Использование наглядного материала в обучении детей элементарным математическим представлениям. Наглядный материал для детского сада своими руками Наглядное пособие развитие ребенка

Подписаться
Вступай в сообщество «savico.ru»!
ВКонтакте:

В современном мире детей постоянно окружают информационные символы и знаки, с которыми они встречаются в магазинах, транспорте, на улицах родного города. Яркие и красочные вывески, разнообразные световые сигналы привлекают внимание ребёнка, помогают ориентироваться в пространстве, осваивать важную информацию о безопасном поведении. Использование карточек, картинок и схем в детском саду поможет воспитателю пробудить интерес к теме занятия, активизировать мыслительные процессы воспитанников, проиллюстрировать словесную информацию, научить детей видеть главное и делать самостоятельные выводы.

Значение наглядного материала для дошкольников

Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово.

К.Д. Ушинский

Многие виды знаний, которые ребёнку сложно понять на основе устного пояснения или рассказа педагога, он с лёгкостью усваивает, если информация подаётся в виде схематического изображения или модели. Происходит это потому, что у детей до 6–7 лет преимущественно развито наглядно-образное мышление. Например, дошкольнику гораздо легче представить звуковой состав слова или процесс деления целого предмета на части именно с помощью наглядной схемы-картинки, нежели словесной формы подачи материала.

Цели и задачи создания наглядного материала

Приём наглядности - один из ведущих принципов обучения дошкольника, который путём создания доступных для понимания и эстетически привлекательных образов позволяет добиться более качественного усвоения материла.

Яркий и интересный раздаточный материал привлекает внимание детей и эмоционально вовлекает в деятельность

Эффективность наглядного метода связана с тем, что демонстрационный и иллюстративный материал позволяет активизировать зрительный, слуховой и тактильный каналы восприятия ребёнка, эмоционально вовлекает в познавательную деятельность.

Активное использование наглядных пособий во время работы с детьми способствует:

  • осознанному восприятию и разностороннему усвоению материала;
  • формированию пространственных и количественных представлений;
  • развитию абстрактного и логического мышления;
  • совершенствованию речи и образного мышления;
  • формированию интеллектуальных операций анализа и синтеза.

Основные виды наглядного материала

Наглядный материал по способу использования бывает индивидуальный и групповой.

Виды наглядности:


Виды наглядного материала:

  • Палочки и предметные наборы (кубики, игрушки) для счёта - используются в процессе формирования понятий о числе и счёте.
  • Наборные панели или фланелеграфы с силуэтами, изображающими транспорт, цифры, знаки математических действий, буквы, животных, фрукты, овощи, птиц. Трафареты вырезаются по шаблону из плотной бумаги или картона разного цвета. Для доски, обтянутой чёрной фланелью, тыльная сторона трафарета должна быть выполнена из наждачной или бархатной бумаги.
  • Сюжетные картинки с кармашками или прорезями («Моя семья», «Детский сад», «Распорядок дня», «Лесные животные», «Времена года», «Одежда», «Моя родина» и т. д.).

    Тематические демонстрационные стенды помогут малышам усвоить и обобщить полученную информацию

  • Предметные картинки.

    Предметные картинки развивают речевые способности и логическое мышление

  • Тематические газеты и плакаты.
  • Первые шаги в освоении новой программной задачи лучше делать с опорой на сюжетный и предметный объёмный материал.
  • Постепенно переходить к сюжетной наглядности в картинках и абстрактной наглядности.
  • В процессе объяснения желательно использовать широкий диапазон разнообразной наглядности.
  • Целесообразно заранее познакомить детей с новым наглядным пособием.

Видео: рассказ по сюжетным картинкам на тему «Зима»

Метод наглядного моделирования

Метод наглядного моделирования в доступной для ребёнка форме демонстрирует свойства объекта и причинно-следственные связи. Виды моделей могут быть следующими:

  • Объёмная модель, сконструированная по аналогии с объектом и воспроизводящая его характерные свойства и связи.

    Объёмные модели «Весёлые человечки» помогают при характеристике и различении звуков

  • Предметно-схематическая модель иллюстративно воспроизводит внутренние связи с помощью предметов-заместителей и рисованных изображений (силуэты, контуры, геометрические фигуры).

