Занятия с 2 годовалым ребенком.

Подписаться
Вступай в сообщество «savico.ru»!
ВКонтакте:

Для полноценного развития ребенка нужно ежедневно заниматься с ним. К 2-3 годам дети уже обладают многими знаниями и умениями, которые необходимо продолжать развивать, а так же учить новому.

Как и ранее, занятия следует проводить в игровой форме, чтобы крохе было интересно. Планируя занятия, чередуйте физическую и умственную деятельность, обращать внимание на то, что бы малыш развивался во всех направлениях.

Развитие творческих способностей

Занятие «Лепка»
Для лепки лучше использовать не пластилин, а тесто. Оно более пластичное и безопасное.
Научите малыша отщипывать небольшие кусочки, катать шарики, колбаски. Можно использовать формочки, с помощью которых кроха сможет сделать фигурки. Ближе к трем годам ребенка можно учить лепить простые фигурки, например, снеговика, змею. Так же с помощью теста можно делать простые аппликации. На заранее подготовленный рисунок раскладывать небольшие кусочки теста, которые сын или дочь будет разглаживать, прикрепляя к картинке в соответствии с цветом.

Занятие «Рисование»
Для рисования подходят карандаши, мелки, краски. Рисуя, малютка заодно учит цвета. Дети 2-3 лет, как правило, уже умеют рисовать линии, круги. Хорошо научить дитей изображать картинки, состоящие из этих элементов. Например, для того, чтобы малыш научился рисовать солнышко, желательно сначала показать самому, как это делается, затем нарисовать круг и несколько лучиков, а потом предложить ребенку дорисовать солнце. Скоро он научится самостоятельно рисовать. В этом возрасте нужно учить раскрашивать, не выходя за контур.
Дайте малышу большой лист бумаги и пусть ребенок рисует то, что хочется именно ему в данный момент.

Занятие «Создание аппликаций»
Аппликации можно делать из бумаги, природных материалов, крупы.

Развитие речи

Занятие с детьми 2-3 лет «Чтение»
Читая книги, необходимо обращать внимание на картинки. Почаще спрашивайте, что изображено на рисунке. Читайте стишки, в которых ребенок сможет добавлять фразы. Ближе к трем годам задавайте вопросы о прочитанной сказке. Загадывайте загадки. Давайте возможность малютке самостоятельно выбрать книгу, которую он хочет почитать.

Занятие «Театр»
Используйте фигурки людей и животных, отводя определенную роль малышу. Вначале ребенок будет подавать фигурки, называть их, постепенно произносить слова, отведенные его герою.

Занятие «Речевой аппарат»
Научите ребенка дуть пузыри, играть на дудочке, это поможет в дальнейшем в произношении слов.

Развитие памяти, логики

В этом возрасте важно закрепить и усовершенствовать знания о формах и цветах, размерах, количественных показателях. Развивайте понимание о порах года, времени суток.

Сложите в коробку предметы различной формы, цвета. Просите малютку дать только круглые предметы, затем тем только красные предметы.

Насыпьте в тарелку фасоль и боб или пуговицы различных размеров. Попросите рассортировать мелкие и крупные предметы.

Сложите в коробку различные предметы, попросите разложить отдельно фрукты, животных.

В настоящее время есть множество игр, помогающих развить память и мышление. Это всевозможные лото с формами, цветами, животными, овощами и прочими предметами, игры, в которых задание найти одинаковые предметы, найти пару, различные пазлы. Дети охотно играют в такие игры и запоминают название предметов, их признаки.

Развитие мелкой моторики

Для развития мелкой моторики подходят мозаики, пальчиковая гимнастика, застегивание замков, шнуровка, пересыпание крупы.

Развитие социальных навыков

Учите кроху выполнять домашние дела. Поиграйте, что в гости придет, например, мишка. Пусть маленький человек накроет стол, расставит чашки, нальет чай.

Попросите помочь в уборке, вытереть пыль, подмести.

Пусть малыш уложит спать любимую игрушку, причешет куклу, оденет ее.

Развитие двигательной активности

Зарядка, гимнастика, танцы помогают ребенку поддерживать физическую форму. Малыша надо научить ходить по прямой линии, через преграды, лазить по лабиринтам, прыгать.

Давайте ребенку слушать различную музыку, чтобы он понимал понятие быстро и медленно, весело и грустно.

Видео «Развивающие занятия с детьми 2-3 года»

