Проблема гиперактивности весьма актуальна. Данная монография - одна из первых попыток реализации комплексного подхода не только на уровне теории, но и на уровне ее практического применения.
В книге освещены многие важные темы, которые будут интересны как специалистам, работающим с данной проблемой, так и родителям гиперактивных детей. Распространенность и причины синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Признаки заболевания и сопутствующие расстройства. Диагностика и различные методы лечения СДВГ. Программа тренинга для родителей и детей.
В книге описаны игры для детей младшего возраста — до трех лет (некоторые из предлагаемых игр рекомендуются с рождения).
Предлагаемые авторами игры позволят родителям и воспитателям решить целый спектр задач: развить эмоциональную сферу ребенка, его интеллектуальные способности, выработать у него навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Кроме того, в книге представлены основные теоретические сведения о младшем возрасте — они помогут лучше понять особенности взаимодействия с малышом и ключевые задачи его развития на данном этапе.
Игры для детей от трех до семи лет
Представленные игры позволят родителям и воспитателям решить целый спектр задач по развитию эмоционально-волевой, физической и познавательной сфер ребенка. Также данные игры позволят ребенку усовершенствовать свои навыки общения со сверстниками и взрослыми людьми.
Игры на управление гневом. Набор развивающих карточек
Множество игр на управление гневом, которые: научат детей справляться с гневом и другими отрицательными эмоциями; покажут им способы выражения гнева в приемлемой форме; разовьют у детей коммуникативные навыки и эмпатию; выработают умение контролировать своё тело.
Игры-приветствия для хорошего настроения
Предлагаемые игры, которые можно использовать не только в работе с детьми, но и в подростковых группах и даже на взрослых тренингах, помогут психологу и педагогу в достижении самых разных целей:
зададут оптимистичный конструктивный настрой;
будут стимулировать творческую активность;
обеспечат сплоченность группы и ее слаженную работу;
помогут сформировать навыки социального взаимодействия.
Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители
Книга адресована всем, кто работает с родителями детей и подростков: практическим психологам, учителям, работникам детских дошкольных учреждений, руководителям кружков и т.д., а также преподавателям психологии, которые смогут взять отдельные упражнения для своих тренингов и практических занятий.
Авторы книги подробно освещают следующие вопросы: как сделать общение с родителями более эффективным, как сообщать информацию о ребенке, как задавать вопросы, как противостоять манипуляциям, как быть более уверенным, как справляться со своими эмоциями и как избежать ненужных конфликтов.
Проблемы маленького ребенка
Книга - справочник по возрастным кризисам и другим особенностям развития ребенка раннего возраста (до трех лет). В ней приводятся примерные таблицы норм: что должен уметь ребенок в возрасте от года до трех. Тут же и сборник разнообразных игр для любого возраста, анализ детских рисунков, тексты колыбельных, советы на все случаи жизни.
Особое внимание отводится кризису трех лет. Особенность поведения в этом возрасте: ребенок часто вступает в конфликт с самим собой, «хочу», «уже не хочу» и «опять хочу» мелькают с завидной скоростью. Авторы дают подробное определение кризису и советуют, как справиться с различными ситуациями.
Психологическое консультирование детей и подростков. Фрагмент
Книга «Психологическое консультирование детей и подростков» знакомит с историей становления, предметом и современными методами консультирования детей раннего и дошкольного возраста, младших школьников и подростков.
Автор рассматривает консультирование данных категорий с позиции возрастно-психологического подхода, представляет различные модели консультирования и собственные подходы, которые определяют выбор методов и техник в практической деятельности.
Психология переговорного процесса: Электронное учебное
Пособие ставит своей целью ознакомить студентов с переговорным процессом и психологическими особенностями его различных аспектов.
В учебном пособии раскрывается представление о ситуации, в которой возможны переговоры, функции и виды переговоров, дается представление о динамике переговорного процесса, стратегиях и тактических приемах на переговорах. В пособии представлено описание различных стилей ведения переговоров, которых придерживаются его участники, рассмотрены виды психологического влияния оппонентов друг на друга, а также основные социально-психологические моменты, влияющие на ход переговорного процесса.