    Предметно-схематические модели помогают детям составлять рассказ по сюжетным картинкам

  • Графические модели - обобщают и систематизируют информацию в схематическом виде (мнемотаблицы, графики, пиктограммы). Мнемотаблицы особенно хорошо себя зарекомендовали при разучивании стихотворений: каждое слово или группу слов изображают в виде картинки, таким образом, всё стихотворение преобразуется в схематический ряд. Дошкольник, опираясь на графическую символику, расположенную в цепочке из квадратиков, воспроизводит текст стихотворения по памяти. Со временем ребёнок сам становится автором подобных стихотворных схем.

На этой странице интернет-магазина представлены наглядные пособия для детского сада . Их разработка производилась с учетом рекомендаций и указаний детских психологов и педагогов. Все наглядно дидактические пособия учитывают особенности программ и соответствуют их содержанию. Благодаря своему разнообразию, красочности и привлекательности они станут отличными помощниками для воспитателей. Поскольку пособия для детского сада просты и доступны, они могут использоваться не только в образовательных заведениях, но и в домашних условиях. Родители могут их применять для домашних занятий с детьми.

Дидактические пособия предназначены для ознакомления ребенка с определенными понятиями, предметами и характеристиками. Однако затем следует изученное закрепить и ввести его сферу используемых понятий. Для этого также требуются яркие и запоминающиеся пособия.

Чтобы ребенок лучше запомнил изучаемую информацию и усвоил ее, требуется привлечь его внимание. Такой результат может достигаться только благодаря качественным, удобным, ярким наглядным материалам. Именно наглядность позволяет привлечь внимание ребенка, обеспечивает сосредоточенность, что в свою очередь позволяет ему легче усваивать материал и лучше его запоминать. Наглядность пособий воздействует не только на память. Благодаря яркости образов ребенок создает аналогии, которые понятны конкретно для него. Благодаря этому разнообразные понятия включаются в сферу используемых. Все это повышает качество обучения.

В магазине в широком ассортименте представлены дидактические пособия из серии Мир в картинках . Яркие и достоверные изображения позволяют ребенку не только запомнить определенные характеристики, но и создать определенный образ. Для развития речи предназначаются наборы Рассказы по картинкам . Воспитатели могут воспользоваться материалами Расскажите детям о… В них рассматриваются практически все сферы, с которыми сталкиваются ребенок. Эти наглядные материалы позволяют рассказать детям о грибах, деревьях, домашних и лесных животных, морских обитателях и насекомых, птицах, садовых ягодах, фруктах и многом другом. Используйте пособия и ваш рассказ дополнится яркими картинками, и создастся нужный образ.

Помимо привлекающих внимание картинок пособия "Расскажите детям о…" содержат стихи и загадки на заданную тему, о предметах, которые рассматриваются. Это является необходимой составляющей для комплексного восприятия информации. Она получает не только зрительную, но и звуковую составляющую.

Все эти пособия легки в использовании, поэтому могут использоваться родителями для домашних занятий. Используя наглядные пособия, можно играть в различные познавательные игры. В будущем такие занятия хорошо отразятся на дальнейшем развитии и обучении ребенка. Они дадут необходимую базу знаний для лучшего восприятия школьного материала.

При обучении дошкольников в детских садах важную роль играет наглядность. У детей в этом возрасте развито наглядно-образное мышление, им легче воспринимать информацию через действия с предметами, ощущая и познавая объекты. Поэтому воспитатель на занятиях использует много демонстрационного материала, схем, картин, иллюстраций к сказкам, учебных пособий. Широко применяются инновационные компьютерные технологии. Детям на столах раскладывают раздаточный материал, который малыши могут брать в руки, обследовать, потрогать, пощупать. Это помогает познавать свойства предметов, выполнять заданные воспитателем задачи.

Изготовление пособий

В наше время для детских садов издается много интересных и ярких материалов. Все это закупается садами и воспитателями. Но каждый педагог привносит в свою работу свое видение, фантазию, творческий подход. Поэтому большинство пособий для занятий воспитатель создает своими руками.