Известно, что уже в раннем младенчестве, видя яркий предмет, слыша мелодию, пение, громкую речь, ребенок начинает проявлять «интерес» к окружающему миру. Так проявляется начальная ориентировочная активность , которая является физиологической основой познавательного развития ребенка . В ранние годы она проявляется в любопытстве ко всему, что малыш видит перед собой. Если в раннем младенчестве, кроха отличается безудержным любопытством и "откликается" в основном на внешние эффекты, такие как яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, «оригинальность и сила звука, то на 3-ем году ребенка увлекают «скрытые» свойства предметов. При этом важно отметить, что «скрытые» свойства он обнаруживает уже целенаправленными исследовательскими действиями: поглаживанием, постукиванием, прикладыванием к уху и т.д. Малыш как бы «изучает» предмет, обнаруживая его свойства, «таящиеся» в его конструкции, и, чем больше «сюрпризов» преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация. На этом принципе в настоящее время осуществляется разработка развивающих игрушек для малышей. Стремление к исследованиям также формирует такое замечательное качество как любознательность . Мир будит в малыше азарт «первооткрывателя» Ему хочется испытать все самому (а что будет?), удивиться неизведанному, познать новоe в знакомом. Так начинается экспериментирование . Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию, т.е. той деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях. В быту многие родители поисковые, исследовательские действия ребенка , как правило, принимают за шалость, удивляясь все новым и новым, проказам. Действительно, зачем ребенок порвал обои, вылил после рисования краску в таз с бельем, вытащил из ботинок шнурки и т.п. Следует отметить, что некоторые дети отличаются особой активностью в действиях экспериментирования. Можно сказать, что они неудержимые, «проказники» - Томы Сойеры... И, все же это не хулиганство, а бесконтрольное детское экспериментирование . Ученые, изучающие познавательную активность маленького ребенка , отмечают, что уже на 3-ем году жизни в поведении малыша можно видеть элементы экспериментирования. Выделяется два основных вида ориентировочно-исследовательской, поисковой деятельности:

  • первый -экспериментирование, исходящее от самого малыша и не побуждаемое взрослым;
  • второе - экспериментирование, которое выделяет существенные элементы новизны и организуется взрослым.

Последнее формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. И, это уже не всеядное любопытство на основе безусловного ориентировочного рефлекса! Но, важно и другое. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым. Согласитесь, совершенно недопустимо ради познавательного интереса загубить деревце, попытаться оторвать коту хвост, налить воду в дедушкины ботинки! Любознательность должна сочетаться с благородством поступка, формировать у ребенка эстетические и нравственные чувства. Сегодня речь пойдет об играх-занятиях с элементами экспериментирования для детей 2,5-3,5 лет , при помощи которых вы сможете:

  • Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».
  • Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.
  • Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.
  • Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира (объем, масса, движение, скорость, время, пространство полое, сквозное, замкнутое и т.п.).
  • Учить малыша выражать словами свои впечатления.
  • Обогащать впечатления ребенка произведениями поэтического творчества и фольклора.

Занятие «Водичка-водичка»

Цель . «Закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде (прозрачная, течет, льется, журчит, нужна всем - и животным, и людям, и растениям, потому что воду пьют, водой умываются, в воде купаются). Использовать игры с водой для оздоровления ребенка , подчеркнуть целительные свойства воды. В процессе занятия целесообразно использовать малые фольклорные жанры (потешки, пештушки), раскрывающие отношение человека к воде, ее значимость для всего живого. Материал . Репродукция к потешке «Водичка-водичка» (можно использовать любую картинку, на которой изображен умывающийся ребенок ). Прозрачный кувшинчик с кипяченой водой, прозрачные стаканчики (по числу участвующих). Кукла (резиновая), тазик (игрушечный). Ход занятия . Взрослый показывает ребенку картинку, на которой изображена умывающаяся девочка. Ребенок рассматривает ее 2-3 минуты. Отвечает на вопросы: «Кто изображен на картинке? Что делает?» Затем взрослый читает потешку: Водичка-водичка,
Умой Тане (наше) личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтобы смеялся роток,
Чтобы кусался зубок. Затем взрослый обращается к малышу с вопросом, какую он видел водичку, когда умывался, мыл руки, купался. Если ребенок затрудняется с ответом, сам называет свойства воды: прозрачная, течет, льется, журчит, булькает и т.п. Далее разыгрывается ситуация с куклой: её умывают над игрушечным тазиком. Взрослый медленно льет воду, давая малышу возможность прочувствовать слова «вода прозрачная, течет». В конце занятия мама разливает воду из кувшина – по стаканчикам, сопровождая действия словами: прозрачная, журчит, булькает. Предлагает ребенку попить, пьет вместе с ним.

Занятие «Какого цвета водичка?»

Цель . Использовать игровую ситуацию для ознакомления малыша с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью). Материал . Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой; белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей / I8x15см/. Ход занятия . Взрослый обращает внимание ребенка на то, что у него имеется несколько красок, например, красная, зеленая, синяя, желтая. Мама на своем листе белой бумаги «пробует» каждую краску, называет цвет, старается вызвать у ребенка живой интерес, смывает кисть в стаканчике с водой. Ее лист становится разноцветным. Ребенок запоминает названия каждой краски. Мамин листочек откладывается. Во второй части занятия ребенок действует самостоятельно под руководством взрослого. Мама дает малышу четыре краски и четыре стаканчика с прозрачной водой тряпочку для промакивания кисти. Вначале малышу предлагается поработать, например, с красной краской. Ребенок наносит красную краску на белый лист, мама показывает прием размывания краски. Ребенок закрашивает весь листочек. Мама обращает его внимание на то, что вода в стаканчике стала красной, особенно после того, как вымыли кисть. Красный листочек откладывается на просушку. Баночка с крашеной водой ставится рядом. «Видишь, от краски вода становится цветной. Значит вода «умеет» окрашиваться»,- говорит мама и предлагает попробовать и другие цвета. Аналогично проходит ознакомление с другими красками. После того как все листочки просохнут, мама собирает их в стопку, вниз кладет свои разноцветный листок. Всю стопку вкладывает в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой. Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и «шарики» меняют свои цвет: «Какого цвета шарик?», «А этот какой?» и т.д. Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый, красный шар. «Какой же шарик?» - «Разноцветный!», - говорит мама, показывает последнюю картинку в трафарете, где появляется расписной воздушный шарик.