Пособие включает следующие разделы: введение в теорию переговоров; структура и динамика переговоров; стратегия и тактические приемы на переговорах; переговоры в ситуации конфликта; опосредованные переговоры; переговоры и продажи; контрольные вопросы по освоению материала; рекомендуемая литература; итоговый тест знаний по освоению дисциплины.
Электронное учебное пособие для дистанционного обучения.
Психология семьи: Электронное учебное пособие
Пособие ставит своей целью ознакомить студентов с концепциями отечественной и зарубежной психологической науки, рассматривающими семью как многоуровневую и многофункциональную систему.
В учебном пособии дается научное представление о наиболее значимых понятиях в области брака и семьи: установки на брак и семью, детерминанты выбора брачного партнера, формы брака и семьи, состав, функции, жизненный цикл развития семьи, гармоничная и дисгармоничная семья, нормативные и ненормативные кризисы развития семьи и др.
Изложение материала пособия опирается на исследование и анализ роли семьи в формировании личности, супружеских проблем, детско-родительских отношений в семье, динамики семейных отношений, вопросов психологической помощи семье.
Пособие включает следующие разделы: функции, состав семьи и виды семей; жизненный цикл развития семьи; психологические особенности семейных отношений; психологическая помощь семье; контрольные вопросы по освоению материала; рекомендуемая литература; итоговый тест знаний по освоению дисциплины.
Родилась в Москве на улице Шаболовка в семье естествоиспытателей. 25 лет состояла в браке, мать профессионального историка.)
Образование:
Окончила ГОУ СОШ №324 г. Москвы / воспитанница учителей-словесников: Тамары Рудольфовны Липской и Анатолия Викторовича Паншина /. Также выпускница Студии художественного слова под руководством режиссёра Евгении Михайловны Ростовой-Норд.
Окончила Московский государственный университет (МГУ) им. М.В.Ломоносова: ф-т журналистики в 1988 г., диплом 4,8 (специальность : Журналистика - квалификация : Журналист - специализация : Литературный работник газеты) и ф-т психологии в 1998 г., диплом с отличием (специальность : Психология - квалификация : Психолог. Преподаватель психологии - специализация : Практическая социальная психология). /Благодарная ученица профессоров: Александра Владимировича Ващенко, Лилии Шарифовны Вильчек, Ясена Николаевича Засурского, Елизаветы Петровны Кучборской; Ларисы Андреевны Петровской, Валерия Викторовича Петухова./
Владеет английским языком.
Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук подготовлена на кафедре зарубежной журналистики и литературы МГУ им. М.В.Ломоносова , решение о присвоении учёной степени принято в Совете Московского университета в 1992 г. Тема диссертации: «Возрождение журналистики индейцев США и идеология традиционализма (70-80-е годы XX в.)» .
Профессиональная переподготовка по специальности «Клиническая психология» (1440 часов) на кафедре психотерапии ПСФ Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова (2017-2018 гг.). Квалификация: Медицинский психолог . Тема аттестационной (дипломной) работы: «Личностные факторы риска развития когнитивной аддикции у студентов вуза».
