Разделы: Школьная психологическая служба
Актуальность проблемы.
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
Недостаточное или полное отсутствие
потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по
отношению к близким, даже к матери, вплоть до
полного безразличия к ним (аффективная блокада)
- неспособность дифференцировать людей и
неодушевленные предметы. Нередко таких детей
считают агрессивными;/
- недостаточная реакция на зрительные слуховые
раздражители заставляет многих родителей
обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это
ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот,
очень чувствительны к слабым раздражителям.
Например, дети часто не переносят тиканье часов,
шум бытовых приборов, капанье воды из
водопроводного крана;
- приверженность к сохранению неизменности
окружающего;
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у
детей – аутистов очень рано. Дети не переносят
смены места жительства, перестановки кровати, не
любят новую одежду и обувь;
- однообразное поведение со склонностью к
стереотипам, примитивным движениям;
- разнообразные речевые нарушения при РДА;
- у детей с РДА наблюдаются различные
интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная
отсталость.
Цели программы:
Преодоление негативизма при общении и
установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей
сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения
с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации
целенаправленного поведения.
Задачи программы:
Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам
поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного
ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.
Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.
Эффективность программы.
Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
Примерное тематическое планирование занятий по программе
Кол-во часов | Номера занятий | ||||
Первичная диагностика. Методика наблюдения. | |||||
1.ЭТАП | |||||
Диагностика эмоционально-поведенческих реакций | |||||
Диагностика активности | |||||
Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений | |||||
Диагностика оценки своего поведения | |||||
Диагностика внимания, памяти | |||||
2.ЭТАП | |||||
1.Формированнннние эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод» | |||||
2.Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки». | |||||
3.Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой» | |||||
3.ЭТАП | |||||
1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор. | |||||
2.Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена) | |||||
4.ЭТАП | |||||
1.Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд. | |||||
2.Развитие внимания. Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы. | |||||
3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия. | |||||
4.Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу. | |||||
5.Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья | |||||
5.ЭТАП | |||||
1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’ | |||||
2.Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’ | |||||
3.Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий. | |||||
6.ЭТАП | |||||
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей. | |||||
Итоговая диагностика. Диагностика активности. | |||||
Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения. | |||||
Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления. | |||||
Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания. | |||||
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений. | |||||
Установление контакта с аутичным ребенком.
1 занятие: игра «Ручки».
Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу
Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:
Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.
Игра «Хоровод».
Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.
Развитие активности.
2 занятие: игра «Поводырь».
Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.
Игра «Птички».
Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.
Игра «Догонялки».
Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.
Развитие контактности.
3 занятие: игра «Погладь кошку».
Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.
Игра «Поиграй с куклой».
Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.
Усиление психологической активности. Развитие восприятия.
4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.
Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.
Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.
Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!
Психотехнические игры.
5 занятие: игра «Найди место для игрушки».
Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.
Игра «Собери фигурки».
Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.
Развитие аналитико-синтетической сферы.
6 занятие: Таблица Равенна.
Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.
Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет
ориентировка ребенка на бумаге.
Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести
анализ, найти закономерность и следовать ей при
продолжении данного ряда.
Развитие внимания.
7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».
Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.
Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.
Развитие памяти
8 занятие: Запомни слова.
Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.
Игра «Снежный ком».
Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.
Игра «Найди отличия».
Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.
Развитие речевого общения.
9 занятие: Позови мячом.
Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.
Игра «Закончи фразу».
Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.
Развитие личностно – мотивационной сферы
10 занятие: игра « Моя семья».
Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.
Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.
11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».
Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.
Развитие подвижно – ролевой игры.
12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».
Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.
Развитие подвижно – соревновательных игр.
13 занятие: игра «Строим домик для друзей».
Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.
Игра: «Самый ловкий».
Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа
занятий по развитию познавательной деятельности
младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ,
2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений
общения младших школьников \\ Семья в
психологической консультации \ Под редакцией А.