Занятие «Волшебные краски»

Цель. Показать, как при смешивании трех основных цветов получаются другие. Так, например, соединение желтого и синего дает зеленый, красного и желтого - оранжевый; красного и синего - Фиолетовый (сиреневый); красного и черного - коричневый и т.п. Материал . Гуашь, кисти, 4-5 пустых прозрачных стакана. Ход занятия . Ребенок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать; моет кисточку в стакане, таким образом, возникает цветная водичка. «Затем малыш рисует другой краской и промывает кисточку в другом стаканчике, и во втором стакане появляется водичка другого цвета. Ребенок рисует всеми красками поочередно, промывая каждый раз кисть в новом стаканчике. Если малыш повторно обращается к какой-либо краске, то моет кисть в соответствующем по цвету стаканчике. Взрослый собирает все стаканчики на один поднос и предлагает малышу показать «фокус». Мама наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку и туда добавляет желтую воду. «Что у нас получилось? Какой цвет водички? - Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, цветочки». Аналогично взрослый получает фиолетовый, зеленый, коричневый цвета и т.д. Примечание . Основными считаются три цвета: красный, желтый, синий. Именно при их соединении получаются все другие цвета спектра. Оттенки (голубой, розовый, салатовый и другие цвета) получают при соединении основных цветов с белилами. В конце занятия малыш и мама разговаривают, рассматривают рисунок, ребенок рассказывает, что нарисовал. Мама может что-то дорисовать, чтобы появилось большее сходство с образом. Конечно, предварительно спросив разрешения у маленького художника.

Занятия «Цветные льдинки»

Цель . В процессе экспериментирования показать ребенку , как вода при охлаждении превращается в лед (замерзшую воду). Материал . Полиэтиленовые формочки для игр с песком (5-7 шт.); коробка из-под шоколадных конфет; кувшинчик с прозрачной водой; цветная вода в стаканчиках. Примечание . Данное занятие может стать логическим завершением игровой ситуации, описанной в предыдущих двух занятиях. Ход занятия . Мама беседует с малышом о зиме, спрашивает о ее признаках (снег, лед, холодно). Подчеркивает, что на морозе вода превращается в лед: «Мы сделаем с тобой льдинки». Расставляет формочки на столе. На глазах у ребенка наливает в одни формочки прозрачную воду, в другие - цветную. «Когда пойдем гулять, мы вынесем их на мороз и посмотрим, что у нас получится». Примечание . С целью охлаждения воды в условиях дома можно использовать балкон, выставив Формочки на подоконник с другой стороны окна. Ребенок может видеть их через стекло. Во второй части занятия используется коробка из-под конфет для изготовления «бус». В формовочную упаковку в присутствии детей заливается цветная вода (желательно чередовать контрастные цвета, например, синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый и пр.). Затем в залитые формочки следует положить толстую нитку, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки. На прогулке взрослый предлагает малышу посмотреть, что произошло с водой. Когда придет время гулять, взрослы в присутствии ребенка вынимает, цветные «нитки бус», и на улице украшает ими елочку, дорожки или снеговика.

Занятие «Снежные Фигурки»

Цель ребенка на свойства снега (тает, превращается в воду в тепле; снег и снежинки - это капельки воды, которые зимой в воздухе превращаются в снежинки); рассмотреть снежинку на ладошке (на варежке) во время прогулки, подчеркнуть, что снег – «это много-много снежинок». Провести в присутствии малыша эксперимент со снегом, показать, что снег может быть сыпучим или липким: из липкого можно лепить фигурки и делать «пирожки». В помещении, в тепле, снег обязательно растает и превратится в воду. Материал . Полиэтиленовые формочки (для песка) и совочки. Подносы для формовки, невысокие и широкие емкости для снега. Ход занятия . Взрослый вносит в комнату емкости со снегом, подзывает к себе ребенка . Показывает на снег, говорит, что он белый, холодный, в помещении начинает таять - становится липким. Далее совочком раскладывает снег в формочки для песка, делает из снега на подносе снежные куличики («рыбка», «цветочек», «бабочка», «птичка» и т.п.). Во второй части занятия взрослый предлагает малышу сформовать из снега фигурки; поясняет, что снег руками брать нельзя, надо использовать совочек. Примечание . Перед занятием полиэтиленовые или пластиковые формочки желательно нагреть в воде или на радиаторе отопления. Взрослый следит за тем, чтобы малыш использовал совочек, самостоятельно переворачивал наполненные снегом формочки на поднос. Малыш делает на подносе 3-5 снежных Фигурки, мама также принимает участие в игре. Поднос устанавливается в поле зрения ребенка : он наблюдает, как снежные фигурки постепенно превращаются в воду. Мама может в занятии использовать произведения художественной литературы, относящиеся к зимнему времени года Л. Никитин Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно;
Серебристый иней
Запушил окно. А. Барто Снег
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок. С. Высотская «Снежный кролик»
Мы лепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз
Вместо глаз
Угольки нашлись у нас,
Кролик вышел как живой!
Он с хвостом и головой!
За усы
Не тяни -
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие! Л.Павлова «Снеговик»
Два блестящих уголька –
Глазки у Снеговика,
Яркий нос, в руках - метла,
Веселится детвора!