Повышение квалификации:
- 3–17 мая 2006 г. (г. Москва). Программа «История и философия науки» (72 ак. ч.) ГОУВПО Московский педагогический государственный университет (удостоверение №207 о повышении квалификации);
- 5 марта - 12 мая 2008 г. (г. Москва). Программа «Компетентностный подход к изучению актуальных философско-социологических проблем мирового сообщества и России в XXI веке» (38 ак. ч.) ФДПО МГИМО МИД России (удостоверение о повышении квалификации ФДПО/ Л-36 , выданное 27.06.2008 г.);
- 21–28 апреля 2010 г. (г. Москва). Программа « Психолого-педагогические основы преподавания в высшей школе. Общение и управление конфликтами в группе» (14 ак. ч.) ИДПО МГИМО МИД России (удостоверение о повышении квалификации ИДПО/ Л-52 , выданное 05.05.2010 г.);
- 22–24 октября 2010 г. (г. Москва). Авторский практический семинар члена Общества аналитической психологии (SAP), профессора Университета Эссекса Эндрю Самуэлза (Великобритания) по глубинной психологии и юнгианскому анализу «Юнгианская психотерапия о любви и смысле жизни» (24 ак. ч., сертификат участницы №054/ 102-II , выданный Московской ассоциацией аналитической психологии 24.10.2010 г. за подписями проф. Э.Самуэлза и сопредседателя МААП С.О.Раевского) / Seminar on Analytical Psychology by professor Andrew Samuels (GB) at the MAAP, Moscow, Russia;
- 25–26 июня 2011 г. (г. Москва). Программа «Взаимодействие в кругу семьи» (16 ак.ч.) Летней школы православной психологии при Свято-Сергиевской православной богословской академии (сертификат участницы);
- 2 октября - 18 декабря 2011 г. (г. Москва). Учебная программа «Психологическое консультирование в сети Интернет» (62 ак. ч.) Федерации психологов-консультантов онлайн (сертификат об окончании курса, выданный 18.12.2011 г.);
- 1 ноября 2014 г. (г. Москва). Авторский семинар председателя Международного общества песочной терапии (ISST) и обучающего аналитика Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP) д-ра Александра Эстерхайзена (Великобритания) по юнгианской теории с мастер-классом песочной терапии «Выявление неосознаваемых процессов в ходе „игры с песком“» (6 ак. ч.) на базе Российского общества аналитической психологии (сертификат участницы, выданный 01.11.2014 г. за подписью д-ра А.Эстерхайзена) / Seminar on Jungian theory & Sandplay by Dr. Alexander Esterhuyzen (GB) at the RSAP, Moscow, Russia /.
Хобби - рисование, эссеистика, генеалогия, творчество Уилла Сэмпсона .
Общий стаж работы:
с 1983 г.
Работа в МГИМО МИД России:
1996–98 гг. - редактор в Научной библиотеке.
С 1998 г. - преподаватель, затем доцент кафедры философии.
2007–2008 гг. - руководитель ВТК (в рамках Инновационной образовательной программы) по созданию УМК .
С января 2001 г. по октябрь 2014 г. - член редколлегии страницы кафедры философии на портале МГИМО, автор Архива заседаний кафедры.
С октября 2015 года руководит философской мастерской «Коктебель» в рамках просветительско-воспитательной работы кафедры со студентами.
Награждена юбилейным нагрудным знаком «Министерство иностранных дел Российской Федерации. 200 лет».
В 2016 г. «за многолетнюю добросовестную научно-педагогическую работу в Университете и в связи с юбилеем» С.Н.Лютовой объявлена благодарность от имени ректора МГИМО профессора А.В. Торкунова /Приказ № 355-к от 16.02.16 г./.
Читаемые дисциплины:
- Когнитивная психология и международные отношения, для IV курса ИМОиУ (зачёт)
- лекционно-практический курс «Психология личности» для 3 ФП (форма отчётности: экзамен);
- семинары по философии для 1 МО (форма отчётности: экзамен);
- лекционно-практический курс «Общая психология» для 1 ФП (форма отчётности: диф. зачёт);
- лекционно-практический спецкурс по выбору «Этнопсихология в практике разрешения межэтнических конфликтов: психологический практикум» для 1 ФП (форма отчётности: диф. зачёт);
- лекционно-практический курс «Современные проблемы антропологии» для 1 МП (форма отчётности: диф. зачёт);
- лекционно-практический курс «Риторика» для 1 МП (форма отчётности: диф. зачёт)
- лекционный курс «Риторика» для 1 МО (форма отчётности: диф. зачёт);
- семинары по курсу «Философия» для 2 МП, 2 МЭО, 3 МЖ (форма отчётности: диф. зачёт);
- семинары по курсу «Психология для дипломатов» для 2 МО (форма отчётности: диф. зачёт)
Достижения:
Автор ряда научных публикаций, двух монографий и трёх учебных пособий. Дважды лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу, проводимого Фондом развития отечественного образования (в 2008 и 2011 гг.).
Cферы профессиональных интересов:
НАУКА:
- философия культуры, культурная антропология, философия воображения (член Российского философского общества с 1999 г.);
- видео доклада о М.А.Волошине на конференции «Лики вечной женственности» 29.03.2014 г.
ПРАКТИКА:
Dr. Svetlana N. Lyutova.