Чтобы демонстрационный материал для детского сада был красивым и практичным, используются следующие материалы: яркая цветная бумага, напечатанные на цветном принтере картинки по теме, самоклеющиеся цветные обои, плотный картон, краски, цветные мелки, тканевый материал и др. Для того чтобы пособия служили дольше, готовую картинку ламинируют.

Ознакомление с природой

Воспитатель, планируя занятие, заранее продумывает, какой демонстрационный материал понадобится для усвоения данной темы, ищет в интернете необходимые изображения и отпечатывает нужный элемент. Например, при изучении весенних цветов на занятии можно показать слайды по телевизору или компьютеру с фотографиями, распечатать или нарисовать строение растения: корень, стебель, листья, цветок, плод.

Интерес у детей вызовет проведение игры "Собери растение". К примеру, картинка тюльпана разрезается на несколько частей, и ребенок собирает растение в правильном порядке, по ходу повторяя его составные части.

Изучаем математику в детском саду

В обучении дошкольников основам математики в детском саду даются знания по следующим разделам: геометрические фигуры, количественный и порядковый счет, ориентировка в пространстве и во времени, величина предметов, деление целого на части, решение и составление задач, изучение цифр. Рассмотрим демонстрационный материал по математике, какой можно использовать при изучении этих разделов.

Требования к подбору наглядности для детей дошкольного возраста
Принцип наглядности является основополагающим принципом дидактики.
Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника.
Впервые в педагогике теоретическое обоснование этого принципа дал Я.А. Коменский в
ХУП в. Дальнейшее развитие и обоснование принцип наглядности получил в работах
К.Д.Ушинского. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными
пособиями.
Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо
показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах.
объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом
возрасте являются наглядно­действенное и наглядно­
образное. Понятийная форма мышления в дошкольном
возрасте проявляется лишь в простейших формах (наглядно­
схематическое мышление). Поэтому наглядные пояснения всегда доступнее.
Это
объяснить

и
В детском саду используются различные виды наглядности:
 естественная (реальные предметы, растения, животные),
 картинная и картинно­динамическая (фото, рисунки, картины, диафильмы и др.),
 объемная наглядность (модели, муляжи),
 аудиовизуальная (кинофильмы, видеофильмы),
 графическая (схемы, чертежи),
 экспериментальная (элементарные опыты).
Требования к наглядности:
 должна реально отражать окружающую действительность,
 соответствовать уровню развития детей,
 быть высокохудожественной по содержание и оформлению.
можно
наглядный материал условно
Весь

разделить на
два
вида: демонстрационный и раздаточный.
Демонстрационный отличается от раздаточного размером и назначением.
Демонстрационный материал больше по размеру, а раздаточный - меньше.
Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его
помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, со­
здать условия, чувственную опору для развития познавательных интересов и способностей.
Значение раздаточного наглядного материала заключается прежде всего в том,
что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить
ребенка непосредственно в практическую деятельность.
Средствами наглядности могут быть реальные предметы и явления окружающей
действительности, игрушки, геометрические фигуры, карточки с изображением
математических символов, предметов, явлений и т.д.; широко используется словесная
Подготовила учитель-логопед Меньшикова А.Н.

наглядность - образное описание объекта, явления окружающего мира, художественные
произведения, устное народное творчество и др.
Профилактика зрительного утомления, успешность решения зрительных задач в
ходе непосредственно образовательной деятельности во многом обеспечивается
соблюдением требований к наглядности. В каждый возрастной период качество
восприятия наглядности во многом зависит от качества предъявляемого стимульного
материала. Чем младше ребенок, тем актуальнее для его восприятия выделение и
опознание единичных, хорошо различимых и находящихся на близком расстоянии
объектов.
Для детей до 3­х лет картинки надо подбирать с учетом следующих требований:
предметные изображения с четко выделенными контурами, однотонность фона,
отсутствие его зашумленности, наличие достаточной контрастности между фоном и
объектом, максимально простая форма изображения без обилия несущественных
деталей. Размер предметного изображения для восприятия вблизи ­ не менее 5 см. При
работе вдаль размер объекта значительно увеличивается, а дети должны находиться от
рассматриваемого объекта на расстоянии 0,5­ 1 м.
Подбирая объекты для рассматривания для детей 3­ 5