Занятие «Найди колокольчик»

Цель . Научить послуху находить заданный предмет. Материал . Коробочки (3-4 шт.), в которые закладываются звучащие предметы, например, колокольчик, камешки, погремушка. Одна коробочка остается пустой. Ход занятия . Мама показывает малышу закрытые коробочки, говорит, что в трех коробочках лежат разные предметы, а в одной - ничего нет. Просит найти коробочку, в которой отсутствуют какие-либо предметы. Подсказывает, как это можно сделать: «Покрути коробочку, послушай: лежит там что-то?» Малыш находит коробочку, которая не издает звук. «Значит, она пустая», - поясняет взрослый. Во второй части занятия ребенок по слуху определяет, что лежит, в какой коробочке: колокольчик звенит, погремушка гремит, а камешки стучат. Если малыш затрудняется, мама помогает. На последующих занятиях у ребенка будет формироваться более тонкая дифференцировка на звуки. Малыш узнает, что содержимое коробочки можно определить по слуху. После экспериментирования игра с найденными предметами разворачивается ситуативно, т.е. по замыслу ребенка .

Занятие «Какой «самолетик» улетит дальше?»

Цель . Показать планирование предметов по воздуху. Материал . Одинаковые листы цветной бумаги, из которых выполняется методом оригами 5-6 цветных «самолетиков» с целью их испытания на дальность полета. Примечание : взрослый складывает «самолотики», малыш наблюдает и помогает. Ход занятия . Экспериментировать желательно на дачном участке, в парке, на полянке в лесу, т.е. на открытом и свободном пространстве. Папа показывает как следует «запускать» самолетик, отрабатывает траекторию движения руки (метод пассивных движений). Если у малыша не получается, взрослый помогает. Когда все поделки будут испробованы, папа вместе с ребенком отмечают: какой предмет пролетел на самое дальнее расстояние. Далее игра разворачивается ситуативно, т.е. по замыслу играющих участников.

Занятие «Какая машинка уедет дальше?»

Цель . Используя ситуацию экспериментирования, организовать игру с машинками одного размера и одинаковой конструкции, но разного цвета («Чья машина самая быстрая»). Материал . Цветные машинки 2-3 шт. Доска (скат) шириной 80-100 см, укрепленная с одного края на высоту 40-50 см (зимой в доме, летом - на воздухе). Ход занятия . Взрослый и ребенок рассматривают машинки. «А чья машинка уедет дальше, твоя или моя?» - спрашивает мама, побуждая тем самым малыша к экспериментированию. Во второй части занятия взрослый и ребенок поочередно, встав у приподнятого края ската, пускают машины «под горку», сообщив им начальную скорость. Отмечается, какая машинка уехала дальше. Затем эксперимент повторяется, участники меняются машинками. Если результат повторяется, машинка считается «победительницей». В следующей части занятия экспериментируется вторая пара машинок, устанавливается наиболее мобильная. И, наконец, - из двух лидирующих машинок путем очередного экспериментирования устанавливается самая призовая машинка. На последнюю можно прикрепить флажок. Так ребенок опытным путем знакомится с предметами, которые перемещаются с помощью колес, а также с тем, что скорость передвижения зависит от силы толчка. Если в игре возникает неоднократный повтор, то взрослый учит малыша делать первые умозаключения: эта машинка самая быстрая. Можно игрушки выстроить по степени лидерства, присвоив самой быстрой номер первый, наклеив цифру на ее капот. Точно так же отметить цифрами и другие машинки. Малыш получает опыт символической функции в цифровом обозначении. Варианты . На повторных занятиях в кузов машинок можно укладывать различные грузы и определять связь скорости и веса перевозимых предметов и их количества. Аналогичную игру можно провести с шариками, мячами, обручами и т.п.

Занятие «Какие предметы держатся на воде?»

Цель . Используя игровую ситуацию, обратить внимание ребенка на то, что одни предметы – на воде держатся, другие - тонут. Материал . Набор предметов из различных материалов: щепочка (деревянная лодочка), полиэтиленовая планочка (рыбка), железный гвоздик (металлическая рыбка), бумажный кораблик (цветочек), резиновый шарик, ватный «снежок» и др.; ведерко, широкое блюдо, наполненное водой. Ход занятия . Взрослый предлагает малышу встать около емкости с водой. Он показывает набор подобранных предметов. Малыш рассматривает их. Затем, по предложению мама, ребенок начинает опускать на воду один предмет за другим. Взрослый комментирует происходящее. В процессе игровых действий опытным путем устанавливается: не все предметы держатся на воде; на поверхности воды плавают легкие предметы, такие как щепочка, резиновый шарик, ватный «снежок»; металлические (железные) предметы более тяжелые - они тонут. Мама предлагает малышу подуть на воду, чтобы можно было дуновением направить плавающие предметы в определенную сторону. В конце занятия мама предлагает, «испытать» бумажные лодочки: она складывает методом оригами 1-2 лодочки, малыш опускает их на воду. Далее игра разворачивается ситуативно. т.е. по замыслу играющих.