Curriculum vitae
Date of birth: 17.02.66
Education:
– M.V. Lomonosov Moscow State University (MSU), Psychology Department
(1995-1998) – M.S. in Psychology (honours diploma);
(1988-1992) – Ph.D. in Philology. Doctorate thesis on “The Native American Journalism Revival and Ideology of Traditionalism”;
– M.V. Lomonosov Moscow State University (MSU), Journalism Department
(1983-1988) – M.S. in Journalism (diploma rating 4,8).
Membership of professional bodies: Russian Philosophical Society.
Years within the firm: since 1996 (at the present position: since 1999).
Key qualifications:
At present time Mrs. Lyutova conducts lectures, seminars and trainings on general course of Rhetoric and individual course “Communicative Competence: the Rhetoric Practice”, on general course of Psychology. Mrs. Lyutova specializes on Cross-cultural Psychology and Philosophy of culture, on Archetypal Psychology of Creativity.
Specific experience:
2018 N.I.Pirogov Russian National Research Medical University (RNRMU), Psychological-Social faculty (2017-2018) - postgraduated education programs «Clinical psychology » (1440 h.), specialist degree.
2014 seminar on Jungian theory "Unconscious processes made visible in Sandplay" by Dr. Alexander Esterhuyzen (GB) at the RSAP, Moscow, Russia.
2010 seminar on Analitical Psychology by professor Andrew Samuels (GB) at the MAAP, Moscow, Russia.
Other relevant information (e.g. Publications):
2014 Author of monographs “Voloshin & Tsvetaeva: from Second Generation of Russian Symbolists to Postmodern”.
2014 Author of baccalaureate course book “Fundamentals of Psychology and Communicative Competence”;
2012 Visiting lecturer for postgraduates at The Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences;
2011-12 Visiting lecturer at the Moscow Institute of Psychoanalysis;
2010 Author of postgraduate course book “Fundamentals of Psychology and Pedagogic of Higher Education” – M.: Prospect, 2010;
2009 Co-author of course book by Philosophical Dept. of MGIMO “The Civilization in Perspective: Philosophical Problems”/ Edit. by H.F.Khrustov, A.V.Shestopal.
Шпаргалка для взрослых:
Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми
Структура книги 5
О программе “Сообщество” 5
ГЛАВА 1. ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ 7
Что такое гиперактивность? 8
Портрет гиперактивного ребенка 9
Как выявить гиперактивного ребенка 9
Как помочь гиперактивному ребенку 11
Работа с родителями гиперактивного ребенка 15
Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми 17
Как играть с гиперактивными детьми 18
Подвижные игры 19
Игры за партами 23
ГЛАВА 2. АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ 24
Что такое агрессивность? 25
Портрет агрессивного ребенка 25
Как выявить агрессивного ребенка 27
Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) 27
Критерии агрессивности у ребенка (анкета) 27
Как помочь агрессивному ребенку 28
Работа с гневом 29
Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций 32
Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию 35
Работа с родителями агрессивного ребенка 36
Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми 38
Как играть с агрессивными детьми 39
Подвижные игры 39
Игры за партами 43
Глава 3. Тревожные дети 43
Что такое тревожность? 43
Портрет тревожного ребенка 45
Как выявить тревожного ребенка 45
Критерии определения тревожности у ребенка 46
Признаки тревожности 46
Критерии определений страха разлуки 47
Как помочь тревожному ребенку 48
Повышение самооценки 48
Обучение детей умению управлять своим поведением 51
Снятие мышечного напряжения 53
Работа с родителями тревожного ребенка 53
Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми 54
Как играть с тревожными детьми 55
Подвижные игры 55
Игры, способствующие расслаблению 58
Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе 59
Игры за партами 60
Глава 4 аутичные дети 60
Что такое “аутизм”? 60
Портрет аутичного ребенка 62
Как выявить аутичного ребенка 63
Как помочь аутичному ребенку 64
Работа с родителями аутичного ребенка 70
Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми 71
Как играть с аутичными детьми 71
Подвижные игры 72
Игры за партами 74
ГЛАВА 5 РИСУЮТ НАШИ ДЕТИ 74
Рисунки гиперактивных детей 76
Рисунки агрессивных детей 79
Рисунки тревожных детей 80
Рисунки аутичных детей 82
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ИЛИ МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА 83
Список литературы 85
Издание подготовлено при участии Литературного агентства “Новая строка”
Рецензент: доктор психологических наук Л. А. Головей
Книга поможет воспитателям и учителям научиться понимать “сложных” детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. Авторы предлагают конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, агрессивности, тревожности, аутизма у детей. В книге содержится подробное описание практических приемов, игр и упражнений, способствующих адаптации таких “проблемных” детей, а также советы родителям.