А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.-
Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии
для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в
начальной школе.- М.,1998
Тема: Домашние животные.
Цель: развить единство сенсорного восприятия как базы для формирования экспрессивной и импрессивной речи.
Задачи:
- учить воспринимать в единой совокупности (зрительно, тактильно, на слух) реалии окружающего мира на материале занятия;
- формировать навык слежения за перемещением предмета в пространстве;
- развитие мыслительных операций: конкретизация, обобщение;
- развитие импрессивной речи;
- формирование первичных навыков экспрессивной речи;
- воспитание учебного поведения и общеучебных умений.
Педагогический инструментарий:
- модели игрушек домашних животных (корова, собака, овца);
- фотографии моделей игрушек животных, фотографии настоящих животных;
- изображение в рисунках животных разнообразных по окрасу и позе;
- компьютерное приложение (изображение животных, звуковая запись реально издаваемых звуков животными).
Ход занятия
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность учащегося |
Примечание |
Орг.момент Формирование навыка смотреть в лицо. |
Федя, привет. Посмотри на меня. Вот нос. А это щеки. Хорошо смотришь, молодец. Вот глазки. Ку-ку. Это глазки. Хорошо. |
Учащийся позволяет педагогу выполнять манипуляции. Смотрит в лицо педагогу и следит за своими движениями. |
Педагог берет руки ребенка в свои руки, исследует ими свое лицо. Надувает щеки и лопает указательными пальцами ребенка свои надутые щеки. Трогает пальцами ребенка свои ресницы. Педагог закрывает свои глаза руками ребенка, затем открывает и говорит: «Ку-ку» |
Формирование навыка следить за передвижение предмета в пространстве. |
Молодец! Дай пять! Лови руки. |
Ищет руки педагога. |
Педагог и ребенок хлопают друг друга в ладошки, аккомпанируя: «Мо-ло-дец!», педагог на последнем слове неожиданно либо убирает руки в сторону, либо щекочет, что провоцирует ребенка следить за действиями педагога. |
Основная часть Соотнесение моделей игрушек животных с их фотографией |
Будем заниматься. Педагог по одной протягивает игрушку-модель для соотнесения с фотографией. |
Ребенок соотносит игрушку и фотографию, раскладывает по категории |
Перед ребенком выкладываются три фотографии животных (корова, овца, собака). |
Соотнесение моделей игрушек животных с их фотографией, фотографией настоящего животного и нарисованного изображения |
Педагог по одной протягивает фотографию или рисунок для дальнейшей сортировки. |
Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку, а затем, обводит контур как сомой игрушки, так и контур изображения. |
|
Слухо-зрительное соотнесение моделей игрушек животных с их изображением на экране монитора и звучанием голосов животных. |
Педагог выделяет на мониторе изображения одного из животных, включает звуковое оформление голоса животного и произносит: «Где? Покажи!» |
Ребенок указывает указательным жестом на соответствующую игрушку. |
|
Работа по подражательной деятельности |
Федя, сделай как я. |
Ребенок выполняет подражательные движения. |
Педагог хлопает в ладоши, дотрагивается до своего носа, стучит кубиком по столу. Инструкции выполняются поочередно. При возникновении затруднений педагог использует тактильную подсказку. |
Слухо-зрительное соотнесение фотографий животных с их изображением на экране монитора и звучанием голосов животных совместно с наложением звукоподражания |
Педагог выделяет на мониторе изображение одного из животных, включает звуковое оформление голоса животного и произносит: «Му, дай», «Ава, ава, дай», «Бе, дай» |
Ребенок дает соответствующую фотографию. |
Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных. |
Слуховое соотнесение рисунков животных с их изображением на экране монитора и звучанием голосов животных совместно с наложением звукоподражания |
Ребенок берет соответствующий рисунок. |
Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных. |
|
Формирование навыков экспрессивной речи. |
Педагог, провоцируя ребенка к повторению, произносит: «Му, покажи», «Ава, ава, дай», «Бе, возьми» |
Ребенок повторяет за педагогом и выполняет инструкции. |
Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных. |
Заключительный этап |
- Федя, молодец. - Идет коза рогатая за малыми ребятами … К маме пойдем? |
Ребенок пытается увильнуть от щекотки и перехватить руки педагога. Да. |
Выполняются игровые действия |
Наталия Кунденок
Конспект индивидуального занятия с аутичным ребенком 5 лет
Цели:
Оборудование: кубики Денеша, «сухой бассейн» с рисом и манной крупой,массажный мячик, мелкая мозаика, трафареты, гуашь.