Занятие «Солнечный зайчик»

Цель. Показать, как с помощью зеркала можно отражать солнечный луч, вызывая блики на стенах или на травке, дороге, воде. Материал . Зеркало небольшого размера (7-10 см в диаметре) Ход занятия . Занятие проводится в солнечный день в помещении или на улице. «Солнечным зайчиком» мама называет луч от зеркальной поверхности, предлагает малышу посмотреть как зайчик «бегает» по травке (на улице), как играет в прятки (в доме). Игра разворачивается ситуативно по желанию ребенка : он может просто наблюдать, как скачет солнечный зайчик, и попросить самому поиграть с зеркальцем; малыш хочет поймать солнечного зайчика и пытается его взять в руки; взрослый и ребенок делают «солнечных зайчиков» одновременно каждый своим зеркальцем: один зайчик «догоняет» другого; солнечным лучиком играют с котенком и т.п.

Занятие «Где ночует солнышко?»

Цель . Обратить внимание малыша на то, что солнышко в течение дня меняет свое положение на небе. Восход солнышка можно наблюдать в одно окошко, а вечером заход солнышка виден уже с другой стороны, в другое окно. Ход занятия . Утром, в солнечный денек, поднимая малыша после сна, мама предлагает ребенку «поздороваться» с солнышком. Она подводит его к окну с восточной стороны и предлагает протянуть солнышку ладошки: «Здравствуй-здравствуй,солнышко!
Солнышко - колоконышко!»
«Лей щедрее, солнышко!
Золото в ладонышки!» А теперь с солнышком поздороваются твои игрушки: и Заика, и Мишка, и кукла Настя, и все-все твои любимые друзья, все говорят: «Здравствуй, Солнышко!». В течение дня, если у малыша сохраняется интерес к наблюдению, мама обращает его внимание на то, что солнышко уже не там, где было; солнышко «гуляет». Вечером взрослый показывает закат солнца и говорит: солнышко уходит, «садится», прячется за горизонт, уходит «спать», отдыхать. «Видишь, совсем в другой стороне, можно наблюдать его в противоположное окошко (с западной стороны). «Скажем Солнышку до завтра. Мы утром опять встанем встречать Солнышко!» - поясняет взрослый. «Солнце спряталось за ветки,
Спать легли лесные детки,
Кто в берлоге, кто на ветке,
Кто в дупле, а кто в канавке
У воды в зеленой травке,
Мой малыш в своей кроватке».

Занятие «Ловись, рыбка, большая и маленькая»

Цель . Используя ситуацию экспериментирования, познакомить ребенка со свойствами магнита (притягивает металлические предметы). Организовать игру на основе сюжета «Ловись, рыбка, большая и маленькая». Материал . Магнитные «удочки» (по числу играющих): палочки длиной 50-40 см, в сечении 5-6см, на них засечки для закрепления суровой нитки длиной 30-35 см; на конце нитки крепится магнит. Примечание. Магниты можно взять из пособия «Магнитная азбука (алфавит)». Вместо палочек - два одноцветных высохших фломастера, которые склеивают широкими концами. Разноцветные рыбки из картона (с укрепленными на них металлическими скобками или канцелярскими скрепками, которые хорошо притягиваются к магниту). Большое блюдо или круглая красивая коробка с приподнятыми краями – «озеро». Ход занятия . Взрослый ставит на стол коробку или блюдо с рыбками: это озеро, в нем живут разноцветные рыбки, мы попробуем их поймать с помощью удочек. Мама демонстрирует свойства магнита, используя несколько металлических предметов: «Это магнит, видишь, как притягивает к себе гвоздики, шурупы, скрепочки - все металлическое. Попробуем, притянет магнит бумажку или тряпочку, щепочку? Нет, не притягивает!» Далее экспериментирование переходит в игру с удочками. Мама обращает внимание малыша, - что на конце каждой удочки имеется магнит (рыбки будут «клевать» на него и «приклеиваться»; показывает игровое действие. Малыш самостоятельно ловит рыбок. Взрослый отмечает, какую рыбку удалось выловить, для большего интереса, целесообразно кроме рыбок заготовить изображение каких-либо предметов, например, - сапожок, шляпу, кастрюлю, колесо, калошу и пр. Когда малыш вылавливает вместо рыбки какой-то неожиданный предмет, это вызывает много смеха и веселья. В игре могут принимать участие все члены семьи: интересно узнать, у кого же будет самый большой улов? В заключение необходимо заметить, что родители могут сами создавать интересные ситуации экспериментирования с игрушками и различными предметами. Ребенку можно показать увеличительное стекло, рассмотреть божью коровку, посчитать, сколько пятнышек на ее крылышках; муравья-труженика; мотылька с разноцветными крылышками; и, конечно, чашечки цветов. Можно наблюдать за подсолнухом, поворачивающим головку вслед за солнцем и многое другое. Так родители учат ребенка с раннего детства любознательности, которая станет чертой его характера.

В двухлетнем возрасте ребенок делает качественный скачок в своем развитии, осваивает новые горизонты. В ближайшее время могут прозвучать первые фразы, первое «я». В этот период очень важно уделить внимание сенсорному развитию (развитие органов чувств) и моторному (овладение движениями). В статье представлен обзор идей интересных и развивающих игр и занятий с детьми от 2 до 3 лет.

В этом возрасте уже можно начинать знакомится с первыми буквами, заучивать цвета, простые фигуры. Усилить восприятие ребенка можно через зрительные, тактильные, слуховые компоненты.