Для психологов, воспитателей, учителей младших классов, студентов психологических и педагогических факультетов.
Коррекция агрессивности методом игротерапии
Лебо Светлана Радиковна, педагог-психолог
Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба
Проблема агрессивного поведения ребенка актуальна в наши дни и особенно важна для тех родителей, чьи дети склонны к подобным проявлениям, хотя родителям не всегда легко признать, что именно их ребенок агрессивен, является источником неприятностей и даже зла для других.
Необходимо помнить также, что ребенок может быть агрессивным не обязательно по вине родителей, т.е. неправильного воспитания. Черты агрессивного поведения могут быть скрыты в темпераменте и характере ребенка (пониженная степень чувствительности, сопереживания другим, взрывчатость, гневливость, обидчивость) или являться результатом особого созревания нервной системы.
Поскольку одним из основных видов дошкольной деятельности является игра, применение метода игротерапии наиболее эффективно.
Ниже приведены примерные игровые задачи-приемы:
Маленькое приведение” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: Научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.
Содержание: “Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такие движения (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и поизносить страшным голосом звук “У”. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук “У”, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить”. Затем педагог хлопает в ладоши. “Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!”
1. “Волшебные шарики” *(Павлова Я.А.)
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Содержание: Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек “лодочку”. Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик – “болтик” – и дает инструкцию: “Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у нас во время выполнения упражнения.
3. “Мой хороший попугай”
Цель: игра способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.
Содержание: Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: “Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова? Дети предлагают: “Говорить с ним ласково”, “Научить его играть и т.д. Взрослый бережно передает кому-либо из них плюшевого попугая (мишку, зайца). Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) попугая другому ребенку.
Игру лучше проводить в медленном темпе.
4. “Цветик - симицветик”
Цель: Игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение.
Ребенок смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии.
В течении учебного года можно провести подобные занятия многократно, а в конце года обсудить с ребенком, изменились ли его взгляды на окружающих и на себя.
Например, если ребенок в начале года говорил, что он счастлив, когда ему дарят подарки, а через 2-3 месяца заявил, что чаще всего он бывает, счастлив, когда другие дети принимают его в игру, то можно поговорить с ним об этом и спросить, почему у него изменились представления.
5. “В тридевятом царстве”
Цель: Игра способствует формированию чувства эмпатии, установлению взаимопонимания между взрослым и ребенком.
Ребенок сопровождает рисунок описанием своих похождений “в сказке”.
Взрослый же в процессе рисования задает ему вопросы: “А что бы ты ответил герою сказки, если бы он спросил тебя…?”, “А что бы ты сделал на месте героя?”, “А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь…?”
6. “Липучка”
Цель: Игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.
Содержание: Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: “ Я - липучка- приставуча, я хочу тебя поймать”. Каждого пойманного ребенка “липучки” берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои “сети” других.
Когда все дети станут “липучками”, они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.
Если музыкальное сопровождение невозможно осуществить, взрослый задает темп игре, хлопая в ладоши. В этом случае темп, быстрый в начале игры, замедляется по мере ее проведения.
7. “Котик” (Павлова Я.А.)
Цель: Снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного настроя в группе.
Нежиться на солнышке (лежит на коврике);
Потягивается;
Умывается;
Царапает лапками с коготками коврик и т.д.
В качестве музыкального сопровождения можно воспользоваться записями аудиокассеты “Волшебные голоса природы”: “Малыш в лесу”, “Малыш у реки”, “Малыш и птичка” и др.
Используемая литература
1. Е.К. Лютова, Г.Б.Монина “Тренинг эффективного взаимодействия с детьми”. СПБ, – 2003г.
2. Романов А.А. “Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей”. М.: Школьная пресса, - 2003.