педагогу следует обратить внимание на размер и четкость
предметном изображении. Контур предметного изображения
должен быть достаточно четким, цветовая гамма должна
характеризоваться яркостью и насыщенностью. Усложняются
требования к композиционному построению: изображение
нескольких объектов на первом и втором планах. Предметная картинка для
рассматривания вблизи должна быть не менее 10­15 см, необходимо использовать
подставки, помните, что при рассматривании объект должен находиться от глаз на
расстоянии не менее 30­35 см. После продолжительного рассматривания картины вблизи
обязательно переводим взор вдаль. Соблюдение этого правила обеспечивает снятие
аккомодационного напряжения и профилактику близорукости.
К 6­ти годам существенно улучшается качество восприятия, способность различать

и локализовать контур объекта на фоне множества деталей. Рассматривание картинок не
выступает в этом возрасте в качестве напряженной зрительной работы. Ребенок
приобретает способность к более тонкому анализу изображения на различном
расстоянии от глаз. Можно выбирать различный наглядный материал с проблемным
сюжетом. Но и в этом возрасте актуально чередование зрительной работы вблизи и вдаль.
лет
деталей в
Подготовила учитель-логопед Меньшикова А.Н.

На чтение 6 мин.

Внедряя учебные пособия как наглядный материал в , педагог помогает детям развивать материалистические представления, учит их развивать навыки и умения взаимодействия с миром.

При этом для каждого этапа процесса обучения используется разный наглядный материал.

Обучение дошкольника очень важно сопровождает применением разных учебных пособий. Это помогает им усваивать новые знания, опираясь на возрастные особенности.

Наглядный материал подготавливается так, чтобы воздействовать сразу на несколько органов чувств.

Образ представляется ребенку всесторонне. Ребенок более прочно усваивает новую информацию и учится понимать связь приобретаемых знаний с практической жизнью.

Свойства наглядных материалов

В зависимости от того, какие стоят дидактические задачи, наглядный материал может иметь следующие свойства:

Естественность. Это настоящий наглядный материал, такой как животные и растения. Дети с их помощью знакомятся с флорой и фауной.

Экспериментальность. Проведение экспериментов, например таяние льда, помогает детям понаблюдать за процессами, которые также протекают и в живой природе.

Это могут быть просто фотографии или изображения, а могут быть фильмы и диафильмы. Их задача – познакомить детей с новыми явлениями или фактами, отображая их на носителей.

Объемность. Создаются объемные макеты, которые позволяют получить представление о предмете, как об объемном объекте, что расширяет возможности обычного изображения.

Звук. Педагог воспроизводить различные звуковые файлы. Например, дети могут услышать пение птиц, журчание воды или другие звуки, характерные для природы.

Символизм. С помощью различных схем и карт можно помочь детям задействовать свое абстрактное мышление для знакомства с объектами реального мира.

Смешанность. Это может быть фильм, содержащий звуковое сопровождение. Это позволяет наиболее полно воспроизвести действительность методом наглядного пособия.

Прежде чем выбрать нужный элемент наглядности, нужно подумать о том, каковы его дидактические возможности.

Виды наглядности для занятий в ДОУ

Для развития представлений у дошкольников используют так называемую образную наглядность. Рассмотрим наиболее распространенные инструменты, позволяющие в наглядной форме передать учебное содержание детям дошкольного возраста.

Картины. Их в обучении детей стали использовать еще в 19 веке. Обычно картины размещаются на стенах в большом формате. Также иногда детям раздаются специальные сюжетные картинки для определенного занятия. Часто иллюстрации встречаются в книгах для пояснения и расширения линии сюжета.

У картин ест одна важная особенность, которая позволяет использовать их в качестве учебных пособий: они изображают более концентрированно то, что в обычной жизни приобретает более размытые формы.

Таблицы. Они могут применяться для разных целей и иметь разное оформление. Это могут быть таблицы, включающие в себя художественные картины. Либо они могут состоять из фотоснимков с одной темой. Например, это может быть таблица съедобных грибов или таблица птиц нашей местности.

Иногда таблицы используют для того, чтобы объяснить новый материал. В других же случаях они применяются для уточнения знаний.