Предлагаю Вашему вниманию несколько разновидностей игр и занятий, которые помогут малышу развить такие познавательные процессы, как восприятие, внимание, память, логическое мышление.

1. Игра с баночками и крышками

Подготовьте различные пустые емкости с крышками (например, из-под крема, лекарств, кофе, шампуня и др.)

Покажите малышу, как нужно отворачивать крышки и дайте ему самому это сделать с остальными банками. Затем все перемешайте и дайте задание подобрать к каждой баночке подходящую крышку. Периодически меняйте баночки и усложняйте задачу малышу, ищите разные варианты закручивания крышек.

2. Игра с прищепками

Подготовьте для игры различного вида и цвета прищепки, шнурки, ленточки, фигуры животных, деревьев из картона и др.

Покажите малышу, как открывается ротик прищепки, медленно нажимая указательным и большим пальцем на нее. Затем дайте попробовать ребенку. Далее предложите ребенку сделать ежика, солнышко, елочку, рыбку, стрекозу. Также дайте ребенку попробовать прикрепить прищепки к различным краям, например рукавички, полотенца, корзинке, шнурку.

3. Игра обобщение

Подготовьте различные фрукты и овощи и разложите перед малышом. Попросите найти и отложить в сторону только груши (разные по цвету и размеру), а в другую яблоки. Для малышей старше 2,5 лет дайте задание разложить в одну сторону овощи, а в другую фрукты.

4. Игра «Договори словечко»

Приготовьте картинки, например с кошкой, мишкой, машиной, мячом. Разложите перед ребенком картинки, назовите их и предложите малышу назвать их самостоятельно. Затем предложите рассказать стишок и назвать картинку, которая подходит к стишку. При этом заканчивая стихотворение, последнее слово даете назвать малышу.

Шел по лесу толстый мишка

На него свалилась (шишка),

Тише Танечка не плачь,

5. Игра переливание воды

Покажите малышу, как можно переливать воду кружкой из одного ведра в другое. Когда ему надоест, предложите половник или ковш.

Далее покажите, как из одной миски можно перелить воду в другую при помощи шприца, резиновой груши, губкой (отжимая воду в миску), большой ложкой. Дайте ему попробовать самому. Такие игры можно проводить и во время купания.

6. Просеивание

Подготовьте две небольшие миски, ситечко, манку и горох. Манку и горох перемешайте и насыпьте в одну из мисок. Покажите малышку, как нужно держать ситечко и зачерпывать им. Потрясите его, просеивая манку. Когда останется горох, пересыпьте его в пустую миску. Дайте повторить малышу.

7. Сортировка природного материала

Подготовьте три вида природного материала, например разновидности орехов. Попросите ребенка разложить предметы в три миски, покажите, как это делается. Когда малыш справится, предложите ему заняться сортировкой с закрытыми глазами.

8. Учимся различать и называть цвета

Некоторые совершают ошибку, когда начинают обучать цвету, не имея исходных образцов цвета. Например, говорят, покажи желтый цвет, такой же, как солнышко. Однако солнышко бывает не только желтого цвета. Поэтому для обучения всегда должны быть карточки с эталоном цвета. Рекомендуется начинать обучение с самых ярких цветов, например с красного.

Познакомив ребенка с цветом, попросите найти игрушку такого же цвета. Когда ребенок принесет, отправьте его за другой игрушкой, так пока не принесет все игрушки красного цвета. Аналогичным образом познакомьте его с другими цветами. Когда ребенок научится различать цвета, усложните игру и, показывая на предмет, предлагайте ему называть какого он цвета.

Про речевое развитие ребенка от 2 до 3 лет читайте

9. Учимся различать и называть геометрические формы

К трем годам малыш должен научиться различать как минимум две простые формы: круг и квадрат. Если ребенку легко это дается, попробуйте также научить его и другим формам. Для обучения можно использовать разные развивающие игры, рамки, вкладыши, трафареты, наклейки.

10. Учимся рисовать линию

Цель задания постепенного готовить ребенка к письму.

Дайте ребенку лист с изображением жёлтой бабочки и голубой стрекозы, а также цветочка и листочка. Предложите посадить бабочку на цветочек, а стрекозу – на листочек. Для этого надо провести дорожки. Малыш сначала проводят дорожки пальчиком, а потом фломастером.

11.Учим первые буквы.

Тут подойдут любые игровые методики. Мне очень нравится методика Н.Пятибратовой, где для запоминания буквы используется картинка ассоциация и закрепляющее движение. Методика рассчитана для быстрого запоминания.

Из литературы в этом плане подойдет: Букварь. Учимся читать с 2-3 лет. Все задания здесь рассчитаны именно на малышей.

Очень интересная азбука Юлии Таракановой «Живые буквы». Картинка — ассоциация, подобранная к букве, по своей форме очень похожа на саму букву. Так что в процессе игры с карточками в памяти ребенка формируется устойчивая ассоциация «картинка - форма буквы - название буквы».

12. Учимся считать и разделять простые формы

В этом возрасте целесообразно обучить ребенка счету до 5.

В процессе обучения можно использовать игрушки, кубики, пальцы рук, счеты, считалочки и другие игры.
Также для изучения очень важны карточки. Их можно купить, или смастерить с ребенком самостоятельно. В начале показывайте их малышу последовательно, затем меняйте очередность.