Ход занятия:
1. Приветствие.
Педагог здоровается с девочкой (не говорящая, добиваясь приветствия от ребенка – жестом.
2. Кубики Денеша.
На столе плоскостное изображение «Цветок», «Кошка» из разноцветных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник).
Инструкция: выложи цветок и кошку цветными кубиками.
Цель: формировать умение соотносить объемные геометрические фигуры с плоскостным изображением.
3. Пальчиковая гимнастика.
Педагог показывает мягкую игрушку кошку, предлагает погладить,
показать глазки, носик, хвостик. Воспитатель с помощью прищепки на каждую строчку прищипывает пальчик ребенку.
Кусается сильно
Котёнок глупыш
Он думает это
Не палец, а мышь.
Но я же играю
С тобою малыш.
А будешь кусаться
Скажу тебе кыш!
4. Рисование осенних листочков.
Педагог предлагает ребёнку рассмотреть дерево с засушенными разноцветными листьями. Обращает внимание на цвет листьев (жёлтые, красные).
Инструкция: обведи трафарет листочка простым карандашом и закрась гуашью.
Цель: учить обводить по трафарету, формировать умение пользоваться кистью и гуашью, подводить ребенка к самостоятельному выбору заданного цвета (красный, желтый). Самостоятельно закрашивать, не выходя за контур.
5. Физкультминутка. «Мишка косолапый»
Цель: формировать умение подражать действиям педагога.
6. «Сухой бассейн» с рисовой крупой .
Предлагается сосуд наполненный рисом и спрятанными мелкими игрушками.
Инструкция: найди игрушки.
Цель: снятие эмоционального напряжения, формировать умение выполнять словесную инструкцию педагога.
7. Задание с мелкой мозаикой.
Инструкция: выложи по образцу цветочки.
Цель: развитие мелкой моторики, умение работать по образцу,
закрепить основные цвета.
8. Пальчиковая гимнастика.
Цель: учить ребенка чередовать кулак-ладонь.
Тук-тук- стучим кулачками
Да-да- бьём в ладоши
Можно к вам- кулачки
Рад всегда- ладоши
9. Прощание.
Публикации по теме:
Конспект индивидуально-коррекционного занятия с ребенком-ринолаликом в подготовительной к школе группе детей с ОВЗ Тема: Подготовка речевого аппарата к вызыванию звука [Р]. Автоматизация звука [Ш]. Цель: развитие подвижности мягкого неба и разработка.
Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ЗПР 4–5 лет Цели: 1. Развитие мышления. 2. Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти. 3. Исследование внимания. Задачи: 1. Познавательные:.
Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке» Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке»Тема: Звук «Ш» Этап: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях Цели: автоматизировать.
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]» Учитель-логопед высшей квалификационной категории Чермянина Марина Александровна Автоматизация звука Р (конспект индивидуального занятия).
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц]. Логопедические задачи: 1. Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику.
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш]Цель: Автоматизировать звук [Ш]. Задачи: Развитие фонематического слуха (восприятия,.
Конспект индивидуального занятия с ребенком, имеющим нарушение слуха Цель: Развитие речевого дыхания; работа над словесным ударением и слитностью произношения; работа над правильным звукопроизношением; дифференциация.