Естественные объекты. Это могут быть настоящие растения, либо какие-либо полезные ископаемые. С их помощью ребенок наглядно знакомится с величиной объекта, его формой и другими характеристиками. Особенность этого наглядного приема в том, что ребенок может не просто увидеть что-то на иллюстрации, а услышать его, потрогать и рассмотреть со всех сторон. Наблюдая за животными в реальной жизни, дети лучше понимают их жизненный уклад.

Препараты. Под препаратами подразумеваются в данном контексте любые объекты природы, которые были препарированы и консервированы. Это могут быть гербарии, семена и т.п. Их используют не только в целях демонстрации во время фронтальной работы, но и в целях организации деятельности ребят.

Коллекция. Это собрание объектов, которые имеют общий родовой признак. Например, это могут быть различные камни. Либо какие-либо насекомые.

Модель. Любое объемное изображение объекта или его части. Наглядный материал в виде модели может иметь разный масштаб. Для удобства некоторые модели увеличены по масштабу, другие же – уменьшены. Дошкольные учреждения могут иметь увеличенную модель термометра, к примеру. Либо в обычном масштабе иметь модель циферблата. Также используются муляжи некоторых растительных культур. Причем некоторые из них дети сами создают на специальных практических занятиях.

Раздаточный материал. Его используются для того, чтобы ребенок мог выполнять индивидуальные задания. Такие материалы очень часто используют во время учебного процесса. Сюда могут быть также отнесены модели или макеты, также естественные наглядные материалы природного происхождений, также это могут быть карточки с иллюстрациями. Любое наглядное пособие, которое раздается лично в руки каждому дошкольнику для достижения определенной образовательной цели.

Экранные и звуковые материалы. Сегодня благодаря развитию современных технологий большое место в обучении детей занимают визуальные и аудиосредства. Используя такие пособия, нужно понимать, что их нельзя считать универсальными инструментами. У них есть свои специфические особенности, которые объясняют широкие возможности. Однако каждый из этих инструментов должен использоваться для достижения какой-то конкретной цели.

Диафильмы. Этот наглядный материал был очень популярен еще пару десятков лет назад. Однако сегодня его все реже используют на территории детского сада. А в семьях уже давно про него забыли. Это цепочка статичных изображений, которые объединены между собой единым сюжетом. Их нужно показывать в определенной последовательности, чтобы раскрыть материал.

Дети очень увлеченно воспринимают подобные изображения. На кадре может располагаться фотография, либо рисунок.

Чтобы обучить детей приемам работы, нужно начинать с самых простых кадров. Для начала нужно помочь ребенку видеть, что изображено в кадре. Нужно внимательно рассматривать вместе с детьми рисунок, не упуская ни одной детали. Благодаря такому детальному рассмотрению, дети смогут ответить на вопросы о том, что изображено здесь, что эта личность делает, где это событие происходит, а также какую можно дать оценку этому поведению. На подобные вопросы ученики могут отвечать по-разному.

После того, как дети научились воспринимать кадры диафильма, учитель объясняем им смысл заданий по диафильмам и показывает, как нужно выполнять задание.

Диапозитив. Это изображение, которое составляет часть из коллекции до 30 штук. На этих изображениях на пленке размещаются позитивные картинки. Их помещают в пластмассовую или картонную рамку.

Отличие этих изображений от обычных диафильмов в том, как организован материал. Педагог имеет возможность самостоятельно определять последовательность демонстрации позитивов в зависимости от того, какой линии рассуждения он придерживается.

Сегодня широко распространены диапозитивы на самые разные темы. В основном, это природная тематика. Дети знакомятся с разными видами растений, изучают признаки времен года, знакомятся с тем, как устроен лес, какой бывает вода в природе. Роль диапозитивов в том, чтобы иллюстрировать содержание изучаемой темы.

Таким образом, мы можем заключить, что наглядные средства являются прекрасным инструментом для получения новых знаний во время групповой или индивидуальной работы. Дети учатся самостоятельности и творчеству, также они приобретают исследовательские навыки.

Также наглядные средства можно использовать, как зрительную опору для опроса дошкольников. Опираясь на изображение, ребенок может ответить на вопрос правильно или пересказать сюжет художественного произведения.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «savico.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «savico.ru»