Учите малыша сравнивать предметы различать контрастные величины:

  • На примере карандашей либо веревочек объясните, что значит короткий и длинный;
  • Сделайте из дощечек две дороги, одну широкую и одну узкую. Пусть малыш покатает по ним машинки. Объясните где широкая, а где узкая дорога;
  • Постройте из кубиков домик, один высокий, а другой низкий. Объясните малышу, где какой домик.

13. Игра весёлые прыжки

Цель — совершенствование моторики детей, координации движений.

Игра в ракету и самолет:

Раз, два - стоит ракета. (Руки вверх, сомкнуты над головой )

Три, четыре - самолёт.(Руки в стороны )

Раз, два - хлопок в ладоши, (прыжки на одной и двух ногах .)

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре -

Руки выше, плечи шире. (Руки вверх и в стороны )

Раз, два, три, четыре -

И на месте походили. (Ходьба на месте )

Проводя занятия, обращайте внимание на то, какие игры нравятся Вашему малышу больше, а какие не очень. Двухлетние малыши сами показывают нам, что им интересно, а наша задача построить на этом развивающие занятия.

Малыши очень любят играть, а для того, чтобы провести время не только весело, но еще и с пользой, молодым родителям лучше подобрать развивающие игры. Ведь играя, ребенок с легкостью обучается новому. А вот какие игры лучше подобрать для карапуза двух лет, мы и постараемся рассмотреть в этой статье.

1. Зажигаем свет в оконцах

Игра достаточно простая, но вместе с тем она прекрасно развивает мелкую моторику ручек, а также мышление малыша. Покажите карапузу домик, в котором часть окон закрашена, предложите запомнить, какие именно окна «горят», после этого уберите картинку. Положите перед малышом новый домик, в котором все окошечки пустые, дайте ему желтые квадратики, пусть он сам наклеит, как можно аккуратнее туда, где они должны гореть.

Сложность игры можно повышать, пририсовывая новые этажи и дополнительные окошечки

Для этой игры можно воспользоваться выше нарисованным пособием. Вырежьте кубики с животными и кружочки, предложите малышу закрыть окошечки с животными кружочками соответствующего цвета. Причем он должен наклеить их как можно аккуратнее.

На первый взгляд игра очень проста, но с помощью ее вы сможете помочь развить ребенку мелкую моторику рук, ведь в его возрасте очень сложно сделать это аккуратно. Кроме этого, малыш научится сортировать цвета, а также тренировать логическое мышление.

Так как в возрасте 2 лет у малыша начинается активное развитие речи, то следует уделить особое внимание упражнениям и играм, которые помогут расширить его словарный запас, а также научат правильному дыханию. Простым упражнением, которое поможет развить правильное дыхание, будет игра в свистульки или выдувание мыльных пузырей.

А вот для игры, помогающей развить артикуляционный аппарат, развивает речь и расширяет словарный запас, понадобятся карточки с животными.

Вместе с малышом рассмотрите животных, расскажите все то, что сами знаете о каждом животном, проговорите о том, какие звуки издает каждый из них. После этого, закрепите то, что вы прошли, показывая по очереди карапузу карточки и расспрашивая о том, какие звуки издает животное.

4. Игры в мяч

Учитывая то, что малыши двух лет очень подвижны, им трудно усидеть на месте, поэтому не забывайте разбавлять занятия подвижными играми, в тем более, что они прекрасно развивают глазомер, учат быстроте реакции, ловкости, развивают координацию движения.

Лучшим ва риантом будет игра в мяч. Вы сами можете придумать свою игру. Например, можно поставить коробку и сыграть с малышом на счет, кто больше раз попадет в коробку, или же предложить попинать мяч, у кого дальше укатится, или просто покидать друг другу в руки.

5. Игра на развитие памяти и внимания

Наиболее простая, но эффективная игра на развитие памяти и внимания, это игра «Чего не хватает?». Расставьте на столе три-четыре игрушки, попросите малыша внимательно посмотреть на них, а потом отвернуться. Уберите одну игрушку и спросите ребенка, чего не хватает? Сложность игры можно повысить, добавив еще игрушек. Можно игру перевернуть наоборот, не убирая, а добавляя игрушку, и спрашивая, что изменилось.

6. Игра на развитие логики и воображения

Для этой игры вам понадобится чистый лист, фломастеры и разнообразные фигурки конструктора: кубики, прямоугольники, треугольники. Обведите каждую фигурку фломастером, а затем положите фигурки рядом с листом и попросите малыша поставить фигурки на свое место. Задание можно усложнить, заменив простые фигуры более сложными предметами: ножницы, ручка, стакан и т.д.

Кроме этого, в магазинах продают уже готовые подобные конструкторы-кубики . Куб имеет на каждой стороне отверстия, соответствующее определенной фигуре, ребенок должен сам подобрать к фигуре нужную сторону, и положить ее внутрь куба

7. Игра для обучения счету

Предложите малышу представить, что вы ждете гостей, а для этого надо накрыть стол и разложить угощение. Изначально возьмите не более трех тарелок. Расставляя тарелки на столе вместе с малышом, вслух посчитайте их. Затем предложите разложить по тарелкам фрукты, или конфеты, и так же посчитайте их. Можете быть уверены, ребенок быстро запомнит счет, и кроме этого научится понимать, что всегда нужно делиться и не жадничать.

