с движениями для малышей, и как с ребенком следует их проводить?

Для чего нужны детские потешки и стихи с движениями?

Как мы уже говорили, такие веселые стишки и песенки способствуют физическому развитию ребенка, заставляя его совершать движения. Под веселую песенку малыш охотно будет выполнять утреннюю зарядку. Если изо дня в день грудной ребенок будет слышать те же песенки или стишки, то он будет их запоминать, следовательно, у него развивается память. Так, при словах «ладушки-ладушки» малыш будет начинать хлопать, а «сорока-ворона кашу варила» водить пальчиком одной ручки по ладошке другой руки.

Потешки для детей с движениями улучшают эмоциональный фон, поднимают настроение, способствуют развитию слуха и зрения, тренируют функцию слуха и зрения, формируют чувство ритма, развивают воображение и фантазию. Выполнение упражнений пальчиками способствуют развитию мелкой моторики малыша. И все это благодаря небольшому веселому стишку!

Детские потешки с движениями до года

Чем младше ребенок, тем короче и проще стишок или песенка, ведь совсем крошка может быстро устать и потерять интерес. Очень важно, чтобы такие потешки читались эмоционально и с выражением. Так, для самых маленьких деток следует читать следующие:

  1. «Сорока-ворона», при этом берут одну ручку малыша и ладошку открывают вверх, а указательным пальчиком другой ручки водят по открытой ладони. В конце перебирают пальчики ребенка и объясняют почему кто-то получил кашу, а кто-то нет. Когда ребенок подрастет, он сам будет это выполнять:

    Сорока-ворона

    Кашу варила,

    Деток кормила;

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    А этому - не дала.

    Ты малец-удалец

    Воду не носил, печку не топил

    Позже всех приходил.

  2. «Ладушки». Во время этой потешки хлопают ладошками малыша, а когда произносят «на головку сели» ладошки ребенка кладут на голову ребенка. При слове «полетели» помогают малышу махать ручками как крылышками.

    Ладушки-ладушки,

    Где были? У бабушки!

    Что ели? Кашку!

    Что пили? Бражку!

    Полетели, на головку сели,

    Ладушки запели.

  3. «Идет коза рогатая» - двумя пальцами имитируют рога козы:

    Идет коза рогатая

    За малыми ребятами.

    Кто кашу не ест,

    Молока не пьет

    Забодает-забодает!

Детские потешки с движениями после года

Малышу старше года уже не нужно помогать, он может сам выполнять выученные упражнения под знакомые ему стишки и песенки. Годовалому ребенку можно читать уже более длинные потешки, которые требуют выполнения более сложных движений. Читая, взрослый сам показывает, что следует делать, а ребенок повторяет за ним. Приведем пример потешек для детей этого возраста:

Таким образом, главная задача детских потешек с движениями - развлечь ребенка, поднять его настроение и заставить выполнять физические упражнения. Но, как мы убедились, значение потешек гораздо более глубокое, ведь они оказывают положительное влияние на психическое и ребенка.

Нашла кучу стихов с движениями буду пробовать, может и у вас есть какие-нибудь интересные, делитесь...

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Здравствуйте, ладошки,

Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать)

Здравствуйте, ножки,

топ-топ-топ! (топать)

Здравствуйте, щёчки, (погладить свои щёчки)

Пухленькие щёчки, (снова погладить щёчки)

Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)

Здравствуйте, губки,

Чмок-чмок-чмок! (или три раза ритмично почмокать губами)

Здравствуйте, зубки,

Щёлк-щёлк-щёлк! (или три раза ритмично пощёлкать зубками)

Здравствуй, мой носик, (потрогать кончик носа)

Бип-бип-бип! (три раза нажать на свой носик)

Здравствуйте, гости! (протянуть ручки вперёд)

Привет! (помахать рукой над головой)

ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ

Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки
Ладушки-ладошки!

Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

ЧАСЫ
Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”, Один хлопок над головой
Мышь скатилась кувырком. Руки «скатываются» на пол.
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком.

ЗАМОК

На дверях висит замок. Пальцы в замочек, слегка покачивать
Кто его открыть бы смог? «замочком» вперед - назад
Мы замочком повертели, Повертеть «замочком»
Мы замочком покрутили Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.
Мы замочком постучали, Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.
Постучали, и открыли! Показать ладошки.

Мы капусту рубим, рубим, (машем руками вверх-вниз, словно ножами. Ладони выпрямлены при этом)
Мы капусту режем, режем (руки выпрямлены в ладонях, изображаете движение ножа- вперед-назад)
Мы капусту солим, солим, (имитируешь соление- шевелишь пальцами в щепотке)
Мы капусту мнем, мнем, (сжимаем и разжимаем кулаки)
А морковку трем, трем. (трем ладони друг об друга)

ПЕРЧАТКА
Весёлая мышка
Перчатку нашла, Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка).

Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив, Складываем ладоши «ковшом»
Мышат позвала. Сгибаем - разгибаем пальцы («зовущий» жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать, Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам

остальных пальчиков.
Погладила всех Большим пальцем гладим остальные (скользящим движением

от мизинца к указательному).
и отправила спать. Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)

На дворе мороз и ветер.
Ребенок выполняет движения, указанные в тексте:
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.


Не замерзнут ручки-крошки -
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем!

Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем!

Зимняя прогулка

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки одну об другую)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, потом руки под щечку)

Зайка серенький сидит

Зайка серенький сидит (приставляем ладошки к голове)
И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,
Лапки надо бы погреть. (хлопаем в ладоши)

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,
Лапки надо бы погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (топаем ногами или прыгаем)

Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал! (пугаемся и разбегаемся по комнате)

ЭЙ ТЫ, МИШКА

(движения по тексту)

Эй ты, мишка-лежебока

Спал ты долго и глубоко

Чтобы мишку разбудить

Будем мы в ладоши бить

Ничего не получается

Мишка наш не просыпается

А давайте будем топать

И в ладоши громко хлопать

Все захлопали в ладоши

Все захлопали в ладоши -

Дружно, веселее.

Застучали наши ножки –

Громче и быстрее.

По коленочкам ударим –

Тише, тише, тише…

Ручки, ручки поднимаем –

Выше, выше, выше…

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Потрудились, потрудились

И остановились.

Самолеты

Самолеты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели. (руки в стороны, бежим по комнате)
На полянку тихо сели, (приседаем)
Да и снова полетели. (руки в стороны, снова бежим по комнате)

Кто умеет чисто мыться?

Кто умеет чисто мыться?

Кто водицы не боится? (руки вверх)

Это мы! Это мы! Это мы!

Кто не хочет быть грязнушкой

Хорошенько моет ушки? (руки вверх)

Это мы! Это мы! Это мы!

Умываться мы умеем

Мы мочалкой моем шею (моем шею)

А потом помоем ловко

Мы над тазиком головку (моем головку)

И вот так! И вот так! И вот так!

Чтобы чисто вымыть ножки,

Мы помылим их немножко. (моем ноги)

И вот так! И вот так! И вот так!

Мы помылись как большие,

Вот мы чистые какие.

Посмотри! Посмотри! Посмотри!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «savico.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «savico.ru»