Уделяйте своему ребенку как можно больше времени, разговаривайте с ним, рассказывайте обо всем, что видите, и тогда ваши усилия не станут напрасными.

Консультация для родителей "Развиваем малыша дома - примеры занятий"

Мурыгина Мария Трофимовна, воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 34» г. Иваново

Описание материала: Данная консультация будет интересна родителям и воспитателям младших дошкольников. В консультации представлены несколько занятий по развитию малышей 2-3 лет в домашних условиях.

Цель консультации: помочь родителям правильно организовать домашние занятия по развитию дошкольников.

Консультация для родителей "Развиваем малыша дома - примеры занятий. Тема "Зима"

Ничто не сплачивает так, как совместное дело, совместные занятия. Так здорово заниматься со своим любимым малышом, отмечать его успехи, радоваться его маленьким победам.

Скоро полетит первый снег, замерзнут лужи. Пора задуматься, как же мы будем изучать с нашими детками зиму.
Предлагаю вашему вниманию несколько занятий.

Занятие 1.

«Первый снег» - рисуем пальчиком
Материалы: затонированный лист бумаги формата А4 с нарисованным деревом (тонируем заранее гуашью или акварелью, или распечатываем на принтере), белая гуашь в плоской крышечке, влажные салфетки вытирать руки, аудиозапись музыки Ф. Шопена «Ноктюрн. Классика для малышей от 0».
Что развиваем: художественный вкус, пространственное воображение, формируем умения и навыки, необходимые для создания творческих работ; развиваем речь – обогащаем словарный запас (снежок легкий, белый, пушистый); развиваем мелкую моторику; формируем целостную картину мира; развиваем и поддерживаем интерес к музыке.
Ход занятия.
На деревья, на лужок
С неба падает снежок.
Легкий белый и пушистый,
Жаль растает очень быстро.

Малыш, скоро наступит зима, полетят с неба первые легкие снежинки. Давай и мы попробуем нарисовать сегодня первый снег на нашем листочке.

Сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно ребенок обмакивает пальчик в краску и рисует снежок, оставляя следы на бумаге.
Во время рисования слушаем музыку Ф. Шопена «Ноктюрн. Классика для малышей от 0».

В конце занятия не забудьте похвалить маленького художника, а рисунок повесить на самом видном месте!

Занятие 2

«Рябинка»
Материалы: распечатка с веточкой рябины формата А5, фотографии снегирей, красная гуашь в плоской крышечке, влажные салфетки, аудиозапись музыки И. Баха «Шутка»
Что развиваем: художественный вкус, пространственное воображение, формируем умения и навыки, необходимые для создания творческих работ; развиваем мелкую моторику; формируем целостную картину мира; развиваем и поддерживаем интерес к музыке.
Ход занятия.
- Посмотри в окно, какие деревья? (голые, без листьев)
- Правильно, все листочки опали, на земле лежат. Только ягодки на рябинке остались.
Я смотрю в свое окно,
Вижу дерево одно.
Гроздья красные висят,
Птички скушать их хотят.
(показываем фотографии снегирей)


- Давай нарисуем птичкам угощение.
Рисуем пальчиком красной гуашью ягодки рябинки на веточках. Слушаем музыку И. Баха «Шутка»


Не забываем хвалить малыша!

Занятие 3

«Снегопад»
Это занятие немного сложнее, т.к. работать будем и с красками, и с цветной бумагой.

Материалы: лист синего картона формата А4 (лучше не ламинированного), цветная самоклеющаяся бумага, белая гуашь, вода, кисть № 3, тряпочка, аудиозапись музыки Вальс Шарль Гуно «Классика для малышей»
Что развиваем: художественный вкус, пространственное воображение, формируем умения и навыки, необходимые для создания творческих работ; развиваем речь – обогащаем словарный запас (снегопад), развиваем умение услышать и понять заданный вопрос; развиваем мелкую моторику; формируем целостную картину мира; развиваем и поддерживаем интерес к музыке.
Подготовительная работа: взрослый вырезает заготовку дерева из самоклеющейся бумаги
и отгибает у деталей один уголок, чтобы ребенок смог снять защитный слой.
Ход занятия.
- Посмотри, скорей в окно,
Там уже совсем бело,
Снег засыпал все дорожки
И дома все замело.
- Вот и наступила зима!
- Малыш, когда очень долго падает снег, это называется «снегопад».
Посмотрите, сколько снега!
Так и сыплет, сыплет с неба..
Нам уже от снегопада
Никуда не деться!
Пересыпать снег бы надо
В небо по соседству! (И. Шевчук)
- Хочешь, мы сегодня нарисуем «снегопад»?
- Ой, а на что же у нас будет падать снег? (взрослый показывает на пустой синий картон). У нас нет ни деревьев, ни домов?
- Давай, сначала приклеем дерево. Я тебе немного помогу (Вместе приклеивают дерево).
- Как ты думаешь, чем мы сегодня будем рисовать? (на столе стоят кисть, баночка с водой и гуашь)
- Правильно, кисточкой и краской.
- Мы будем делать снеговые следы (Прием «примакивания»: мочим кисть, лишнюю воду убираем о край баночки, набираем краску, примакиваем кисть к листу, убираем руку, опять примакиваем, опять убираем. Можно свои действия сопровождать словами «топ-топ – снег идет»).
Во время работы слушаем музыку.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «savico.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «savico.ru»